Качество образования [23] |
Методическая копилка [46] |
Наши праздники [9] |
Старшеклассникам [6] |
Дополнительный материал к урокам географии [22] |
Календарь географа [8] |
Мысли вслух и на бумаге. [5] |
Физическая география. [59] |
География Украины [86] |
География Крыма. [13] |
Экономика. [3] |
Экономическая география мира. [17] |
Материалы пользователей сайта
[29]
В данном разделе находятся методические разработки, которые добавляют на сайт коллеги - учителя. В разделе материалы по различным школьным дисциплинам.
|
В мире интересных фактов [30] |
Главная » Статьи » Качество образования |
Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения. При анализе урока нужно, прежде всего, решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не должен применяться на уроке ради формы. Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны. Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения. Исходя из вышесказанного, можно предложить для проведения анализа и оценки урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему. Во-первых, анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ. Во-вторых, анализируется деятельность преподавателя по следующим критериям: · Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету). · Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока). Организация учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, И КГ дают возможность реализации личностно-ориентированнрго подхода в обучении). Соблюдение санитарно —
гигиенических требований (соблюдаются технические и эргономические требования к
проведению урока с использованием компьютера). В-третьих, на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок: · выполнение плана урока; · достижение целей урока; · как применение ИКТ способствует повышению эффективности и качества обучения; · какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тем; · общее заключение об уроке. Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе. Литература: 1. Кульневич С.В. Анализ современного урока. [Текст]: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – М.: Изд. «Учитель», 2006. 2. Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Жукова Елена Леонидовна Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики (ГОУ СПО «РКСИ») При подготовке к учебному занятию с применением ИТ нужно учитывать три составляющие общей готовности к данному процессу: · готовность педагога применять ИТ на учебном занятии; · готовность учащихся или студентов (наличие навыков работы с компьютерной и коммуникационной техникой); · готовность используемых технических средств и наличие необходимого программного обеспечения. Готовность педагога к применению ИТ заключается в том, что он тщательно планирует этапы учебного занятия: подготовка, проведение и анализ. При подготовке составляет конспект учебного занятия, разрабатывает план урока или технологическую карту, создает необходимые электронные и презентационные материалы, методические указания и рекомендации по выполнению того или иного вида учебной деятельности. В процессе проведения учебного занятия педагог анализирует свою работу и работу учащихся (студентов). Для анализа учебного занятия с применением ИТ можно обозначить следующие направления: · общая структура урока; · деятельность педагога и учащихся (студентов) и результаты деятельности; · трудности, связанные с проведением учебного занятия. В общей структуре учебного занятия дополнительно следует отметить специфику, связанную с использованием компьютерных и коммуникационных средств, перераспределение времени по сравнению с обычным занятием, особенности связи нового материала с предыдущим, способ оценки усвоения знаний. При оценке необходимо определить, насколько полно проверяются знания и навыки учащихся (студентов), как влияет индивидуальный темп работы отдельно каждого участника на общий темп работы группы, как реализуется самостоятельная деятельность, выявит интерес или его отсутствии к использованию ИТ, полноту реализации целей и задач учебного занятия, качество знаний, возникающие трудности. Трудности, связанные с проведением учебного занятия, можно разделить на две группы: возникшие при подготовке к занятию и возникшие при проведении занятия. При подготовке преподаватель определяет проблемы, возникающие при подборе программного обеспечения, его изучение и отбором материала, способами применения на уроке. Для успешного проведения учебного занятия нужна предварительная работа, оценивающая готовность учащихся (студентов) к применению ИТ. К выводам и рекомендациям педагога по проведению учебных занятий с применением ИТ можно отнести замечания по методике проведения и отбору материалов, изменения в плане уроков и их причины, замечания по работе с техническими устройствами, рекомендации по корректировке таких учебных занятий. Крайне важно оценить, уместно ли было использование компьютерной и коммуникационной техники именно на данном занятии, насколько органично ИТ сочетались с целями и задачами занятия и помогли в достижении цели. Систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования ИТ в учебном процессе.
| |
Просмотров: 7317
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |