Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 02:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » В мире интересных фактов » Имена и события

Эрнест Генри ШЕКЛТОН
     В 1901-1903 годах участвовал в экспедиции Р. Скотта, в 1907-1909 годах руководил экспедицией к Южному полюсу (достиг 88 градусов 32 минуты ю. ш., открыл горную цепь на Земле Виктории, Полярное плато и ледник Бирдмора). В 1914-1917 годах руководил экспедицией к берегам Антарктиды.
     Шеклтон - отпрыск старинной ирландской фамилии - родился в Килки-хауз в семье врача. Его юность прошла в море. Узнав о желании сына стать моряком, Шеклтон-старший не стал противодействовать. Когда Эрнст окончил школу, отец использовал свои знакомства, чтобы устроить сына юнгой на 1600-тонный клипер "Хогтон Тауэр", отправлявшийся в дальнее плавание. В последних числах апреля 1890 года "Хогтон Тауэр" покинул берега Англии и направился через Атлантику вокруг южной оконечности Америки мыса Горн в чилийский порт Вальпараисо.

    Плавание на "Хогтон Тауэре", стало суровой, но отличной школой для Шеклтона. Он прослужил на клипере четыре года, совершил два дальних плавания в Чили и одно кругосветное.
     
    Плавание на "Хогтон Тауэре", стало суровой, но отличной школой для Шеклтона. Он прослужил на клипере четыре года, совершил два дальних плавания в Чили и одно кругосветное.
    

     
     По возвращении из кругосветного плавания Шеклтон смог без особого труда сдать экзамен на младшего штурмана и получить место третьего помощника на пароход "Монмоусшайр" Уэльской регулярной линии, совершавший рейсы в Японию, Китай и Америку.

     
    В 1901 году младший лейтенант королевского военного флота Шеклтон уже правил вахту на мостике экспедиционного судна "Дискавери" Британской антарктической экспедиции, организованной для исследования полярных стран. Возглавлял экспедицию капитан Роберт Фолкон Скотт.

    
2 ноября 1902 года Скотт, Уилсон и Шеклтон отправились на трех собачьих упряжках к полюсу. Две недели их сопровождала вспомогательная партия, но 15 ноября она возвратилась назад, а полюсная партия продолжала путь на юг. Последний день 1902 года застал группу Скотта на 82°15' южной широты, в восьми милях от Западных гор, против долины, прорезавшей хребет в западном направлении. Скотт назвал ее - проход Шеклтона. Путь к горной цепи преградил ледяной обрыв.

     
      Группа Скотта вынуждена была возвращаться. У всех троих обнаружились признаки цинги. Шеклтон кашлял кровью. Состояние здоровья Шеклтона вынудило Скотта отправить его в Англию. То, что Шеклтон посчитал неудачей, принесло ему славу, о которой недавний штурман "Карисбрук кастл" и не мечтал: он первым поведал миру об открытиях экспедиции Скотта; ему достались первые лавры. Шеклтон получил звание лейтенанта флота и новое назначение - руководить подготовкой вспомогательной экспедиции для освобождения прочно вмерзшего в лед "Дискавери". Шеклтон отлично справился: экспедиция была снаряжена и отправлена в срок. Позже она вызволила "Дискавери" из ледяных оков, и экспедиция Скотта возвратилась на родину.
    Друг Шеклтона - Бирдмор (позже лорд Инвернэйрн) - предложил Шеклтону прилично оплачиваемую должность секретаря технического комитета в Глазго. Это было нечто вроде экспериментально-конструкторского бюро, которое занималось созданием новых типов экономичных газовых двигателей.                                                                             Роберт Фолкон Скотт.
     Спокойная, размеренная служба в техническом комитете не удовлетворяла Шеклтона, поэтому мысль о новом походе к Южному полюсу все больше разжигала его честолюбие.
Шеклтон выступил с проектом новой экспедиции в газетах, а затем в "Географическом журнале". Вызов был брошен.


     В 1907 году Шеклтон возглавил самостоятельную антарктическую экспедицию на китобойном судне «Нимрод». В октябре следующего года, когда в Южном полушарии наступила весна, Шеклтон приступает к новому штурму полюса.
     10 марта 1908 года Дейвид, Моусон и четверо других спутников Шеклтона впервые поднялись на вершину Эребуса (3794 метра) и достигли края действующего вулкана. Весной (в конце октября) Шеклтон начал поход к Южному полюсу. Однако, находясь менее чем в 180 километрах от полюса, 9 января 1909 года отряд вынужден был повернуть обратно из-за нехватки припасов и сильнейших ветров.
Четверых спутников в это время отделяет от побережья 1175 км, но им надо было успеть вернуться к 1 марта, когда ожидавший их «Нимрод» должен был уйти, чтобы не оказаться в ледяном плену. За семь недель им надо было преодолеть путь, на который до этого они потратили два с половиной месяца. Сквозь пургу, страдая от голода и дизентерии, они начали свой беспримерный марафон. 25 февраля стало ясно, что всем вместе до корабля не добраться. Шеклтон и еще один его товарищ решились совершить отчаянный марш-бросок, чтобы успеть до отплытия корабля. Практически без сна, за двое суток они сумели добиться невозможного. Все были спасены, а члены экспедиции стали национальными героями.
     По расчету Шеклтона, они прошли в оба конца 2750 километров. Географические результаты похода оказались весьма значительными: открыто несколько горных хребтов (в том числе Куин-Александра) общей протяженностью более 900 километров, обрамляющих с юга и запада шельфовый ледник Росса.
     Шеклтон был избран почетным членом двадцати географических и прочих научных обществ мира, в Швеции, Дании, Италии и Германии награжден орденами. В России, куда он прибыл по приглашению Русского Географического общества, Шеклтона удостоил аудиенции император НИКОЛАЙ II, лично приколовший отважному полярнику орден Святой Анны.
     14 июня 1909 года Англия встретила Шеклтона и его товарищей как национальных героев. Однако, сколь ни значительны были достижения Шеклтона и Скотта, победа норвежцев, первыми достигших Южного полюса, ударила по национальному самолюбию британцев. Чтобы вернуть "обиженному" английскому флагу былую славу, требовался подвиг, который удивил бы мир и позволил бы Англии застолбить именем короля новые пространства ледового материка. За это взялся Шеклтон.
     Он перехватил идею Брюса и Фильхнера и выступил с проектом трансантарктической экспедиции. Огромная популярность, поддержка правящих и финансовых кругов Англии помогли Шеклтону сравнительно легко получить нужные средства, и в конце 1913 года он занялся снаряжением новой экспедиции.


    Находчивый Шеклтон предложил публике и спонсорам свежую идею: взять для Британии последний «большой приз» в антарктической гонке, перейдя Антарктиду поперёк по кратчайшему пути от Моря Уэдделла до Моря Росса с заходом на полюс. 
   Начинание было названо Трансантарктической Экспедицией.
    Шеклтон разместил во всех лондонских газетах объявление следующего содержания:
«Требуются люди для участия в рискованном путешествии. Маленькое жалованье, пронизывающий холод, долгие месяцы полной темноты, постоянная опасность, благополучное возвращение сомнительно. В случае успеха — честь и признание. Сэр Эрнест Шеклтон»
    Современники-англичане запомнили ирландца Шеклтона слегка эксцентричным: набирая команду, он весьма вольно обходился с традиционной флотской иерархией, заставляя из экономии (оно и понятно) всех, в том числе учёных, на равных отбывать наряды – а доктора Реджинальда Джеймса спросил при найме, умеет ли он петь. Да и вообще «людей брали пригожих на вид, а не по одному только умению». 
     Общее число заявок на участие в экспедиции превысило 5000. В конечном итоге в команде было 56 человек, по 28 на каждый отряд, причём некоторые вошли в состав экспедиции в последний момент — в Буэнос-Айресе и Сиднее. По своему обыкновению, Шеклтон брал в команду проверенных людей, участвовавших в экспедиции Скотта на «Дискавери», экспедиции на «Нимроде» и Австралазийской антарктической экспедиции. Вторым помощником на «Эндьюрансе» пошёл Томас Крин, награждённый Медалью Альберта за спасение капитана Эванса в экспедиции «Терра Нова». Командовать отрядом Моря Росса Шеклтон поручил Энеасу Макинтошу — ветерану экспедиции «Нимрода». Комплектование команды «Авроры» было затруднено, потому что Британское Адмиралтейство отказалось предоставлять своих людей.
     Научный отряд разместился на борту «Эндьюранса» и включал шесть человек. Специально взяли фотографа и кинооператора — австралийца Фрэнка Хёрли. В целом, большая часть команды была набрана за короткое время до начала экспедиции. Среди команды «Авроры» было очень мало людей, которые имели опыт работы в полярных широтах.

Отряд Моря Уэдделла:
Сэр Эрнест Шеклтон — начальник экспедиции
Фрэнк Уайлд — заместитель командира
Фрэнк Уорсли — командир «Эндьюранса»
Лайонел Гринстрит — первый помощник
Томас Крин — второй помощник
Альфред Читэм — третий помощник
Хьюберт Хадсон — штурман
Льюис Рикинсон — машинист
Альфред Керр — машинист
Александр Маклин — врач
Джеймс Макилрой — врач
Джеймс Уорди — геолог
Леонард Хасси — метеоролог
Реджинальд Джеймс — физик
Роберт Кларк — биологФрэнк 
Хёрли — фотограф
Джордж Мэрстон — художник
Томас Орд-Лис — механик
Гарри Макниш — плотник
Чарльз Грин — кок
Уолтер Хоу — матрос
Уильям Бэйквелл — матрос
Тимоти Маккарти — матрос
Томас МакЛеод — матрос 
Джон Винсент — боцман
Эрнест Холнесс — кочегар
Уильям Стефенсон — кочегар
Пирс Блэкборо — стюард

Отряд Моря Росса:
Значком «» выделены погибшие
 Энеас Макинтош — начальник партии
Эрнест Джойс — главный каюр
Эрнест Уайлд — квартиртмейстер
† Арнольд Спенсер-Смит — капеллан
Джон Лахлен Коул — биолог и врач
Александр Стивенс — натуралист
Ричард Ричардс — физик
Эндрю Джек — физик
Ирвинг Гейс — разнорабочий
 Виктор Хейвард — разнорабочий
Обри Ниннис — автомеханик
Лайонел Хук — радиотелеграфист
Джозеф Стэнхаус — первый помощник
Лесли Томпсон — второй помощник
Альфред Ларкмэн — главный машинист
Эдриан Донелли — второй машинист
Джеймс Пэтон — боцман
Кларенс Могер — плотник
Сидни Эткин — матрос
Артур Даунинг — матрос
Уильям Кавана — матрос
Э. Уоррен — матрос
Чарльз Глидден — матрос второй статьи
С. Грейд — кочегар
Уильям Магридж — кочегар
Гарольд Шоу — кочегар
Эдвард Уайс — кок
Эмиль Данглад — стюард

Категория: Имена и события | Добавил: Geo (03.02.2012)
Просмотров: 3246 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]