Приветствую Вас Гость!
Вторник, 16.04.2024, 10:08
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Качество образования

Система контроля учебных достижений учащихся.
         Контроль знаний учеников, как известно, осуществляется несколькими путями. Наблюдения за учениками во время занятий, проверка их учебных достижений предусматривает фиксирование результатов контроля в виде оценивающего суждения или числового балла. Цель такой проверки состоит в том, чтобы проанализировать состояние  учебно-воспитательного процесса за определенный период и утвердить решения о необходимости усовершенствования урока или же других форм организации обучения, их методики. Там, где обучение принято как процесс руководства наставительно-познавательной деятельностью учеников, контроль есть необходимым звеном, способом получения обратной информации.
       В учебном процессе различают такие виды контроля:
1. Предупредительный — перед изучением нового материала имеет своей задачей обнаружить качество
опорных учебных достижений с целью актуализации и коррекции, установить необходимые внутрипредметные и межпредметные связи.
2. Текущий — имеет место в процессе изучения нового материала; его задача — обнаружить уровень усвоения знаний, умений и
навыков с целью их коррекции.
3. Тематический —  предусматривает проверку, оценивание и коррекцию усвоения определенной системы знаний, умений и навыков.
4. Итоговый— осуществляется в конце семестра с целью учета успеваемости за данный промежуток времени.
5. Заключительный — осуществляется в конце учебного года с целью учета успеваемости каждого ученика за год. Важным видом контроля есть зачет или экзамен.
Основные функции контроля результатов успеваемости:
1. Образовательная — состоит в том, что учитель систематически следит за учебной деятельностью учеников, изучает результаты этой деятельности и изменяет ее.
2. Диагностическая — суть ее в том, что учитель выясняет причины успехов и неудач в учебных
достижениях учеников и определяет меры по повышению качества обучения, предотвращения и устранения недостатков.
3. Воспитательная — состоит в том, что систематический контроль и оценивание успеваемости оказывают содействие воспитанию у учеников дисциплины, старательности в работе, трудолюбия,
чувства ответственности, обязательности, привлечению учеников к взаимоконтролю, оказывают содействие формированию в них принципиальности, справедливости, коллективизма, взаимоуважения.
4. Развивающая  — обоснование учителями оценки, самооценки и взаимооценки оказывают содействие
развитию у учеников логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать, классифицировать и систематизировать. В процессе контроля развивается память, совершенствуется умственная деятельность, речь.
5. Стимулирующая  — суть ее в том, что правильно обоснованная и справедливая оценка успеваемости учеников является важным стимулом в учебной работе, который переходит в стойкий мотив ответственности.
6. Управленческая  — свидетельствует, что на основе контроля учитель получает информацию об уровне успеваемости, успехах и неудачах каждого ученика и это разрешает ему правильно исправить работу ученика и свою личную деятельность  - изменить методику преподавания, усовершенствовать организацию обучения учеников.
Все эти функции взаимосвязанные и имеют комплексный характер.
       Педагог проверяет и оценивает учебную успеваемость учеников, руководствуясь определенными требованиями, разработанными педагогической теорией и практикой, а также соответствующими директивными документами.
Главные из требований:
1. Индивидуальный характер проверки — необходимо проверять учебные достижения каждого
ученика. Во время проверки надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика: темперамент, характер, способности, особенности психологических функций.
2. Системность проверки успеваемости.
3. Тематическая направленность проверки состоит в том, что, определяя знание учеников, преподаватель должен определить, какой раздел программы, какую тему, вид учебных достижений он оценивает.
4. Дифференцированный контроль успеваемости — ученики работают неодинаково, по-разному относятся к выполнению учебных задач, проявляют больше или меньше настойчивости в работе, имеют неодинаковые способности.
5. Объективность и обоснованность оценивания — эффективным стимулом к обучению оценка становится тогда, когда она справедливая, объективная и к всем ученикам относятся одинаково. Надо, чтобы ученики видели справедливость и доброжелательность учителя.
6. Требовательность учителя — обязательное условие качества знаний. Либерализм учителя часто наносит большой ущерб.
7. Единство требований — во всех учебных заведениях успеваемость учеников оценивают на основе единых требований, установленных Министерством образования. Важным этапом в контролировании знаний учеников есть проведение зачетов. В конце семестра или учебного года учитель проверяет соответствие уровня усвоения учениками теоретических и практических знаний  требованиям государственных стандартов. Вместе с тем проверяет персональные достижения каждого ученика и его интеллектуальное развитие и воспитанность.
Для осуществления зачета необходимо составить соответствующую программу.
Эта программа может отвечать таким требованиям:
—ученик должен обнаружить знание теоретической учебной информации, которая касается данного учебного предмета (понятия, законы, правила, принципы, конкретные факты) в границах систематизированного уровня овладения теоретическими знаниями;
—программа должна быть посвящена проверке учебных достижений, необходимых для решения
практического компонента базовой учебной программы, соответственно  уровню усвоения учениками учебной информации;
—программа может давать возможность проверить, как ученик научился переносить полученные знания, умения и навыки в подобные ситуации (решение учебных проблем по аналогии);
—давать возможность проверять, как ученик научился последовательно, логически и доказательно пользоваться полученными теоретическими и практическими знаниями для решения творческих задач;
— предусматривать проверку умения пользоваться разными видами информационных источников, а также уровень коммуникативных способностей учеников;
—программа может охватывать зону оценочного мышления учеников;
—проверять и устанавливать показатели развития ребенка.
Полученные данные дают довольно полную и глубокую характеристику состояния интеллектуального развития каждого школьника. Результаты такой проверки дают возможности для планирования, организации и управления обучением на следующий семестр и учебный год.
Во время творческого зачета, защиты своей творческой работы, в которой принимают участие только ученики, которые претендуют на высокий балл по двенадцатибалльной шкале оценивания учебных достижений, проверяются умения и навыки учеников, которые выходят за уровень требований государственных стандартов. Этой проверке поддают учеников, которые планируют получить высшее образование в границах данного профиля.
    Зачет можно проводить в любой форме, которая максимально реализует идею глубокой проверки результатов учебной деятельности в течение семестра или учебного года. Это может быть обычная контрольная работа, устное опрашивание, тестирование, разные виды лабораторных работ, выполнение конкретных задач, которые определяют уровень учебных достижений в границах государственных стандартов. Обязательным условием любой формы зачета есть участие в нем всех без исключения учеников и получения ними положительной оценки. Если ученика невозможно аттестовать положительной оценкой, ему дают дополнительное время для переаттестации.
    Творческий зачет можно проводить в форме ролевой игры, защиты творческой работы, отчета о выполнении продолжительного творческого проекта, конференции, семинара, фестиваля, персональной творческой выставки, научного доклада. Обязательной для содержания и формы этого вида зачета есть практическая актуальность проблемы. Результативным творческим зачетом считают такой, который можно предложить для практического внедрения в той или другой сфере.
    Итак, проведение зачетов дает возможность контролировать учебные достижения учеников, оказывает содействие воспитанию их ответственности за результаты своей учебной деятельности, кроме того, учитель осуществляет коррекцию своей деятельности на следующий семестр и учебный год.
Категория: Качество образования | Добавил: Geo (18.03.2011)
Просмотров: 7725 | Теги: контроль в учебном процессе | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]