Приветствую Вас Гость!
Вторник, 16.04.2024, 18:35
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка

Педагогические технологии 1.

За последние годы педагогическая наука обогатилась новыми понятиями и терминами, заимствованными из других областей знаний. К такому понятию относится понятие «педагогической технологии».

Технология в переводе с греческого – искусство. С другой стороны, в технике и промышленности под технологией подразумевается совокупность процессов обработки или переработки материалов в конкретной отрасли производства, продуманный логический процесс исполнения и получения конкретного продукта, а также научное описание способов производства. Например, технология выплавки стали, где каждое действие продумано, запрограммировано и алгоритмизировано. Отсутствие какого-нибудь элемента в программе может привести к нежелательным элементам. Так же  можно говорить о технологии пошива обуви, костюмов, выращивания картофеля, свеклы, кукурузы, огурцов и т.д.

Что касается педагогической технологии, то здесь перед исследователями имеется широкое поле деятельности для раскрытия этого понятия и разработки конкретных путей для применения их в конкретной практике.

Анализ отечественной и зарубежной научно-педагогической литературы по проблеме технологизации учебно-воспитательного процесса и управления им показывает, что зарождение идеи связано с успехами научно-технического прогресса и распространением его достижений в самые различные области знаний и практики. Изучение этапов формирования понятия педагогической технологии приводит к следующей последовательности: педагогическая техника, аудиовизуальное образование, программированное обучение, алгоритмизация учения, нот учителя и школьника, оптимизация  и интенсификация учебно-воспитательного процесса, дидактическая технология, информационная технология, модульное обучение, педагогическая технология.

Массовое внедрение педагогических технологий в практику исследователи относят к началу 60-х годов и связывают с реформированием американских, а затем европейской школы.

К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за рубежом относятся Дж.Кэрролл, Б.Блум, Г.Гейс, П.Митчелл, В.Коскарелли и др.

Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к обучению отражена в научных трудах П.Я.Гальперина, Н.Ф.Тальзиной, А.Г.Ривина, Л.Н.Ланда, Ю.К.Бабанского, П.М.Эрднива, И.П.Раченко, Л.Я.Зориной, В.П.Беспалько, М.В.Кларина, М.И.Махмутова, Т.И.Шамовой и др.

В настоящее время педагогические технологии в науке рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.

Возникновению и практическому применению педагогических технологий способствовали ряд причин. Самой главной из них является необходимость внедрения в педагогику системно-деятельностного подхода, позволяющего реализовать в решении задач образования результаты исследований многих отраслей знаний. Второй причиной является потребность мотивации и активизации учебно-познавательной деятельности школьников, замены малоэффективного и вербального способа передачи знаний и воспитания.

Возможности экспертного проектирования технологической цепочки процедур, методов, организационных форм взаимодействия учителя и учеников, обеспечивающих гарантированные результаты обучения и снижающие негативные последствия работы малоквалифицированного учителя обусловили третью причину возникновения технологического подхода в педагогике.

У истоков технологизации педагогики стоял А.С.Макаренко.

В 1933 г. он писал: «Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди… Именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка».

Для понимания сущности педагогической технологии рассмотрим несколько подходов к ее определению.

По мнению английского ученого П.Митчелла «педагогическая технология – есть область исследований теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связь со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов».

В материалах ЮНЕСКО 1986 г. дается следующее определение понятию: «Педагогическая технология – систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования».

Педагогическая энциклопедия определяет педагогическую технологию как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.

По мнению М.И.Махмутова, «Технологию можно представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, гарантирующий достижение поставленной цели».

Мы солидарны с автором, когда он пишет: «Педагогическая технология – это не дидактика (теория обучения), это и не частная методика. Как дидактико-методическая система педагогическая технология приложима к любому предмету, она конкретна».

Проверенные и подтвержденные практикой дидактические теории и концепции могут служить теоретической основой определенной педагогической технологии.

Существенными признаками педагогической технологии являются: алгоритмизируемость, проектируемость, управляемость. На это указывают ряд авторов.

Эти признаки в той или иной мере присущи и методической системе по изучению основ наук и организации воспитательной работы. Однако в педагогической технологии эти признаки выражены наиболее сильно.

Педагогическая технология уделяет серьезное внимание процессуальной стороне взаимодействия учителя и учеников, но в ней слабо представлен содержательный компонент, который присутствует в методической системе наиболее полно. Исходя из содержания и характера изучаемого материала методика преподавания каждого  предмета имеет специфические особенности, а педагогическая технология изучения материала, дающая предписания этапов этого процесса может быть одинаковой для ряда учебных предметов.

Анализ представленных определений позволяет выделить существенные характеристики современной трактовки понятия педагогической технологии:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора. Так можно различать технологии процесса усвоения знаний, умений и навыков и технологии развивающего обучения;

- поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть воспроизводимы любым учителем и гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;

- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Педагогическая технология должна последовательно воплощать на практике заранее спроецированный учебно-воспитательный процесс, предполагающий: а) возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами с глубокой теоретической подготовкой и богатым практическим опытом; б) свободного выбора технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся.

По целям и задачам педагогические технологии могут различаться по разным основаниям. Одни могут обеспечить формирование знаний и умений учащихся, другие – целенаправленное развитие мышления.

Первоначально под дидактической технологией понималась попытка технизации учебного процесса. Первой педагогической технологией в этом аспекте явилось программированное обучение.

Дальнейшее развитие исследований в области педагогической технологии несколько расширило ее содержание. Под педагогической технологией стали понимать не просто исследования в сфере использования технических средств или компьютеров, а исследования с целью выявления принципов и разработки приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. Поэтому в поле зрения  многих исследователей находятся вопросы разработки эффективной педагогической технологии урока.

Разрабатывая технологию урока, необходимо рассматривать на него как на форму учебных занятий, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих частей. Это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата.

Системообразующей частью урока является триединая дидактическая задача, объединяющая функции обучения: обучающую, воспитывающую и развивающую.

Содержание учебного материала составляет содержательную основу технологии. Сюда входят не только теоретические сведения, правила, теоремы, законы и т.д., но и задачи, упражнения, вопросы учителя – все то, что должны усвоить ученик и способствует этому усвоению.

Процессуальную сторону технологии составляют методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития учащихся. В методах обучения и сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность учителя и учащихся. Именно они определяют стиль работы учителя на уроке.

Формы организации познавательной деятельности учащихся учитываются в технологии с включением каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность на основе сочетания индивидуальной, групповой и общеклассной работы.

Основная задача уроков является создать у учащихся систему знаний, умений и навыков. При этом на первый план выдвигаются задачи учить мыслить, самостоятельно приобретать знания. Пути решения этих задач разрабатывает дидактика. Решение проблем, связанных с обучением конкретному предмету решает предметная дидактика-методика обучения предмету.

Методика обучения предмету является наукой, имеющей свою специфику. Она глубока связана с методологией и содержанием изучаемой науки, так как при обучении необходимо отражать особенности этой науки, ее содержания и методов исследования.

Методика связана с изучаемой конкретной наукой, философией, педагогикой, дидактикой, психологией, логикой, возрастной физиологией и техникой.

Одной из основных особенностей современной идеологии процесса обучения является переход к личностно-ориентированному подходу в обучении, что требует использования комплекса методов, организационных форм, технологий для развития личности. Характерной особенностью развивающей обучающей технологии обучения является то, что учебный процесс протекает в условиях мотивированного управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью школьника, что существенно меняет роли учителя и ученика в обучении.

В педагогической системе, ориентированной на репродуктивную познавательную деятельность учащихся, на учителя возлагается передача знаний в готовом виде, а на учащихся – строгое выполнение исполнительской функции репродуктивного характера.
Категория: Методическая копилка | Добавил: Geo (06.07.2011)
Просмотров: 3902 | Теги: педагогические технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]