Чудеса природы [20] |
Имена и события [8] |
Народы. Традиции. [2] |
Главная » Статьи » В мире интересных фактов » Имена и события |
![]() 30 сентября «Эндьюранс» перенёс тяжелейшие ледовые сжатия за всё время экспедиции и Уорсли сравнил корпус корабля с «воланом, который перекидывают дюжину раз». 24 октября
сильный напор льдов со штирборта привёл к разрушению деревянной конструкции и
образованию пробоины. На лёд были выгружены припасы и три шлюпки. Трое суток
команда боролась за жизнь корабля, откачивая из трюмов воду при −27 °C. 27
октября Шеклтон распорядился начать эвакуацию на лёд. ![]() Разбитый «Эндьюранс» во льдах. ![]() Судно находилось в точке 69°05’ю.ш., 51°30’з.д. Обломки держались на плаву ещё несколько недель, что позволило извлечь множество оставленных вещей, в том числе фотокамеры Хёрли и 550 отснятых фотопластинок. Из-за огромного веса пришлось отобрать только 150 наиболее удачных, а остальные бросить. После гибели корабля не могло быть и речи о пересечении континента: команде предстояло выжить. У Шеклтона было несколько вариантов маршрута, но особенно его привлекал
остров Робертсона, откуда можно было добраться до Земли Грэма и китобойной базы
в заливе Вильгельмины. Уорсли рассчитал, что команде предстоит преодолеть около
700 км,
причём считал необходимым дождаться лета, чтобы можно было двинуться на лодках.
Шеклтон отверг это предложение. ![]() Ледовая обстановка непрерывно ухудшалась. По словам Хёрли, «это был
сплошной лабиринт валов и торосов, в котором едва можно было найти ярд ровной
поверхности». За три дня удалось преодолеть всего 3 мили, после чего 1 ноября
Шеклтон объявил остановку: предстояло дождаться таяния льдов. Лагерь на льду
получил название Ocean Camp, причём находился в виду обломков
«Эндьюранса», который окончательно затонул 21 ноября. ![]() Фрэнк Хёрли и Эрнест Шеклтон (справа) в Океанском лагере. Дрейф проходил в северо-восточном направлении со скоростью 7 миль в сутки, при этом лагерь уносило от потенциальных мест спасения. Это побудило Шеклтона 21 декабря объявить о начале второго похода, который начался 23 декабря. Поход оказался
чрезвычайно тяжёлым: люди проваливались в снег по колено, постоянно приходилось
пересекать гряды торосов. 27 декабря взбунтовался плотник Гарри Макниш, кота
которого Шеклтон застрелил в октябре. Плотник заявил, что, по Морскому уставу,
он является моряком только на борту судна и после гибели «Эндьюранса» не обязан
повиноваться командиру. Его удалось утихомирить, но Шеклтон не забыл этого
эпизода: несмотря на огромный вклад в спасение команды, который Макниш совершил
позднее, он не был представлен к награде. 29 декабря Шеклтон обнаружил, что за
неделю каторжного труда команда продвинулась всего на 7,5 миль (12 км), и с такой скоростью
понадобится не менее 300 дней, чтобы достигнуть земли. После этого был основан
«Лагерь Терпения» (англ. PatienceCamp),
в котором команда провела более трёх месяцев. Вскоре начала
ощущаться нехватка продовольствия: всё, без чего можно было обойтись, было
оставлено в Океанском лагере. Харли и Маклин были отправлены за
продовольствием. 2 февраля 1916 года Шеклтон направил большой отряд, чтобы
забрать побольше запасов и третью шлюпку, которую было бросили. Основой рациона
стала тюленина, но из-за наличия множества собак мяса отчаянно не хватало. Поэтому
2 апреля начальник распорядился пристрелить всех оставшихся ездовых животных.
Собачина обеспечила людей дополнительной пищей. Дрейф проходил
неровно, 17 марта лагерь пронесло через широту острова Паулет, но 60-ю милями
восточнее, а лёд был настолько изломан, что шансов дойти у команды не было.
Теперь все надежды Шеклтона были обращены на остров Элефант, расположенный в 160 км к северу.
Шеклтон думал и о достижении Южных Шетландских островов, иногда посещаемых
китобоями, но все эти маршруты требовали опасного перехода в шлюпках по
ледяному морю. 8 апреля льдина, на которой располагался лагерь, раскололась, причём палатки и запасы оказались на меньшей части льдины, продолжавшей разрушаться. Команда срочно начала грузиться на шлюпки, уже подготовленные к подобному событию. Шлюпки окрестили в честь спонсоров экспедиции: «Джеймс Кэйрд», «Дадли Докер» и «Стэнкомб Уиллс». Утром 9 апреля был спущен на воду «Дадли Докер», а через четыре часа на плаву были уже и две оставшиеся шлюпки. Шеклтон командовал «Джеймсом Кэйрдом», Уорсли — «Дадли Докером», командиром «Стэнкомба Уиллса» формально был назначен штурман Хадсон, но из-за его психического состояния фактически на шлюпке распоряжался Крин. Теперь целью Шеклтона был о. Десепшен, где имелась возведённая китобоями деревянная церковь, из материала которой можно было построить судно. Переход осуществлялся медленно: море было забито льдами, из-за чего экспедиционеры часто вытаскивали шлюпки на лёд и ожидали улучшения обстановки. Шеклтон, заколебавшийся было в выборе маршрута, наконец, решился плыть до Залива Надежды. Однако голод, температура воздуха −30 °C и невозможность укрыться от солёной воды принудили его дать команду идти на о. Элефант, как единственно возможное для них убежище. 14 апреля они достигли юго-восточного побережья острова, но не смогли высадиться из-за крутых скал и обрывистых ледников. 15 апреля Шеклтон добрался до северного побережья и обнаружил узкий галечный пляж, на который смогли высадиться люди со всех шлюпок. Вскоре выяснилось, что в этих местах очень высокие приливы и гавань не гарантирует безопасности. 16 апреля Уайлд с командой «Стэнкомба Уиллса»
исследовал побережье в поисках подходящей гавани, которая и была обнаружена
всего в 7 милях
(11 км).
Новый лагерь получил название Point Wild («Мыс Дикий» и одновременно
«Мыс Уайлда»). Остров Элефант был
бесплодным и необитаемым местом, расположенным вдалеке от судоходных трасс.
Шеклтон не сомневался, что поисковым отрядам даже не придёт в голову туда
заглянуть; это означало, что дело спасения с этого момента становится задачей
самой команды. Перезимовать на острове было можно: хотя и лишённый
растительности, он имел вдоволь пресной воды, а также тюленей и пингвинов как
главного источника пищи и топлива. Однако состояние людей быстро ухудшалось,
как в физическом, так и в психическом плане, а постоянные штормы сорвали одну
из палаток во временном лагере, и угрожали остальным. В этих условиях Шеклтон
решил взять с собой небольшую команду на одной шлюпке и идти за помощью. Ближайшим обитаемым местом был Порт-Стэнли, до которого было 540 морских миль (1000 км), но преобладающие
западные ветра делали его фактически недостижимым. Более доступным был остров
Десепшен, расположенный к востоку; хотя и необитаемый, он посещался китобоями,
а Британское Адмиралтейство устроило там склад специально для потерпевших
кораблекрушение. После долгих дискуссий между Шеклтоном, Уорсли и Фрэнком
Уайлдом, Шеклтон решил идти на китобойную базу на Южной Георгии, расположенной
в 800 морских милях (1520 км).
Её предстояло достичь на одиночной шлюпке в условиях приближающейся полярной
зимы. В случае везения, если море будет свободным ото льда, и выживет шлюпочная
команда, Шеклтон рассчитывал добраться до помощи примерно за месяц. ![]() «Джеймс Кэйрд»,
китобойный вельбот, лишенный палубы, был построен по чертежам Колина Арчера.
Длина его достигала 6,9 м. Плотнику Макнишу предстояло сделать шлюпку
более мореходной, располагая только тем имуществом, которое было у
экспедиционеров. Макниш надстроил борта и сделал из парусины чехол, заменивший
палубу. Для достижения водонепроницаемости швы были обработаны тюленьей кровью
в смеси с масляной краской. С «Дадли Докера»
сняли мачту и сделали из неё фальшкиль, как для увеличения остойчивости, так и
чтобы сделать корпус более крепким. Для улучшения остойчивости в шлюпку
положили «длинную тонну» (1016
кг) балласта. В шлюпку загрузили
припасы, предназначенные для трансантарктического похода: галеты, пищевые
концентраты, сухое молоко и сахар. Пресную воду залили в две 18-галлонные бочки
(одна из которых была негерметичной). Пищу готовили на двух примусах. С собой Шеклтон брал шестерых людей, полностью доверяя только Уорсли и Крину, проверенным в экспедициях Скотта. Прочие были добровольцами: вызвались идти Винсент и Маккарти, а также плотник Макниш. К. Алекзэндер полагала, что Шеклтон хотел держать главных смутьянов под своим контролем. Штурманом вызвался быть Уорсли. | |
Просмотров: 1886 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |