Системой,
ставшей популярной в московских школах, является теория учебной деятельности и
методов начального обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Система
Эльконина-Давыдова разрабатывалась с 1958 г. на базе экспериментальной школы № 91
Российской академии образования.
Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные
групповые дискуссионные формы работы, в ходе которой дети открывают для себя
основное содержание учебных предметов. Знания не даются детям в виде готовых
правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной, эмпирической системы в основу
изучаемых курсов положена система научных понятий. Отметок детям в начальной
школе не ставят, учитель совместно с учениками оценивает результаты обучения на
качественном уровне, что создает атмосферу психологического комфорта. Домашние
задания сведены к минимуму, усвоение и закрепление учебного материала
происходит на уроках.
Дети не переутомляются, их память не перегружается многочисленными, но
малосущественными сведениями. В результате обучения по системе
Эльконина-Давыдова дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку
зрения, учитывать позицию другого, не принимают информацию на веру, а требуют
доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению
различных дисциплин.
Обучение проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом
качественном уровне.
В настоящее время разработаны и практически применяются программы по
математике, русскому языку, литературе, естествознанию, изобразительному
искусству и музыке для начальной школы и программы по русскому языку и
литературе для средней школы.
|