Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 30.03.2020, 22:43
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка

Теоретические основы педагогических технологий.

   Понятие "Педагогическая технология" в последнее время вошло в оборот и употребляется широко, хотя неопределенно и неоднозначно. Обычно оно означает приемы работы учителя в сфере обучения и воспитания. В зарубежной педагогике значение этого понятия ограничено сферой обучения.

Рассмотрим определения и понятия, встречающиеся в педагогической литературе.

   Термин "технология" стал утверждаться, когда внимание педагогов и исследователей обратилось к особенностям педагогического воздействия на школьников. Воздействие осуществляется как момент раскрытия, демонстрации и передачи личностного ценностного отношения педагога к чему или к кому бы то ни было. От того, насколько ярко ему удается "выразить себя в содержании и форме" зависит ответная реакция воспитанника, внутренне переживающего это отношение (сопереживание к человеку, ощущение радости от успеха другого).

   Успех в реализации педагогического воздействия во многом зависит от умения организовать его, избрать целесообразный его вариант. А умению этому надо педагога учить, о чем мечтал еще А.С. Макаренко.

   Исходя из этого основания, один из авторов исследования проблемы В.Ю. Питюков понятие "педагогическая технология" трактует как научное обоснование выбора операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, воздействия, гармонично сочетающего свободу личностного проявления и социокультурную норму. Являясь компонентом профессионального мастерства, педагогическая технология всегда наличествовала в профессиональной деятельности воспитателя, коль скоро момент воздействия не мог не присутствовать во взаимоотношениях педагога с детьми

   Из приведенных определений понятие "Педагогическая технология" наиболее "близко к истине" и научному его толкованию дает Н. Е. Щуркова. В целом ряде монографий, научных статей ею раскрывается сущность понятия "педтехнология", ее структура, слагаемые, принципы и пути применения в практической педагогической деятельности воспитателя, учителя, классного руководителя, логика изложения материала и его преподавания.

   В монографии «Педагогическая технология» (педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника) и других своих работах она раскрывает ее суть как «сумму и систему научно-обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей». Воздействие осуществляется в процессе организации многообразных видов деятельности и общения с целью формирования у школьников отношений к миру (к Родине, людям, труду, к себе).

Воздействие определяется педагогическими целями, обстоятельствами. Организация воздействия, отмечает автор, всегда творческий акт, потому что число переменных, подлежащих учету в момент воздействия, очень велико, их сочетание бесконечно.

    Педагогическое воздействие не допускает манипулирования сознанием и отношениями воспитанника.

   Педагогическое воздействие предполагает предоставление воспитаннику возможности самостоятельно и осознанно производить выбор, становясь субъектом собственной жизни. Что для этого должен предпринять педагог?

В первую очередь необходимо разбудить активность детей, вооружить их способами осуществления деятельности, так как только через интенсивное взаимодействие с миром совершается развитие личности; отказаться от постоянной опеки воспитанников, от принятия ответственности на себя (учителей и родителей) за все, что бы ни совершали дети, предоставить им возможность самостоятельно принимать решения.

   Чтобы воспитательный процесс был успешным, отмечает Н.Е. Щуркова, необходимо профессиональное освоение педагогом всех трех блоков: теоретического, методического и технологического в их органическом единстве и нерасторжимости.

    М.В. Кларин рассматривает педагогические технологии как системную совокупность и порядок функционированиявсех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

   Отличительно по своей структуре и частично содержанию определение В.П. Беспалько: «Педагогические технологии – содержательная техникареализации учебного процесса».

   Несколько по-иному педагогические технологии определяет В.М. Монахов: «Педагогические технологии - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и ученика».

   Дефиниция, предложенная Б.Т. Лихачёвым следующая: «Педагогические технологии – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; это есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса».

   Индивидуальна и формулировка ЮНЕСКО: «Педагогические технологии  – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия; ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

   Педагогическая технология — это описаниепроцесса достижения плани­руемых результатов обучения (И.П. Волков).

   Ф. А. Фрадкин определяет педагогические технологии, как «системное, концептуальное, нормативное, объектированное, инвариантное описание деятельности учителя и ученика, направленное на достижение образовательных цели».

   Т.А. Стефановская, рассматривая сущность педагогических технологий, исходит из следующих положений: «Педагогика – это наука о воспитании и обучении, составляющих единый педагогический процесс. Слагаемые педагогического искусства – это знания о педагогическом процессе + педагогические умения +педагогическая техника при грамотноорганизованном общении, соединенном с профессиональной увлеченностью, убежденностью, верой и педагогической импровизацией.

   Если педагогический процесс рассматривать как совокупность последовательных действий учителя и учащегося (воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и формирования личности последнего; организацию педагогического процесса как совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, помня, что действие предполагает не только ответ на вопрос «что», но и «как наиболее эффективно», то вполне логично под педагогической технологией понимать организацию педагогического процесса в соответствии с конкретной теоретической парадигмой».

   Перечислим основные определения педагогической технологии:

·    это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату;

·    это  систематический  метод  планирования, применения и оценивания всего процесса  обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и  взаимодействия  между  ними  для достижения более эффективной формы образования;

·    это алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся на  основе  проектирования  всех  учебных  ситуаций;

·    это  описание,  проект  процесса  формирования личности;

·    это  научно обоснованное предписание эффективного осуществления педагогического процесса;

·    это комплексный, интегративный процесс, включающий людей,  идеи,  средства и способы организации деятельности для  анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих  все  аспекты  усвоения  и  управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний.

   Таким образом, в результате изучения педагогической литературы по данной проблеме можно сделать следующий вывод.

   Понятие педагогической технологии многозначно. В конкретных исследованиях она рассматривается и как инструментарий педагогического процесса, и как техника реализации учебного процесса, и как модель, и как системный метод или совокупность средств для достижения педагогических целей. Множество мнений в терминологии, многогранность понятия с точки зрения теории говорят о том, что разрешение проблемы зависит от будущего развития педагогической науки.

   Несмотря на разнообразие взглядов на понятие педагогической технологии, большинством ученых педагогическая технология рассматривается как педагогический феномен, который сосредоточивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами учебно-воспитательного процесса, учебно-воспитательного воздействия и взаимодействия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное – помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность (творчество), которые востребованы сегодня в деятельности педагога.

Автор (вслед за Т.А. Стефановской) определяет педагогическую технологию как совокупность, систему последовательных, взаимосвязанных действий педагога, направленных на воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Geo (08.07.2011)
Просмотров: 6975 | Теги: теоретические основы педагогических | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]