Система
эйдетики - память без границ. "Эйдос" в переводе с греческого -
"образ". Эйдетизм - это способность очень ярко представлять себе
предмет, которого нет в поле нашего восприятия. Большинство людей умеют это
делать. Когда они вспоминают какой-либо предмет, они как бы видят его,
чувствуют, иногда даже ощущая цвет или запах. Способность мыслить образами
изначально была присуща человеку, и только с развитием цивилизации он приучил
себя запоминать не только картинку, образ, но и абстрактный символ в виде слова
или цифры.
Термин "эйдетизм"
был впервые введен в психологию немецким ученым Э.Йеншем, который доказал, что
образное мышление - закономерная стадия детского развития. Каждый ребенок -
эйдетик, говорили ученые, но различали при этом явный эйдетизм и скрытый.
Проведя в 30-е годы свои первые эксперименты, ученые обследовали более полутора
тысяч школ в Германии и обнаружили, что 100% учащихся - эйдетики, из них 40% -
явные и 60% - скрытые. То есть все обследованные дети обладают образной
памятью. В России это направление в психологии развили Л.С. Выготский и А.Р.
Лурия.
В "Школе эйдетики" (существует с 1989 года) детей и взрослых учат мыслить
образами, что позволяет удерживать в памяти нужный в жизни объем информации,
обучают освобождать свою память от ненужной информации, забывать ее.
Например, дети легко "оживляют" цифры и начинают с ними с
удовольствием общаться. Двойка может быть зеленой лягушкой, а тройка - это
ворона, которая летит, четверка - сломанный стул, он скрипит, и из него торчит
пружина. Применяя подобные образы, дети легко запоминают большое количество
цифр и с удовольствием занимаются математикой. Точно так же они способны
запомнить очень длинные ряды слов, даже не связанных друг с другом по смыслу,
не говоря уже о связных текстах.
Игорь Матюгин, директор школы, доктор педагогических наук, профессор РАЭ и его
коллеги, опытные педагоги и психологи, учат на занятиях, как использовать в
ежедневной жизни все техники эффективного запоминания (а их более 20), которые
накоплены человечеством: запоминание иностранных слов без зубрежки, запоминание
стихов, формул, цифр, телефонных номеров, имен, лиц и другой информации.
Значительно улучшается внимание, сокращается время выполнения домашнего
задания. Серия книг по развитию образной памяти, подготовленная школой, издана
в России, Германии, Польше общим тиражом более одного миллиона экземпляров.
Несколько методов запоминания зарегистрированы как изобретения. Подготовлено
более 3000 инструкторов по развитию образной памяти, которые преподают во
многих странах ближнего и дальнего зарубежья.
|