Младенец,
пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы
потом соединить их в слоги. И даже еще раньше, во время его лепета, никогда не
слышно отдельных букв, всегда только слоги. Ученые, занимающиеся этой
проблемой, открыли, что традиционный, вербально-фонемный, принцип обучения
чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные
"элементики”. Ими было установлено, что такая методика не только глубоко
закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые
патологические звуко-речевые комплексы. Таким образом, показано, что
традиционный принцип обучения чтению изначально вводит ребенка в специфическую
психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Именно она – один из факторов
формирования напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. А речемоторная
напряженность сама по себе уже создает ситуацию развития ранних психических
нарушений.
Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, Николай Александрович Зайцев
(р.1939), настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения
чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и
здоровье ребенка.
Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики
Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре,
которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему
только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается
настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти
пособия, когда – всей группой, когда – поодиночке.
Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.
Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким
знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на
отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады
Зайцев и написал на гранях кубиков.
Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают.
Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими
и мягкими. Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же
занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать
одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи
малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками
следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении,
сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания
уделяя кубикам (методику обучения чтению малышей первого года жизни переложила
Лена Данилова).
В целом складовый принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков Н. А.
Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе, свободе, при которой ребенок,
как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему
звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам
себя корректирует.
Безусловным достижением автора является системный подход к такому предмету, как
математика. Предлагаемая автором методика основана на системе таблиц,
погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из
чего состоит, какими обладает свойствами, и какие действия можно с ними
производить. Зайцев в доступной форме рассказывает, откуда взялись дроби и
степени, и что можно с ними делать. Эта методика рассчитана на детей 3 - 4 лет,
но ее также можно использовать и для учеников начальной школы.
Зайцевские пособия очень хорошо подходят всем детям – быстрым и медленным,
слабым и сильным. В своих детских садах Зайцев предпочитает брать в группу
самых слабых детей, и они очень быстро догоняют основной поток. В этом, в
принципе, и должна заключаться суть всех развивающих методик.
|