Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 13:19
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы пользователей сайта » Внеклассная работа.

Использование групповых методов работы при внедрении развивающего обучения на уроках.
Потенциал групповой работы велик. Необходимо помнить, что это профессиональный прием работы, который требует постоянной работы по осмыслению вопроса- зачем мы сейчас разделили детей на группы.
Обычно объединение учеников в группы используется при проведении лабораторных и практических работ на уроках биологии, химии, физики, но возможно применение этой формы занятий и на самостоятельных работах, в том числе носящих творческий характер.
Групповая форма проведения занятий имеет ряд крупных преимуществ перед фронтальной и индивидуальной формами:
-во-первых, это психологический аспект – при работе в группах ученики привлекаются к коллективной творческой деятельности, осмысленному общению и взаимодействию, распределению труда между членами группы; осуществляется взаимообучение и взаимоконтроль;
- во-вторых, упрощается процедура проверки работы учителем (вместо 25–35 работ ему нужно проверить 6–9 групповых отчетов).
В некоторых случаях, например, при организации работы в компьютерном классе, где количество ПК меньше количества учеников, организация групповой работы является одним из наиболее эффективных подходов.
У групповой работы есть ряд существенных недостатков, понимание которых необходимо для их преодоления:
- часто в одной группе оказываются разные по силам ученики, и одинаковая для всех участников группы оценка не будет отражать вклад определенного ученика, т. е. будет несправедливой;
- неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности;
- наконец, в практических и лабораторных работах сложно оценить степень овладения учениками суммой практических навыков, на развитие которых нацелена работа.
Каждый учитель, используя групповую форму работы, ищет и находит свои способы преодоления указанных недостатков. Уже первый этап любой групповой работы – разделение учеников и формирование групп – позволяет определиться с подходами к использованию тех или иных достоинств и преодолению недостатков этой формы работы.
Общие правила организации групповой работы:
1. Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий. Поэтому часто пересаживать детей не стоит. Но закреплять единый состав групп, скажем, на четверть тоже не рекомендуется: дети должны получать опыт сотрудничества с разными партнерами. Однако и здесь возможен лишь строго индивидуальный подход. Скажем, двух девочек, привязанных друг к другу и не общающихся с другими детьми, разлучать можно лишь ненадолго ( с надеждой расширить круг их общения).
2. Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возбужденными выкриками, с разговорами в полный голос.
На уроках информатики и экономики как в отдельности, в 5, 9 классах, так и вместе в 11 классе применяются такие методы обучения в группе, как кооперативное обучение, групповая дискуссия, мозговой штурм.
Кооперативное обучение - это метод взаимодействия учащихся в небольших группах, объединенных для решения общей задачи. Элементы кооперативного обучения: положительная взаимозависимость, личная ответственность за происходящее в группе, развитие навыков учебного сотрудничества.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
 постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
 раздача дидактического материала;
 планирование работы в группе;
 индивидуальное выполнение задания, обсуждение результатов;
 обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения);
 сообщение о результатах работы группы;
 общий вывод о работе групп и достижении поставленной задачи.
Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода работы, обращение за советом друг к другу. При такой форме работы учащихся на уроке, в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.
Во время групповой работы учитель контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы, в случае необходимости оказывает помощь отдельным ученикам или группе в целом.
Групповая дискуссия - это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения участников в процессе общения. Использование этого метода позволяет: дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон, уточнить личные точки зрения, выработать общее решение класса, повысить интерес учеников к проблеме.
Эффективными средствами запуска дискуссий являются задания "ловушки". В опыте нашей работы накопилось несколько типов таких заданий, специально предназначенных для упражнения детей в инициативном учебном сотрудничестве.
Элементы групповой формы работы вызывают у школьников интерес, активизируют познавательную деятельность и имеют большое воспитательное значение.
В своей работе использую групповые методы работы на уроках информатики и экономики по мере необходимости. Сочетаю межпредметные связи таких учебных дисциплин как математики и информатика, математика и экономика, экономика и информатика. Групповые формы работы использую при проведении проверочных работ, проектов, выполнении творческих работ, где каждый из учеников вносит свой вклад в общую работу (в 5, 8,9 11 классах).
При организации коллективного способа обучения возможен такой вариант, который приучает учеников обращать внимание не только на свои знания и умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища.
Категория: Внеклассная работа. | Добавил: (05.04.2012) | Автор: Синицина Елена Валерьевна E
Просмотров: 3481 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]