Качество образования [23] |
Методическая копилка [46] |
Наши праздники [9] |
Старшеклассникам [6] |
Дополнительный материал к урокам географии [22] |
Календарь географа [8] |
Мысли вслух и на бумаге. [5] |
Физическая география. [59] |
География Украины [86] |
География Крыма. [13] |
Экономика. [3] |
Экономическая география мира. [17] |
Материалы пользователей сайта
[29]
В данном разделе находятся методические разработки, которые добавляют на сайт коллеги - учителя. В разделе материалы по различным школьным дисциплинам.
|
В мире интересных фактов [30] |
Главная » Статьи » Качество образования |
Развитие творческих
способностей в процессе обучения географии
Педагогическая деятельность по самой своей природе носит творческий характер. Деятельность людей в различных сферах духовного и материального производства включает в себя два неразрывно связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий. В воспроизводящей деятельности люди, как правило, ничего существенно нового в процесс создания ценностей не вносят, а лишь повторяют то, что в общественном и личном опыте уже сложилось. Они создают материальные и духовные ценности по сложившимся моделям и образцам. В творческой деятельности людей создается новый опыт, происходят качественные изменения, как в характере, так и в продукции труда. Одно дело скопировать ту или иную картину, и другое – ее создать. Одно дело овладеть той или иной теорией и другое – внести в эту теорию что-то новое, в науке еще неизвестное. Нечто подобное наблюдается и в обучении. Учащиеся могут изучать учебный материал в том виде, в каком он им сообщается учителем или излагается в учебнике. Пользоваться теми методами и приемами познавательной деятельности, которые я им предлагаю, но могут значительно шире и глубже изучать учебный материал, раскрывать новые стороны изучаемых явлений, высказывать свои суждения, пользоваться более совершенными методами решения поставленных вопросов, приобщаться к простейшим исследованиям. Первый вид деятельности учащихся можно назвать воспроизводящим, а второй – творческим. Основное отличие творческой познавательной деятельности от воспроизводящей состоит в более глубоком проникновении в сущность изучаемых вопросов, в активизации познавательных способностей и творческих сил учащихся, в новизне их сужений, выводов и способов деятельности. Творческая деятельность учащихся в обучении должна развивать пытливость и самостоятельность учащихся, подготавливать их к самостоятельному приобретению знаний и творческому их применению на практике. Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом». Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребенка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно-активная личность. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается необычной формой. Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой. Моя задача сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является проектная деятельность школьников. Одним из примеров развития интереса к уроку географии и творческого подхода к выполнению проектной работы я предлагаю следующий материал. Творческое задание по теме «Географическая карта»«Белые пятна на карте» 6 класс Цели: Ø Обобщить и проверить знания по теме «Географическая карта»;Ø Отработать умения и навыки работы с элементами плана местности физической карты; Ø Продолжить развитие познавательного интереса к урокам географии и развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения. Хорошо быть путешественником – открывать новые земли, давать названия морям, рекам, городам… Жалко, что сегодня уже не осталось на карте «Белых пятен» - неоткрытых земель. А если немного пофантазировать. Представь себе, что ты открыл новый неизвестный остров в океане! Прежде всего, его надо тщательно изучить, а потом сообщить о своем открытии. Но, чтобы закрепить за собой право первооткрывателя острова, необходимо сообщить о своей находке следующие сведения: Ø географические координаты острова;Ø название, размеры (приблизительно); Ø история открытия острова и описание природы и быта аборигенов (если они там есть); Ø представить физическую карту острова, выполненную в масштабе (масштаб каждый выполняет сам в зависимости от размеров острова. Только помните – остров величиной с Америку – это уже не остров, а целый материк!); Ø название всех географических объектов: морей, рек, озер, заливов, проливов, течений, гор, равнин, впадин, названия высочайших вершин и т.д.; Ø могут быть даны указания (с помощью условного знака, который ты сам придумаешь) о том, где лучше причалить судам, и какие берега опасны для подхода; Ø различные высоты, как и на всяких картах, изображаются с помощью цвета (смотри шкалу глубин и высот). Некоторые правила оформления карт: Ø Все названия пишутся печатными буквами, все надписи располагаются горизонтально.Ø Водные объекты подписываются синим цветом, а остальные – черным. Ø Названия не наползают друг на друга и не мешают друг другу. Ø Цвета на карте соответствуют общепринятой шкале глубин и высот. Ø Карта оформляется аккуратно, раскрашивается равномерно. Открывателем новых земель может стать любой желающий. | |
Просмотров: 3325
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |