Начальная школа. [15] |
Внеклассная работа. [7] |
География. [1] |
Экономика. [3] |
Разное. [3] |
Главная » Статьи » Материалы пользователей сайта » Разное. |
Использование мыслительных карт на уроках английского языка Mind Map – мыслительные карты (карты ума, умственные карты или интеллект карты), в переводе с английского языка, были изобретены американским учёным Тони Бьюзеном в 60-70 годах XX века. Мыслительные карты – это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому являются наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Это мощный визуальный метод, предоставляющий универсальный ключ к раскрытию потенциала, имеющегося в мозге каждого. Мыслительные карты помогают нам понять разницу между способностью к хранению объёма информации, которая может быть запечатлена в памяти и эффективностью хранения информации, для чего этот метод и предназначен. Эффективное хранение информации означает её усвоение и понимание. И чем больше информации усваивается, таким образом, тем сильнее становятся память, мышление и интеллект. Карты Ума представляют собой шаг вперед на пути от одномерного линейного логического мышления, сквозь латеральное (двухмерное) мышление к многомерному, неограниченному мышлению. Карты Ума – это удобная техника для представления процессов мышления или структурирования информации в визуальной форме. Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Карты Ума можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д. Существуют определенные правила создания мыслительных карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге "How to Mind Map”, а именно: 1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. 2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. 3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. 4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. 5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями. 6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). 7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. 8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Почему я считаю возможным использование мыслительных карт на уроках английского языка? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов, в ней аккумулируется и выплескивается многовекторность слов. Именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам. Почему мыслительные карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные? Во-первых, учащийся сам вспоминает или находит слово, это активизирует процессы памяти и мышления. Во-вторых, представляя каждое слово в виде картинки, используется сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова – это функция левого полушария, а образы и фантазия – правого. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. В-третьих, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт. Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова. Применение мыслительных карт на уроках английского языка позволяет: • Создать мотивацию к овладению иностранным языком как средством общения. • Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся. • Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностями учащихся. • Осуществлять дифференцированный подход к учащимся. • Организовывать самостоятельную работу учащихся. • Организовывать проектную деятельность учащихся. • Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источниками письменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровки словарных обозначений. • Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности. Мыслительные карты можно использовать для: 1) работы с лексическим материалом: • введение новой лексики • закрепление новой лексики • контроль лексики. 2) работы с грамматическим материалом. Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания. 3) работы с текстовым материалом. Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д. 4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор. Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным. 5) представления результатов проектной деятельности. Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте. 6) проведения "мозгового штурма”. С помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные. 7) проведения дискуссии, дебатов. Изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме. Наиболее эффективные результаты даёт использование мыслительных карт при работе с лексическим материалом. При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с картами: • Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке. • Составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре. • Составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре. • Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома. Одной из основных положительных сторон мыслительных карт является то, что их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста . В своей работе я использовала мыслительные карты при изучении следующих тем: • Твоё идеальное будущее. • Моя будущая профессия. • Здоровый образ жизни. • Планирование романтических выходных. • Планирование идеального путешествия. • Покупка подарков на Новый Год (рисунок 2) • Спорт • Одежда • Экология (в частности, переработка отходов) (рисунок 3,4) • Фрукты и овощи (рисунок 5) • Животные • Современные изобретения • Литература, писатели • Средства массовой информации • Праздники в Росси, Великобритании, США • Города и страны (рисунок 6) • Семья (рисунок 7) • Политические системы и партии • Времена английского глагола в активном залоге и т.д. Составление мыслительных карт помогает сделать изучение элективных курсов более интересным, позволяет изучить большое количество материала за ограниченное количество часов, выделяемых на курс. Я использую мыслительные карты в процессе преподавания элективного курса "Деловой английский язык”. Порядок и особенности создания мыслительных карт (на примере темы "Фрукты”). (рисунок 5) 1. В центре располагаем основную тему, то есть пишем слово Fruit (фрукты), можно нарисовать корзину с фруктами или другой образ, ассоциирующийся с фруктами. 2. Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5,6, но не меньше 3, каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишется название фрукта, например apple (яблоко), orange (апельсин),pineapple (ананас),cherry (вишня), banana (банан). Можно добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово. 3. Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово яблоко ассоциируется у нас с зелёным цветом (green), следующая ветвь – поговорка an apple a day keeps the doctor away, следующая – Ева и змей и т.д. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, приведённая выше поговорка, может ассоциироваться с health (здоровье), vitamins (витамины) и т.д. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания слов, особенно при введении новой лексики, так как они являются переводом слов на русский язык. 4. Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать. 5. Поскольку время урока ограничено, я рекомендую ограничиться ветвями 3 или 4 порядка. Однако специфической особенностью мыслительных карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся. Однако возможно ограничиться существующей картой, особенно при контроле лексики. 6. При работе над созданием карты учителя вместе с учениками, я рекомендую учителю давать детям возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, только слега, направляя их, выступая лишь в роли "художника”. При введении нового лексического материала, я считаю, что необходимо также соблюдать это правило, давая возможность учащимся высказываться на русском языке, являясь в этом случае ещё и переводчиком на английский язык. В случае если учащиеся не назвали слово или словосочетание, входящее по программе в данную тему, учитель может подсказать им, задавая наводящие вопросы (на английском языке) или назвать это слово сам. Если учитель сам рисует мыслительную карту на доске или показывает уже готовую, а дети только перерисовывают её к себе на листы, составление карты является бессмысленным! Тем не менее, я рекомендую учителю составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Однако, мыслительная карта, созданная вместе с детьми, может отличаться от нарисованной учителем самостоятельно, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом. При составлении мыслительных карт на уроке учителем совместно с учащимися учитель может рисовать карты на доске цветным мелом, а дети – на листах формата А4 или на ватмане. Оценивание мыслительных карт происходит с учётом • соблюдения правил составления мыслительных карт, предложенных Тони Бьюзеном; • правильности написания английских слов и выражений; • соответствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме; • наличия оригинальных идей, оформительских решений; • проявления творческой деятельности учащихся, их индивидуальности. По моему мнению, создание мыслительных карт будет эффективным и интересным методом обучения не только на уроках английского языка, но и на уроках по другим предметам (возможно на уроках истории, литературы, биологии и других). Например: • темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, исторические личности, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме "Великая отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д. • на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д. • на уроках биологии можно составлять карты по темам птицы, растения, животные, системы организма человека и т.д. Творите сами и вместе с детьми!!! Практическая часть. Попробуйте построить свою первую интеллект-карту с помощью выполнения первого урока. Когда создавалась технология интеллект-карт, удобных персональных компьютеров еще не было в массовом использовании, и первые карты строились вручную с помощью обычной бумаги, цветных карандашей и фломастеров. Для нарисованных интеллект-карт характерен переформулированный закон Мерфи: «Интеллект-карта всегда занимает ровно столько места, сколько ей предоставят, и еще чуть-чуть». Автор не раз убеждался в справедливости этого закона, когда целиком заполнялись листы формата А1 и даже А0. Поэтому вам потребуются: • чистые белые листы, желательно минимум формата А3. Формата А4 может просто не хватить для буйства ваших ассоциаций; • цветные фломастеры, лучше — цветные карандаши, так как их можно стирать ластиком, благодаря чему можно корректировать и видеть ход мысли. Чем больше цветов, тем лучше; • ластик; • стикеры, желательно разных цветов и размеров; • скотч. Если вам не хватит одного листа бумаги, вы можете прикрепить к нему еще один. Лучше всего располагать лист горизонтально. Если лист большой — можно сразу прикрепить его к стене с помощью скотча. После того как на тренинге я познакомился с методом интеллект-карт, я стал его применять во всех сферах своей жизни. Ниже представлен пример карты, нарисованной нашей семьей для решения такой важной задачи, как отличный отдых летом всей семьей. Сначала мы нарисовали центральный образ. Потом каждый из нас на стикерах записал по 10 вариантов отдыха, по одному на каждый стикер. После этого мы разместили их на карте, связали друг с другом, и получился показанный ниже результат . Что удивительно, все полученные варианты кажутся вполне очевидными, но решение легче принять, когда видишь оформленными их в четкую структуру. Библиографический список 1. Архангельский Г. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. 2. Бьюзен Т. и Б., Супермышление. Минск: Попурри, 2003. — С. 11. 3. Цит. по: Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2007. — С. 211. 4. Цит. по: Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Минск: Попурри, 2003. — С. 31. 5. Цит. по: Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2007. — С. 211. 6. http://www.cfin.ru/ 7. http://ru.wikipedia.org/ 8. http://barmin-aleksandr.ru/ 9. www.ifc.com | |
Просмотров: 3057 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |