Приветствую Вас Гость!
Пятница, 19.04.2024, 13:39
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка

Теоретические основы педагогических технологий 2.

В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости педагогическим процессом, его проектирование и возможность анализа путем поэтапного воспроизведения. Сущность педагогической технологии состоит в том, чтобы, опираясь на постоянную обратную связь, гарантировать достижение четко поставленных целей. Поэтому технология постановки целей становится важнейшим исходным условием педагогической технологии.

Педагогическая технология предполагает точность и предсказуемость результата, осознание путей его достижения. Ясно, что педагогические технологии не могут быть чем-то принципиально иным по сущности, чем другие технологии. Как и любые иные, они имеют свои отрасле­вые (клановые, профессиональные) осо­бенности и в том, какими методами и средствами оперируют, и в том, с каким «материалом» имеют дело.

Их специфика проявляется и в наличии воспитательного компонента (а отсюда их отчасти вероятностный харак­тер), и в необходимости учета философ­ского, психологического, медицинского и экологического аспектов проблемы.

Приведем наиболее существенные признаки педагогических технологий:

1.     Технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора.

2.     Технологическаяцепочка педагогических действий, операций, коммуникацийвыстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого резуль­тата.

3.     Технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учи­теля и учащихся (на договорной основе) с учетом принципов ин­дивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации че­ловеческих и технических возможностей, диалогического общения.

4.     Элементы педагогической технологии должны, с одной сторо­ны, быть воспроизводимы любым учителем, а с другой — гаран­тировать достижение планируемых результатов (государственно­го стандарта) всеми школьниками.

5.     Органической частью педагогической технологии являются диа­гностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности (В.В. Пикан).

Подобно тому, что в педагогической теории не существует единого и устоявшегося определения педагогической технологии, т.е. нет общепринятого понятия, так и не существует единого мнения по поводу сущности и структуры педагогической технологии. Разные авторы по-своему рассматривают данную проблему, поэтому и изучать ее следует в соответствии с различными мнениями. Автор данной работы рассматривает точки зрения на проблему ведущих специалистов: Т.А. Стефановской, Г.К. Селевко и В.А. Сластёнина.

Итак, Г.К. Селевко (20)полагает, что педагогическая технология в максимальной степени связана с учебным процессом – деятельностью ученика и учителя, её структурой, средствами, методами и формами. Поэтому, согласно его теории, в структуру педагогической технологии входят:

1.   Концептуальная основа;

2.   Содержательная часть (цели обучения – общие и конкретные, содержание учебного материала);

3.   Процессуальная часть – технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности школьников, методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса).

Таким образом, Г.К. Селевко разбивает структуру педагогической технологии на 3 компонента: концептуальную основу, содержательную  часть и процессуальную часть.

Рассмотрим ещё одну точку зрения на сущность педагогической технологии – это точка зрения В.А. Сластёнина. (21). В своём учебном пособии он говорит о том, что одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Таким образом, В.А. Сластёнин выделяет следующие компоненты педагогической технологии:

1.   Аналитическая деятельность (завершающаяся постановкой диагноза).

2.   Прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность.

3.   Анализ, прогноз и проект - «неразрывная» триада при решении любой педагогической задачи.

Как уже было сказано выше, первый компонент в структуре - аналитическая деятельность – должна заканчиваться постановкой педагогического диагноза. В практической педагогике термин «педагогический диагноз» означает оценку общего состояния педагогического процесса или его отдельных компонентов в процессе обучения.

Технология обучения педагогики в вузе Т.А. Стефановской базируется на следующих ведущих идеях: интеграция педагогических дисциплин; интенсификация процесса обучения через использование мнемосхем; диагностическая основа и содержание учебных дисциплин, детерминированное взаимосвязью объективных и субъективных условий. Автор в качестве основных компонентов педагогической технологии выделяет:

· целевую установку;

· содержательный компонент;

· собственно технологический (организационный) компонент;

· экспертно-оценочный компонент.

Целевая установка подготовки специалиста определена государственным стандартом; выражается она не только объемом необходимых знаний и  умений, но и набором личностных качеств выпускника вуза. Примечательно, что описание целевой установки диагностично, т.е. предполагает ее конкретизацию с учетом региональных условий функционирования системы образования (24).

Практическая реализация педагогического воздействия выстраивается как воплощение слагаемых педтехнологии. Стержневым компонентом педтехнологии, по мнению Щурковой Н.Е., является педагогическая техника (владение педагогом своим психофизическим аппаратом и умение понять отношение ученика по его психофизическому аппарату (культура речи, мимика, жесты, пантомимика). Для коррекции отношения и поведения учитель использует педагогическую оценку. Нельзя себе представить учебно-воспитательный процесс без предъявления воспитанникам педагогического требования, разрешения и создания педагогического конфликта, реализации информационного воздействия, творческого решения педагогических ситуаций. Сочетание названных компонентов педтехнологий обеспечивает педагогу творческий успех.

Как никогда сегодня становятся востребованными воспитательной практикой такие личностные качества (имидж) педагога, как искусство общения, открытость, искренность, доброжелательность, эрудиция, кругозор, артистизм, обаяние, эмпатия, импровизация, фантазия, рефлексия, умение вовремя обнаружить "новообразования", перемены во взаимоотношениях детей, их настроениях, реакциях. Такими качествами должен обладать и преподаватель "Педтехнологии" в педвузе. Этот предмет благотворно влияет на формирование педагогической направленности мышления и деятельности педагога-воспитателя, а именно, видения им целостности педагогического воспитательного процесса, в котором все компоненты органично взаимосвязаны и взаимообусловлены: учитель-ученик, цель и задачи воспитания, принципы, методы и формы педвоздействия, контроль и помощь в ходе подготовки и проведения конкретных дел, анализ и оценка полученных результатов, их так называемые "последействия" с предварительной диагностикой, коллективным обсуждением и планированием.

Переворот, совершающийся сегодня в воспитательном процессе, состоящий в смене ключевых педагогических позиций и модификаций теоретической картины воспитания как психолого-педагогического феномена, породил новые характеристики воспитательного процесса, являющиеся производными от новых принципов, таких, как: принцип ценностных ориентаций, субъектности и данности (Сластенин В.А., Щуркова Н.Е.). Первый принцип требует от педагога наполнить взаимодействие с детьми ценностным содержанием, ориентированным на такие высшие ценности общечеловеческой культуры, как человек, жизнь, природа, труд, познание, общение. Второй – направляет внимание педагога на постоянное инициирование в ребенке способности быть субъектом собственных действий, поведения в своей жизни. Третий – определяет такое отношение к ребенку, когда его принимают как безусловную ценность и данность, уважительно относясь к истории его жизни, развитию, специфике, личностного становления.

Эти три новых направления-принципа – в профессиональной подготовке учителя задаются названными сущностными характеристиками:

·    философской подготовкой на основании всех духовных ценностей, выработанных историей;

·    диалогической подготовленностью учителя, состоящей в умении вести диалог с воспитанником, выводить его на диалог, выстраивать диалог детей с миром и культурой, а также в умении развивать в ребенке способность вести диалог с самим собой, чтоб он вырастал субъектом, вполне осознающим себя в этом мире и могущим производить свободный выбор, за который может нести ответственность. Только в диалоге и через диалог формируется жизненная позиция, осознания связи своего "Я" с миром;

·    этическая подготовка учителя должна становиться основанием для его умения принимать личность воспитанника как данность. Только такое умение педагога сохраняет неповторимые проявления личности ребенка, не стирает уникальные его черты и не позволяет своеобразию личности перерасти в своеволие, анархизм, вседозволенность. Только такие умения сохраняют работу педагога с группой, как работу с личностями, как совокупным субъектом, а не собранием объектов.

3. Особенности технологии обучения

В иерархии технологий в образовании «педагогические технологии» занимают верхнюю ступень. Далее идут, в частности, «технологии обучения». Технология обучения включает целостный процесс постановки целей, постоянное  обновление  учебных  планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных  материалов,  оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново,  как только становится известной информация об эффективности системы.

В работе "Технология обучения в системе высшего образования" Ф. Янушкевич, один из ведущих специалистов в этой области, определил, что технология обучения – это система указаний, которые в ходе использования современных методов и средств обучения должны обеспечить подготовку специалиста за возможно более сжатые сроки при оптимальных затратах сил и средств.

Венгерский ученый-педагог Ласло-Салаи определил технологию обучения, как «обобщающее понятие, включающее анализ целей, планирование, научную организацию учебно-воспитательного процесса, выбор методов, средств и материалов, наиболее соответствующих целям и содержанию в интересах повышения эффективности обучения».

Представитель высшей военной школы, исследовавший данную проблему, Э. Н. Коротков формулирует следующее определение технологии обучения: «С одной стороны, технология обучения – это системное, целостное знание о способах проектирования и организации всего процесса обучения на основе развернутой последовательности точно определенных дидактических целей. С другой стороны, технология обучения – это научно организованный, развернутый по времени процесс обучения, в котором проектируется и реализуется вся система взаимосвязей между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения, система контроля, оценки и коррекции учебной и преподавательской деятельности».

Расширенную трактовку понятия дает Н. В. Маслова, которая трактует ее, как систему, включающую в себя концепцию образования, цель образования, методику, учителя, ученика, администрации, здания, учебники и учебные пособия, программы, технические средства обучения (ТСО), финансирование .

С точки зрения А. Я. Савельева, «технологии обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющим систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей».

Но некоторые авторы отмечают что определения ТО, приведенные выше, не отмечают, не учитывают и не включают в себя важный признак технологии, как возможность расчленения процесса на процедуры и операции. Известно, что чтобы какая-либо деятельность получила право называться технологией, необходимо, чтобы она имела возможность сознательно и планомерно расчленяться на элементы, реализующиеся в определенной последовательности. Ни содержание и состав, ни порядок и последовательность этапов, процедур и операций не могут быть установлены произвольно, поскольку каждая деятельность имеет свою внутреннюю логику развития и функционирования. Кроме того, используя этот порядок процесс можно тиражировать. Именно это дает возможность тиражировать процесс.

Технология обучения представляет собой:

1.     Определенный способ осуществления педагогической деятельности по достижению образовательных целей.

2.     Сущность способа состоит в рациональном расчленении деятельности на процедуры и этапы с их последующей координацией и синхронизацией.

3.     Это расчленение осуществляется предварительно, сознательно и планомерно на основе и с использованием научных знаний, передового опыта педагогики и смежных, связанных с ней наук.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Geo (08.07.2011)
Просмотров: 8402 | Теги: теоретические основы педагогических | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]