Приветствую Вас Гость!
Суббота, 28.03.2020, 23:53
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Качество образования

Как повысить интерес учащихся к географии?

Как повысить интерес учащихся к географии?

И. И. Кокина,
учитель географии лицея № 10 г. Химки Московской обл.

 

Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению!

Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!

Н.В. Гоголь

 Лучше и не скажешь! И очень важно, чтобы мы, учителя, подхватили и развили это детское увлечение. Если ученик «заболел» географией, он заражает других. И надо поддержать эту болезнь. Самый трудный год в моей работе был, пожалуй, после Пензенской олимпиады, когда ребята разработали «Положение о школьной заочной олимпиаде». Я не думала, что эта идея найдет столько сторонников. Каждый месяц — новые задания, итоги, тренировочные занятия. Результаты сказались потом: все победители той олимпиады стали победителями и призерами региональных, открытых олимпиад МГУ, четыре ученика были участниками всероссийских олимпиад.

Современный школьник имеет больше возможностей — телевидение, компьютер, Интернет уверенно входят в нашу жизнь, но он все более остро ощущает дефицит духовного контакта, который возникает в результате, прежде всего, общения, общения вне урока. У нас родилась традиция: ребята разного возраста готовятся к олимпиаде вместе. Сдвигаются столы, раскладываются словари, справочники, задачники, обсуждаются решения. В перерыве — традиционный чай. Какой радостью светятся глаза семиклассника, когда утром в школьном коридоре старшеклассник протягивает ему руку! А «бывшие» позвонят или забегут на минутку, чтобы спросить: «Ну, как?».

Как войти в класс, с чего начать? Я читаю ребятам строки известного поэта.

 

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по жизни мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,

Как кипит за кормой белый снег атлантических пен.

И как ранней весной голубеют фиалки в Париже.

Роберт Рождественский

 

Еще не все слова знакомы детям, но мечта рождается — увидеть мир своими глазами. Конечно, за небольшой отрезок времени (45 минут) дать ученикам информацию, проверить знания, развить практические навыки — задача сверхсложная. И все-таки, начало должно быть ярким: отрывок из художественного произведения, ведь столько книг с географическим содержанием: «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров», «20 000 лье под водой» Жюля Верна, «Путешествие на «Кон-Тики» Тура Хейердала, «Жемчуг Парлея», «Любовь к жизни» Джека Лондона. А наши соотечественники — К.Г. Паустовский, М.М. Пришвин, А.Е. Ферсман. Да разве можно всех перечислить? Если школьник не отзовется и не прочитает это в детстве, то не прочитает уже никогда!

Мозговая атака, географический детектив, географическая разминка, обучающие задачи из газеты «География» — все может быть началом урока.

География позволяет разнообразить формы работы: это и дневники ментальных путешествий, и рассказы с умышленными географическими ошибками, и игры, и поэтические пробы пера, и многое другое. И если троечник прислал мне письмо с обратным адресом: «Африка, экваториальный лес, шалаш под высоким деревом», значит, его «зацепило», надо помочь ему вырасти, не потерять это чувство успеха.

Наверное, поэтому результаты итоговых уроков всегда выше. Ребята активно включаются в процесс подготовки: изготовляют медали для победителей и призеров, работают с картой, повторяют изученное. Заключительный урок по южным материкам включал несколько этапов для четырех команд: определение материка по краткой характеристике, выбор из предложенного списка географических объектов «своего» материка, конкурс «почемучек», работу с контурной картой, выявление «самых-самых» особенностей материка, игру «Кто такой? Что такое?», советы туристу, разработку маршрута возвращения домой. И на финише — родной город, который нельзя не узнать: «Ему скоро 70 лет, по населению — второй в Московской области, средний возраст населения — 27 лет. Рабочие, специалисты, ученые этого города в суровые годы войны строили самолеты, создавали ракетный щит нашей Родины в послевоенные годы, из цехов предприятий города начинали свой путь в космос многие уникальные аппараты».

Одно из условий результативности — положительное эмоциональное отношение к предстоящей деятельности. Можно просто сформулировать задачу: рассчитайте угол падения солнечных лучей в Москве 22 декабря. А можно и так: под каким углом падают солнечные лучи в твой день рождения в твоем городе? И найдутся ребята, которые решат эту задачу и для себя, и для своих близких.

Важнейшей задачей считаю развитие пространственного воображения ребят.Я прошу нарисовать карту, вернее, план их дороги в школу. Интересно, что живут они в одном микрорайоне, ходят по одним дорогам, видят одни элементы улицы, но какие разные получаются ментальные карты. У одних — пиктографическое изображение домов и других элементов пейзажа, у других — хорошо опознаваемые ориентиры, связи между элементами улицы, позволяющие сориентироваться в пространстве. Даже у выпускников составление ментальных карт мира и материков вызывает интерес.

Готовясь к краеведческой конференции, ребята обратили внимание на карту района, составленную более 150 лет назад. Долготы не соответствовали действительности. Не могли же топографы так ошибиться! Заглянули в справочники. Оказалось, долготы в России в те времена отсчитывали от Пулкова. Поэтому, когда в нашей «Географии» появилось задание «Найдите 10 различий», ребята прежде всего обратили внимание на картографическую сетку.

На старой карте ребята заметили, что названия сельских населенных пунктов оканчиваются буквой «а»: Кузнецова, Вашутина, Юрова, Петрова и др. Оказывается, в средние века названия давались по имени владельца. Поэтому, когда появилось в «Географическом пополнении» задание «Реконструкция территории», вопроса, как назвать свое поселение, не возникало — конечно, своим именем.

Большую роль в развитии интереса играют городские мероприятия. Традиционно в нашем городе проходит экономический саммит, учителя географии с экономистами готовят ребят к участию в саммите. Тема этого года была «Олимпийские игры 2016 года». Нам досталась Япония. Надо было выдвинуть город будущей Олимпиады, доказать, что это самый лучший вариант. Сколько материалов просмотрели ребята! Ученики разных классов приносили их в оргкомитет. Как по-японски звучит и пишется девиз олимпийцев, где и какие олимпийские объекты разместить, как ответить на предполагаемые вопросы оппонентов. Пришлось много поработать, но победа стоила того.

Учитель всегда должен напряженно работать, это трудно. Самое страшное, что его промахи, непродуманность уроков гасят познавательную активность учеников, приводят к инерции. Вышла Индонезия из ОПЕК в 2008 г.:  «Ну и хорошо — меньше учить», — размышляют одни, «Почему это произошло?» — думают другие. Узнали о семи чудесах света — творениях, которые своим техническим и художественным совершенством вызывали восхищение людей прошлых веков: пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, храм Артемиды в Эфесе, статуя Зевса в Олимпии, Александрийский маяк, Колосс Родосский, мавзолей в Галикарнасе. А разве не интересно узнать, что в 2007 г. новыми чудесами света, которые не умаляют значения предыдущих, стали Великая Китайская стена, Колизей, Мачу-Пикчу, Петра, Тадж-Махал, статуя Христа в Рио-де-Жанейро, Чичен-Ица. В России есть свои семь чудес: Долина гейзеров на Камчатке, озеро Байкал, Петергоф, столбы выветривания на плато Мань-Пупы-Нёр (Республика Коми), собор Василия Блаженного, Мамаев Курган, Эльбрус. За это проголосовали 25 млн россиян.

География — единственный школьный предмет, изучающий природу и общество в их взаимодействии. И тем не менее сегодня появилось много невежд, готовых изъять и задушить нашу науку, наш предмет. Надо найти силы выстоять, воспитать у молодых любовь и уважение к нашей географии. Как? Об этом можно говорить бесконечно долго. А можно очень коротко сказать: надо любить и знать то, чему хочешь научить другого.

Мир стареет в былых надеждах,

Но сегодня,

Как и всегда,

На плечах эту землю держат

И несут на себе мастера!

Мастера, профессионалы,

Те, что в жизни постичь смогли щедрость камня,

Душу металла,

Свежесть формулы,

Нрав земли.

Мастера, мастаки, умельцы.

Понимающие до глубин

Механизм станка или сердца,

Ход смычка или гул турбин…

Только — дьявол ее возьми!

Приблизительность овладела торопящимися людьми.

Что-то учат, о чем-то знают,

В общем — сеют, в среднем — стригут,

Приблизительно объясняют.

Относительно берегут…

Приблизительное уменье

Как сварганенный наспех дом —

Если даже не мстит немедля,

То обрушивается потом!

Откликается после жестоко,

Все порывы сводит на нет…

Мир погибнет не от обжорства,

Не от козней чужих планет,

Не от засух, не от морозов,

Не от ядерных сверхатак, —

Он погибнет, поверив в лозунг добродушный:

«Сойдет и так!»

Расползающееся в атмосфере

Из квартир, контор и дворов

Громовое: «А нам до фени!!!» —

Наступает на мастеров!..

А они стоят, будто крепости,

В правоте своего труда.

И не могут иначе.

И требуются

Срочно!

Спешно!

Всюду!

Всегда!

Роберт Рождественский

 

Категория: Качество образования | Добавил: Geo (07.01.2011)
Просмотров: 1843 | Теги: современный урок | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]