Чудеса природы [20] |
Имена и события [8] |
Народы. Традиции. [2] |
Главная » Статьи » В мире интересных фактов » Имена и события |
В 1901-1903 годах
участвовал в экспедиции Р. Скотта, в 1907-1909 годах руководил экспедицией к
Южному полюсу (достиг 88 градусов 32 минуты ю. ш., открыл горную цепь на Земле
Виктории, Полярное плато и ледник Бирдмора). В 1914-1917 годах руководил
экспедицией к берегам Антарктиды. Шеклтон - отпрыск
старинной ирландской фамилии - родился в Килки-хауз в семье врача. Его юность
прошла в море. Узнав о желании сына стать моряком, Шеклтон-старший не стал
противодействовать. Когда Эрнст окончил школу, отец использовал свои
знакомства, чтобы устроить сына юнгой на 1600-тонный клипер "Хогтон
Тауэр", отправлявшийся в дальнее плавание. В последних числах апреля 1890
года "Хогтон Тауэр" покинул берега Англии и направился через
Атлантику вокруг южной оконечности Америки мыса Горн в чилийский порт
Вальпараисо. Плавание на
"Хогтон Тауэре", стало суровой, но отличной школой для Шеклтона. Он
прослужил на клипере четыре года, совершил два дальних плавания в Чили и одно
кругосветное. Плавание на
"Хогтон Тауэре", стало суровой, но отличной школой для Шеклтона. Он
прослужил на клипере четыре года, совершил два дальних плавания в Чили и одно
кругосветное. По возвращении из
кругосветного плавания Шеклтон смог без особого труда сдать экзамен на младшего
штурмана и получить место третьего помощника на пароход "Монмоусшайр"
Уэльской регулярной линии, совершавший рейсы в Японию, Китай и Америку. В 1901 году младший
лейтенант королевского военного флота Шеклтон уже правил вахту на мостике
экспедиционного судна "Дискавери" Британской антарктической
экспедиции, организованной для исследования полярных стран. Возглавлял
экспедицию капитан Роберт Фолкон Скотт. 2 ноября 1902 года Скотт, Уилсон и Шеклтон отправились на трех собачьих упряжках к полюсу. Две недели их сопровождала вспомогательная партия, но 15 ноября она возвратилась назад, а полюсная партия продолжала путь на юг. Последний день 1902 года застал группу Скотта на 82°15' южной широты, в восьми милях от Западных гор, против долины, прорезавшей хребет в западном направлении. Скотт назвал ее - проход Шеклтона. Путь к горной цепи преградил ледяной обрыв. Группа Скотта
вынуждена была возвращаться. У всех троих обнаружились признаки цинги. Шеклтон
кашлял кровью. Состояние здоровья Шеклтона вынудило Скотта отправить его в Англию.
То, что Шеклтон посчитал неудачей, принесло ему славу, о которой недавний
штурман "Карисбрук кастл" и не мечтал: он первым поведал миру об
открытиях экспедиции Скотта; ему достались первые лавры. Шеклтон получил звание
лейтенанта флота и новое назначение - руководить подготовкой вспомогательной
экспедиции для освобождения прочно вмерзшего в лед "Дискавери".
Шеклтон отлично справился: экспедиция была снаряжена и отправлена в срок. Позже
она вызволила "Дискавери" из ледяных оков, и экспедиция Скотта
возвратилась на родину. Друг Шеклтона -
Бирдмор (позже лорд Инвернэйрн) - предложил Шеклтону прилично оплачиваемую
должность секретаря технического комитета в Глазго. Это было нечто вроде
экспериментально-конструкторского бюро, которое занималось созданием новых
типов экономичных газовых двигателей. Роберт Фолкон Скотт. Спокойная,
размеренная служба в техническом комитете не удовлетворяла Шеклтона, поэтому
мысль о новом походе к Южному полюсу все больше разжигала его честолюбие. Шеклтон выступил с проектом новой экспедиции в газетах, а затем в "Географическом журнале". Вызов был брошен. В 1907 году Шеклтон
возглавил самостоятельную антарктическую экспедицию на китобойном судне
«Нимрод». В октябре следующего года, когда в Южном полушарии наступила весна,
Шеклтон приступает к новому штурму полюса. 10 марта 1908 года Дейвид, Моусон и четверо других спутников Шеклтона впервые поднялись на вершину Эребуса (3794 метра) и достигли края действующего вулкана. Весной (в конце октября) Шеклтон начал поход к Южному полюсу. Однако, находясь менее чем в 180 километрах от полюса, 9 января 1909 года отряд вынужден был повернуть обратно из-за нехватки припасов и сильнейших ветров. Четверых спутников в это время отделяет от побережья 1175 км, но им надо было успеть вернуться к 1 марта, когда ожидавший их «Нимрод» должен был уйти, чтобы не оказаться в ледяном плену. За семь недель им надо было преодолеть путь, на который до этого они потратили два с половиной месяца. Сквозь пургу, страдая от голода и дизентерии, они начали свой беспримерный марафон. 25 февраля стало ясно, что всем вместе до корабля не добраться. Шеклтон и еще один его товарищ решились совершить отчаянный марш-бросок, чтобы успеть до отплытия корабля. Практически без сна, за двое суток они сумели добиться невозможного. Все были спасены, а члены экспедиции стали национальными героями. По расчету Шеклтона, они прошли в оба конца 2750 километров. Географические результаты похода оказались весьма значительными: открыто несколько горных хребтов (в том числе Куин-Александра) общей протяженностью более 900 километров, обрамляющих с юга и запада шельфовый ледник Росса. Шеклтон был избран почетным членом двадцати географических и прочих научных обществ мира, в Швеции, Дании, Италии и Германии награжден орденами. В России, куда он прибыл по приглашению Русского Географического общества, Шеклтона удостоил аудиенции император НИКОЛАЙ II, лично приколовший отважному полярнику орден Святой Анны. 14 июня 1909 года Англия
встретила Шеклтона и его товарищей как национальных героев. Однако, сколь ни
значительны были достижения Шеклтона и Скотта, победа норвежцев, первыми достигших
Южного полюса, ударила по национальному самолюбию британцев. Чтобы вернуть
"обиженному" английскому флагу былую славу, требовался подвиг,
который удивил бы мир и позволил бы Англии застолбить именем короля новые
пространства ледового материка. За это взялся Шеклтон. Он перехватил идею Брюса и Фильхнера и выступил с проектом трансантарктической экспедиции. Огромная популярность, поддержка правящих и финансовых кругов Англии помогли Шеклтону сравнительно легко получить нужные средства, и в конце 1913 года он занялся снаряжением новой экспедиции. Находчивый Шеклтон предложил публике и спонсорам свежую идею: взять для
Британии последний «большой приз» в антарктической гонке, перейдя Антарктиду
поперёк по кратчайшему пути от Моря Уэдделла до Моря Росса с заходом на полюс. Начинание было названо Трансантарктической Экспедицией. Шеклтон разместил во всех лондонских газетах объявление следующего содержания: «Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха — честь и признание. Сэр Эрнест Шеклтон» Современники-англичане запомнили ирландца Шеклтона слегка эксцентричным: набирая команду, он весьма вольно обходился с традиционной флотской иерархией, заставляя из экономии (оно и понятно) всех, в том числе учёных, на равных отбывать наряды – а доктора Реджинальда Джеймса спросил при найме, умеет ли он петь. Да и вообще «людей брали пригожих на вид, а не по одному только умению». Общее число заявок
на участие в экспедиции превысило 5000. В конечном итоге в команде было 56
человек, по 28 на каждый отряд, причём некоторые вошли в состав экспедиции в
последний момент — в Буэнос-Айресе и Сиднее. По своему обыкновению, Шеклтон
брал в команду проверенных людей, участвовавших в экспедиции Скотта на
«Дискавери», экспедиции на «Нимроде» и Австралазийской антарктической
экспедиции. Вторым помощником на «Эндьюрансе» пошёл Томас Крин, награждённый
Медалью Альберта за спасение капитана Эванса в экспедиции «Терра Нова».
Командовать отрядом Моря Росса Шеклтон поручил Энеасу Макинтошу — ветерану
экспедиции «Нимрода». Комплектование команды «Авроры» было затруднено, потому
что Британское Адмиралтейство отказалось предоставлять своих людей. Научный отряд разместился на борту «Эндьюранса» и включал шесть человек. Специально взяли фотографа и кинооператора — австралийца Фрэнка Хёрли. В целом, большая часть команды была набрана за короткое время до начала экспедиции. Среди команды «Авроры» было очень мало людей, которые имели опыт работы в полярных широтах. Отряд Моря Уэдделла: Сэр Эрнест Шеклтон — начальник экспедиции Фрэнк Уайлд — заместитель командира Фрэнк Уорсли — командир «Эндьюранса» Лайонел Гринстрит — первый помощник Томас Крин — второй помощник Альфред Читэм — третий помощник Хьюберт Хадсон — штурман Льюис Рикинсон — машинист Альфред Керр — машинист Александр Маклин — врач Джеймс Макилрой — врач Джеймс Уорди — геолог Леонард Хасси — метеоролог Реджинальд Джеймс — физик Роберт Кларк — биологФрэнк Хёрли — фотограф Джордж Мэрстон — художник Томас Орд-Лис — механик Гарри Макниш — плотник Чарльз Грин — кок Уолтер Хоу — матрос Уильям Бэйквелл — матрос Тимоти Маккарти — матрос Томас МакЛеод — матрос Джон Винсент — боцман Эрнест Холнесс — кочегар Уильям Стефенсон — кочегар Пирс Блэкборо — стюард Отряд Моря Росса: Значком «†» выделены погибшие † Энеас Макинтош — начальник партии Эрнест Джойс — главный каюр Эрнест Уайлд — квартиртмейстер † Арнольд Спенсер-Смит — капеллан Джон Лахлен Коул — биолог и врач Александр Стивенс — натуралист Ричард Ричардс — физик Эндрю Джек — физик Ирвинг Гейс — разнорабочий † Виктор Хейвард — разнорабочий Обри Ниннис — автомеханик Лайонел Хук — радиотелеграфист Джозеф Стэнхаус — первый помощник Лесли Томпсон — второй помощник Альфред Ларкмэн — главный машинист Эдриан Донелли — второй машинист Джеймс Пэтон — боцман Кларенс Могер — плотник Сидни Эткин — матрос Артур Даунинг — матрос Уильям Кавана — матрос Э. Уоррен — матрос Чарльз Глидден — матрос второй статьи С. Грейд — кочегар Уильям Магридж — кочегар Гарольд Шоу — кочегар Эдвард Уайс — кок Эмиль Данглад — стюард | |
Просмотров: 3348 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |