Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 13:40
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка

Педагогические технологии 2.

I. Актуализация знаний. Основное отличие проблемного урока от не проблемного является то, что учитель на уроке преднамеренно создает проблемную ситуацию и выдвигает учебно-познавательную проблему перед учащимися. Однако нельзя ставить учебную проблему без предварительной актуализации той группы ранее усвоенных знаний, которая непосредственно связана с материалом, подлежащим усвоению путем решения проблем. Таким образом, на этапе актуализации учитель подготавливает учащихся к решению проблем при изучении нового материала. Этот этап служит для активизации мыслительной деятельности учащихся и организации условий для возникновения проблемной ситуации.

II. Создание проблемной ситуации. Учителем специально подобранным содержанием (жизненные, производственные примеры, исторические сведения, занимательные опыты, парадоксы, софизмы и т.п.) создается ситуация затруднения, пути преодоления которого ученикам неизвестны. Проблемная ситуация активизирует мышление, стимулирует поисковую познавательную деятельность учащихся. В создавшейся проблемной ситуации формулируется проблема. Проблемная ситуация является основой для возникновения проблемы.

III. Выдвижение учащимися предположений, гипотез, их обоснование. На этом этапе учителю необходимо предоставлять учащимся возможность обмениваться мнениями в поисках решения поставленной проблемы, не опасаясь так называемого «рабочего шума». Здесь очень важно и нужно умение учителя терпеливо выслушивать эти гипотезы, не отвергая и не поддерживая их. Как только учитель каким-то способом (словом, жестом) дает знать учащимся о правильности или ошибочности высказанных ими предположений, сразу же неизвестное становится известным, проблема снимается и поиск прекращается. Только в этом случает ученики внутренне осознают недостаточность своих знаний для решения проблемы.

Иногда приходится слышать, что всякая беседа учителя с учащимися предполагает выдвижение гипотез, учащимися. Однако, как показывает школьная практика, при традиционном обучении во время беседы учителя слишком мало заботятся о том, что думают учащиеся по тому или иному вопросу, а главное – почему думают так, а не иначе, то есть нет обоснования гипотезы. Нередко учитель останавливается на правильном ответе, утверждая этот ответ, но не выясняя причин неправильных ответов.

IV. Решение проблемы учащимися путем самостоятельного поиска и пополнения недостающих знаний. Управляя деятельностью учащихся, учитель наиболее рациональными путями ведет их к верным выводам. Существенным моментом решения проблем является сбор информации о свойствах элементов, составляющих познавательную проблему. На основе анализа гипотез строятся суждения; они доказываются и обосновываются.

V. Анализ полученных результатов, выводы. Правильно организованная заключительная часть изучения материала содействует более глубокому осознания учебного материала и прочности его усвоения. В результате решения учебной проблемы учащиеся приходят к заключению и общим выводам. Дается их формулировка, устанавливается значение полученного вывода, его связь с другими знаниями, полученными ранее.

VI. Проверка решения проблемы, упражнения. Степень усвоения нового знания проверяется вопросами проблемного характера, требующими для решения применения знаний в новых ситуациях.

VII. Задание на дом. Задача учителя состоит в том, чтобы наряду с теоретическим материалом и задачами, упражнениями, имеющимися в учебниках и задачниках, дать учащимся задания и вопросы, требующие от них творчества, развития мышления учащихся.

Такая структура проблемного урока влияет на качество учебного занятия как системы. Целостность системы определяется оптимальным набором элементов и связью между ними.

Если учитель выпустил из структуры, например, этап актуализации имеющихся знаний, у учащихся будет отсутствовать опорные знания и умения, и не сформируется познавательная потребность.

Реальный результат будет ниже запрограммированного и тогда, когда учитель не обеспечивает взаимной связи между этапами, или когда каждый этап существует сам по себе и не работает на основной этап в структуре урока.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Geo (06.07.2011)
Просмотров: 972 | Теги: Технология развивающего проблемного | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]