Начальная школа. [15] |
Внеклассная работа. [7] |
География. [1] |
Экономика. [3] |
Разное. [3] |
Главная » Статьи » Материалы пользователей сайта » Внеклассная работа. |
Тема: Дети – самое прекрасное создание на Земле. Цель: Hасширить представление родителей о значении воспитания в семье. Способствовать формированию здорового микроклимата у семьи, товарищеских отношений между детьми и родителями. Проанализировать отношение родителей к своему ребенку, определить проблематичные аспекты в воспитании ребенка младшего школьного возраста. Ознакомить с видами темперамента детей. Выработать правила общения с ребёнком данного темперамента. Воспитывать любовь к детям. Методически-дидактическое обеспечение: мультимедийные презентации, раздаточный материал для тренингов. Мультимедийная презентация «Ангел» Учитель Ребенок. Его появление в семье – это большая радость. За народной мудростью, ребенок – дар Божий. Он приходит в этот мир беззащитным, беспомощным и зависимым. У него нет способности, руководить собой, ни стойкости и силы встретить жизнь. Он принимает все, что адресует ему мир — улыбку, ласковое слово, или неудовлетворенный взгляд, упрек. Поскольку маленький человек не знает слов для того, чтобы оформить свои переживания, его реакции на обращение близких выливаются в чувствах. Эти чувства «записываются» в его внутреннем мире, пополняют хранилище данных о себе и о мире, в который пришёл. И в этот момент для ребенка нет ничего важнее, чем любовь матери и отца. Потому что именно они имеют главную и чрезвычайно ценную ответственность за воспитание собственных детей. Семья является тем могучим феноменом, который тесно объединяет людей в семейное гнездо. Прошли годы. Подросли дети. У них появились свои вкусы, взгляды на все окружающее их, свои мечты, друзья. Ваше значение в развитии личности ребенка переоценить невозможно. Именно вы составляете первое окружение ребенка, в котором он добыл и добывает важный жизненный опыт, знание о себе и о мире. Именно от вас дети усваивают понятие о Добре и Зле. Именно под вашим влиянием формируется основная система представлений и отношений к своему «Я», к людям, к миру. Возникает вопрос, но хорошо ли знаем мы своих детей? В состоянии ли их понять? Достаточно ли для них нашего внимания и заботы? Смотри вдаль — увидишь даль; смотри в небо — увидишь небо; посмотрев в маленькое зеркальце, увидишь только себя, а всмотрись в детские глаза попробуй понять детскую душу и ты откроешь для себя своего ребенка. Мы все очень разные, у всех разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что соединяет нас, - это наши дети, мальчики и девочки, в которых мы видим смысл нашей жизни. Следовательно, сегодня мы начинаем родительские собрания, тема которого «Дети – самое прекрасное создание на Земле». Я приглашаю всех в круг. Этическая минутка Закройте глаза. Вспомните самые нежные, самые ласковые слова. Мысленно пошлите их самым родным на свете людям - своим детям, о которых мы сегодня и будем общаться. Возьмитесь за руки, улыбнитесь соседу справа, а теперь соседу слева, настройтесь на приятное общение и пожелайте счастливого дня. Игра «Волшебная подушка» Передавая по кругу волшебную подушку как символ домашнего тепла и уюта, а также, доверия, продолжите предложения «Любовь в моей семье выражается в том, что …» Вывод: доверие и любовь – это залог доброжелательного микроклимата и дружеских отношений между членами семьи. Я приглашаю занять свои места в нашей аудитории. Представляем вашему вниманию фрагмент видео-шоу «Шесть кадров». Ролевая игра « Шесть кадров» 1 ситуация Мама Дочка, принеси мне свою тетрадь по русскому языку. Дочка. Мама, может позже, а то у меня еще дел много. Мама. Неси, неси, я сказала. (Дочка неторопливо несет тетрадь.) Мама открывает и делает удивленный вид). Ты что совсем глупая! Не знаешь как пишется это слово? Дочка. (Перепуганный) Но я… Но мне… Мама Молчи. У тебя что, мозгов нет, куриная твоя голова?! Думать нужно, когда пишешь! Подожди, подожди, будешь все каникулы писать! Учитель. Я приглашаю на эту сцену актеров просмотренного представления. - Как чувствовали себя вы в роли ребенка? - Как вы думаете, может ли существовать доверие между родителями и детьми в таких семьях? Благодарю за помощь и приглашаю занять свои места. Тренинг «Типы семьи» Следовательно, во все времена функции семьи складывались вокруг главной – воспитание детей. Родители передавали своим детям в наследство не только материальные ценности, но и опыт социальных связей и межличностных отношений. Сегодня является очевидной неотложная потребность в установлении партнерского взаимодействия с детьми. В зависимости от характера отношений, которые складываются между родителями и детьми, специалисты определяют три основных типа семьи – авторитарная, либеральная и демократическая. Демократический стиль воспитания в семье: - Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. - Понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. - Признают и поощряют автономию своих детей. - Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. - Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. - Хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль воспитания: - Родители представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. - В своих требованиях они категоричны и неуступчивы. - В общении с ребенком они отдают приказы, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. - Закрыты для постоянного общения с детьми. - Дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. - Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. - Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными. Либеральный стиль воспитания в семье: - Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. - Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. - Не склонны к запретам и ограничениям. - Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. - Родители открыты для общения с детьми. - Детям предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно. - Преобладает безусловная родительская любовь. Я предлагаю объединиться в три группы. Правила работы в группе. Лидеры групп подойдите ко мне и получите характеристику одной из типов семьи. Ознакомившись с ней, попробуйте разыграть сценку «Опять двойка» по типу воспитания вашей семьи. На работу отводится 5 минут. - Презентация групповой работы. Вывод. Следовательно, можно сделать вывод, во избежание авторитаризма в воспитании детей и, в то же время, не допустить избыточного либерализма, нам нужно просто хорошо знать своего ребенка. Возникает вопрос: «Чего же такого мы не знаем о своих детях?». А оказывается очень много. Психолог нашей школы Виктория провела ряд исследований по этому вопросу и я предоставляю ей слово. Психолог. Добрый день! Я рада случаю пообщаться с вами и свое выступление я бы хотела начать притчей. Притча об истине Однажды собрались боги на совет. Они хотели найти такое место на земле, где можно было бы спрятать истину так, чтобы человек всю жизнь потратил на ее поиски. - Давайте спрячем истину на наивысшей горной вершине! – сказал самый старший из них. - Давайте спрячем ее в самое глубокое море! – молвил самый молодой. - Нет, найдет… - Давайте спрячем истину в сердце человека, и тогда она всю жизнь будет ее искать и не сможет найти, - предложил самый мудрый бог. И с того времени люди всю жизнь тратят на поиски истины, даже не подозревая, что она находится очень близко. Недаром известный древнегреческий философ сказал: «Познай себя – познаешь весь мир». Предлагаю и вам сегодня сделать один шаг к познанию своего ребенка. Сегодня мы с вами окунемся в неизведанный мир детских душ, будем стремиться лучше понять себя и своего ребенка. Следовательно, начнем наше занятие. 1.Предлагаю выполнить Упражнение «Познай своего ребенка» Вам необходимо среди предложенных фигур найти фигуру, которую бы выбрал ваш ребенок, и нарисовать ее. А теперь, подумайте и выберите из предложенных цветов тот, которым бы ваш ребенок раскрасил свою фигурку – раскрасьте и вы свою. Давайте узнаем совпал ли ваш выбор с детьми! Прошу вас открыть конверты, что лежат перед вами и сравнить свои фигурки с детскими! Совпали ли они? И все же, давайте узнаем, что же они обозначают. На экране представленная короткая характеристика фигур. Если ваш ребенок избрал: - Треугольник – у нее выраженная потребность в лидерстве; - Круг – потребность в общении; - Квадрат – потребность в познании; - Прямоугольник – потребность в изменении. - Зигзаг – творческая личность, инакомыслие. Характеристика по цвету: - Желтый - потребность в общении; - Красный – потребность в движении активности; - Синий и белый – потребность в покое и уединении; - Зеленый – потребность в самовыражении и самореализации; - Черный и коричневый - потребность в свободе и самостоятельности (тревожность, негативизм, неуверенность) Выводы: Возникает вопрос: «Хорошо ли мы знаем своих детей?» Скажите, есть ли такие родители, чьи фигурки совпали с детскими? Следовательно, можно сделать вывод, что мы не очень хорошо знаем своих детей. Поэтому сегодня мы имеем возможность узнать о них больше. 1. Выступление на основе результатов исследования темперамента учеников (родителями и детьми) Поведение наших детей в большей мере зависит от их темперамента. Поэтому целью нашего исследования было определить ведущий тип темперамента ребенка. Что же такое темперамент!? Темперамент — это постоянные, свойственные только определенному человеку от рождения черты, которые налагают отпечаток на ее характер и способности, поведение в повседневных и необычных обстоятельствах, характеризуют особенности общения и взаимодействия с людьми. От темперамента зависит увлеченность той или другой деятельностью, глубина интересов, скорость запоминания, восприятие, способность к концентрации внимания, удобный темп деятельности, интенсивность психических процессов, направленность преимущественно внутрь или наружу и тому подобное. Существует несколько типов темпераментов — разновидностей нервной системы. Это сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики. Но в основном в чистом виде они почти не встречаются, чаще всего они существуют в смешанном виде. То есть людям присущие черты характера нескольких типов темперамента одновременно. Для определения типа темперамента учеников нами было проведено тестирование с родителями и наблюдения учителя и психолога. Хотелось бы отметить, что цвета, которыми изображенные темпераменты подобраны не случайно, а ссылаясь на теорию Гиппократа, который утверждал, что люди отличаются соотношением 4 основных жидкостей в организме человека. Исходя из того какая жидкость преобладает и определяли доминирующий тип темперамента. Например. Если кровь – это сангвиник; Флегма – флегматик; Желтая желчь – холерик; Черная желчь – меланхолик Все дети отличаются друг от друга уже с рождения по своему темпераменту. А родители, не зная этих особенностей, часто беспокоятся, нет ли в поведении ребёнка каких либо нарушений. Чтобы этого не случалось, я предлагаю коротко познакомиться с признаками, характерными для детей разных темпераментов. Сангвиник Такой ребёнок очень шустрый и подвижный. У него могут быстро появиться слёзы, но также быстро он успокаивается. Мгновенно переключается с одного занятия на другое. Родителей обычно беспокоит несобранность, рассеянность, неаккуратность и несерьёзность, но ребёнок всё же приятен в общении, заводила , выдумщик и фантазёр. Засыпает и просыпается он легко и быстро, встаёт рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться и бегать. Быть таким "непостоянным" - свойство его темперамента. Такие дети обычно миролюбивы. Они не помнят зла, добры и нежны, нежадны. Ребёнок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок, общителен. Игры и повседневная жизнь ребёнка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей необходимо согласовывать с особенностями его темперамента. Удерживать внимание такой ребёнок может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора и другое. Меланхолик В поведении ребёнка много непонятного, но оно вытекает из богатого его внутреннего мира. Когда он играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько. Ребёнок-меланхолик с трудом включается в игры других детей, но преодолев себя, способен чувствовать радость и удовольствие от общения. Дети обычно боятся чужих людей и сверстников, но с теми, кого любят, очень добры, мягки, открыты и доверчивы. Часто они бывают слишком рассудительны, ведут себя и рассуждают, как "маленькие взрослые". Ребёнок любит уединяться, он не играет в грубые игры. Также очень разборчив в еде, быстро устаёт, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, перед сном любит помечтать и пофантазировать лёжа в кровати. Утром встаёт плохо, бывает хмурым. Меланхолик любит тепло, боится спорта. такой ребёнок требует много заботы и любящего понимания. Родителям необходимо помнить, что для ребёнка неприемлемо грубое обращение, так как он долго это переживает, фиксируя это в своей памяти. У таких детей должен быть в семье человек, которому он может довериться полностью, получать от него тепло и внимание. Это может даже быть домашнее животное. В совместных занятиях с ребёнком лучше использовать рисование. лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры. Холерик Ребёнок всегда знает, чего он хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. Холерик с трудом идёт на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, он бывает, вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, он многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит "хватать куски". В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, ребёнок импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун. Но после такого поведения он может притихнуть и стать идеальным ребёнком. Дети-холерики предпочитают грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребёнком - холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Таким детям нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребёнка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребёнку-холерику лучше книги, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребёнка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. ни в коем случае не стыдить его при других! Ребёнок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте. Флегматик Медлительный молчун, полненький, спокойный. Он любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко и встаёт поздно, кушает много, в еде неразборчив. Аккуратно складывает свою одежду, игрушки. во всём любит порядок: пьёт только из своей чашки, ест своей ложкой, в садике играет своей игрушкой. Если что-то не так, он добивается своего с холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Это послушный и пунктуальный ребёнок. Он затрудняется сам принимать решения и отдаёт право выбора другому. Обычно такие дети знают много стихов и песен, не любят новое, а с радостью вспоминают уже знакомое. Для других детей они скучны и ленивы, их не приглашают в активные игры, но любят с ними играть в традиционные ролевые игры (больница, дочки-матери). Эти дети долго запоминают новую информацию и правила, но надолго. Они редко ошибаются. Обычно родителей беспокоит тусклость эмоционального мира ребёнка, некоторое безразличие и неспособность сопереживать. Поэтому рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. не старайтесь рано отправить ребёнка спать, а утром будите настойчивее. Закаляйте, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого. В игре не предоставляйте ребёнка самому себе, тормошите, заинтересовывайте его. Не стоит настойчиво внешне проявлять любовь к ребёнку-флегматику. А такое кажущееся равнодушие будет помогать ребёнку, преодолеть своё равнодушие и стремиться завоевать любовь и симпатию родителей и сверстников. Таким образом, темперамент - это, прежде всего то, что дано природой. В каждом типе много положительного, у каждого ребёнка есть свой запас свойств и качеств, которые помогают ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Но помните о том, что данные определения лишь схематично и приближённо могут помочь определить тип темперамента. Чаще встречаются смешанные типы. Поэтому старайтесь внимательно изучить своего ребёнка, оценивайте его не по состоянию на данный момент, а с рождения. Результаты тестирования родителей: Сегодня мы, основываясь на своем жизненном опыте и знаниях, рассмотрим темперамент наших детей и попробуем произвести правила для общения с ребенком в соответствии с его темпераментом. Работа в группах Мы с Вами уже определили тип темперамента вашего ребенка. Пожалуйста, объединитесь в четыре группы за типами нервной системы, по цвету ваших смайликив. Каждая группа имеет описание одного типа темперамента и на основе этих данных вы должны произвести правила для конструктивного общения с ребенком. Правила обсуждают, дополняют, обобщают. На выполнение задания 5 минут. Презентация работ группой. Вывод: Темперамент присущий каждому человеку. В совокупности с такими особенностями как характер, способности, темперамент отличает одного человека от другого. И этим нам интересный человек как личность 4. Работа в группах. Упражнение «В лучиках родительского солнца» Следовательно, давайте создадим атмосферу доброжелательности, тепла и любви к нашим детям и окутаем и согреем их лучом родительского солнца. Основная задача: Вывести формулу успеха взаимопонимания родителей и детей! У каждой группы на столе есть лучики солнца, пожалуйста, подпишите их, отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как солнце согревает землю?» На выполнение задания 3 минуты. На плакате нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, Как же называются ваши лучики? Предлагаю вам назвать их и прикрепить к нашему родительскому солнышку! Давайте взглянем на наши результаты! Взгляните, какое наше родительское солнце лучезарно! Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не подбирая время и место для этого. Так и мы, родители любим своих детей! Благодарю за внимание! Учитель. Нет ничего важнее для ребёнка, чем любовь родителей. Мало быть рядом с ним. Нужно его любить. Нет загадки детской души. Есть вечная загадка Любви. К. Паустовский сказал: «Не будем говорить о любви, потому что мы до сих пор не знаем, что это такое». Но лучше наших детей, что такое любовь, не знает никто. Звучит лирическая музыка. Учитель на фоне музыки декламирует стихотворение Берегите своих детей, Их за шалости не ругайте. Зло своих неудачных дней Никогда на них не срывайте. Не сердитесь на них всерьез, Даже если они провинились, Ничего нет дороже слез, Что с ресничек родных скатились. Если валит усталость с ног, Совладать, с нею нету мочи, Ну а к Вам подойдет сынок Или руки протянет дочка, Обнимите покрепче их. Детской ласкою дорожите. Это счастье - короткий миг. Быть счастливыми поспешите! Ведь растают как снег весной, Промелькнут дни златые эти, И покинут очаг родной Повзрослевшие Ваши дети. Перелистывая альбом С фотографиями детства, С грустью вспомните о былом О тех днях, когда были вместе. Как же будете Вы хотеть В это время опять вернуться, Чтоб им маленьким песню спеть, Щечки нежной губами коснуться. И пока в доме детский смех, От игрушек некуда деться, Вы на свете счастливей всех, Берегите , пожалуйста, детство! Презентация «Любовь – это…» А закончить собрание я хочу словами: « Спасибо, что вы у меня есть, мои мудрые и неповторимые родители. Спасибо, что вы доверили мне самое дорогое – ваших детей. Каждый день я дарю частицу своего сердца нашим детям, а сегодня я хочу подарить вам своё сердце со своими пожеланиями. И пусть всегда оно бьётся в унисон с детьми и с вами!» Спасибо вам! Разработка подготовлена и проведена учителем начальных классов, специалистом высшей категории, учителем - методистом Банковой Еленой Александровной и психологом школы Мулявко Викторией Викторовной. | |
Просмотров: 4975 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 1 | |
| |