Приветствую Вас Гость!
Вторник, 23.04.2024, 18:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Материалы пользователей сайта » Экономика.

Доходы студентов как составляющая семейного бюджета.
    При поступлении в университеты студенты стараются найти дополнительный заработок. 
Для кого-то это стипендия, для кого-то это подработка. Но все постараются чем- то помочь родителям.
На уроке по экономике мы рассматривали тему «Семейный бюджет» и после этого учащиеся стали задумываться, насколько важна помощь родителям, наша хорошая учеба в школе, а затем в высших учебных заведениях. Для себя учащиеся сделали вывод, что необходимо стараться.
Для начала определим основные понятия по рассматриваемой теме:
 - Бюджет - финансовый документ, отражающий структуру доходов и расходов. (1,106).
 - Бюджет – это смета доходов и расходов федеральных или местных органов власти. (2 , 11).
 - Бюджет (в переводе с английского – кошелек, сумка) – оценка соотношения доходов и расходов в течение определенного периода времени.
 - Бюджет предпринимателя - финансовый документ, план, отчет доходов и расходов.
 - Городской бюджет – план, отчет о поступивших денежных средствах в течении года и их распределение на муниципальном уровне различные нужды.
    Например, для бюджета предпринимателя существуют принципы его составления – учет всех видов поступления, и всех направлений их расходов и накопления, а также обеспечение равенства доходов и расходов (если не используется банковский кредит).
    Бюджет – важный элемент в планировании деятельности городского управления, фирмы, семьи.
Государственный бюджет – составляемая ежегодно подробно смета предстоящих доходов и расходов государства.
    Государственный бюджет определяется природой и функциями государства, характер бюджетной системы определяется социально- политическим и экономическим строем страны и зависит от административного устройства.
    Бюджет является инструментом фискальной политики, которая включает в себя методы обеспечения доходов государства, методы расходов этих средств, и служит для достижения макроэкономической стабильности.
    Влияние государственного бюджета на экономику огромно, так как госбюджет – политическая переменная, она носит важный характер.
    Рассмотрим доходную и расходную части государственного бюджета.
Доходная часть складывается из налоговых поступлений (взносы в фонды социального страхования, процентные платежи, связанные с расширением государственных ссудных операций), основная часть доходов приходится на доходы населения, прибыль предприятий (75- 90 wacko и на обложение имущества и капитала приходится 10-25 %.
    Расходы бюджета направляются по целям:
- содержание вооруженных сил,
- содержание государственного аппарата,
- финансирование социальной сферы,
- финансирование национального хозяйства.
    Состояние государственных финансов отражается в официально публикуемых бюджетных документах.
А теперь рассмотрим бюджет на микроуровне - на примере отдельной семьи.
    Семейный бюджет – сводная информация обо всех доходах и расходах семьи за определенный период времени (месяц или год).
    Семейные доходы:
 - Заработная плата,
 - Доход от собственности,
 - Социальные трансферты,
 - Доходы в виде благ,
 - Доход от предпринимательской деятельности,
 - Доход от сбережений.
   Различают номинальный, располагаемый, реальный и средний доход граждан.
   Номинальный доход - доход, в действующих денежных единицах при существующем уровне цен.
   Располагаемый доход - номинальный доход за вычетом налогов и других обязательных платежей.
Реальный доход - доход, располагаемый в сопоставимых ценах с учетом экономических изменений с изменением индекса цен.
Средний доход - сума зарплаты и прочих доходов и фондов общественного потребления, отнесенные к численности населения страны.
С понятием семейных расходов связано понятие уровня жизни.
    Уровень жизни – совокупность условий жизни (труда, быта, отдыха) людей, который зависит от достигнутого уровня национального производства в данном общественном строе.
    В широком понимании уровень жизни характеризует социально – экономическое положение населения.
От уровня жизни зависит размер потребительской корзины. Стоимость потребительской корзины принимается в расчет для определения уровня инфляции. При подсчете индекса цен потребительских благ сопоставляется стоимость потребительской корзины в текущем году по отношению стоимости этой же корзины в базовом (каком- нибудь предыдущем, исходном) году. Это отношение, выраженное в процентах, называется индексом потребительских цен.
    Семейные расходы. 
Обязательные:
 - Питание, квартплата,
 - Коммунальные услуги,
 - Одежда,
 - Транспорт.
Произвольные:
 - Культурно- бытовые расходы,
 - Бытовая техника,
 - Мебель.
Структура семейных расходов:
Затраты на жильё 42,6%
Транспортные средства 18,7%
Питание 17,8%
Одежда и ее ремонт 6,5%
Медицинское обслуживание 4,8%
Развлечения 4,4%
Прочие товары и услуги 5,1%
    Впервые зависимость доходов и расходов семьи начал изучать немецкий статистик Эрнст Энгель. В своих исследованиях он сделал вывод, что если личное потребление во всех странах развивается по сходным моделям, то анализ структуры семейных расходов позволяет сравнивать:
1. уровни благосостояния разных групп населения одной страны,
2. благосостояние граждан разных стран.
   В 19 веке Э. Энгель сформулировал закон (закон Энгеля):
«С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жильё и коммунальные услуги меняются незначительно, доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает».
2. Проведение исследования.
    Для изучения семейного бюджета мы выбрали наиболее близкую нам по возрасту группу молодежи – студентов одного из двух техникумов города.
    Предметом исследования является семейный бюджет студентов черногорского механико-технологического техникума.
    Объектом исследования являются доходы и расходы студентов.
Так как в техникуме обучаются студенты разных специальностей (бухгалтерский учет, коммерция, электрооборудование, ткацкое производство, пошив верхней одежды), то мы взяли студентов 1-го, 2-го,3-го и 4-го курсов в каждых группах. Исследованием было охвачено 500 человек.
    При увеличении суммы доходов, действует закон Энгеля: «С ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жильё и коммунальные услуги меняются незначительно, доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает».
    Проведенное исследование получаемой стипендии студентами черногорского механико- технологического техникума, показало, что:
1. большая часть студентов 46% живут в достаточно обеспеченных семьях (где доход составляет от 5 до 10 тыс. рублей), 30 % студентов находятся в обеспеченных семьях с доходами, превышающими 10 тыс. рублей, и примерно треть студентов проживают в малообеспеченных семьях с доходом в месяц менее 3 тыс. рублей,
2. большая часть студентов техникума (60 wacko получает стипендию, средний размер составляет 700-800 рублей,
3. большую часть своих доходов студенты склонны тратить на личные нужды, во вторую очередь – на подарки, и только 15 человек отдают ее в распоряжение родителям, пополняя тем самым семейный доход,
4. большая часть студентов, получающих стипендию, имеет дополнительный источник получения денег (подработка, получают от родителей), те же, кто учится на коммерческой основе, имеют меньше возможности получения дополнительного дохода,
5. студенты, сами получающие стипендию, более бережно относятся к деньгам, чем те студенты, которые получают деньги от родителе. Это отражается в накоплениях, которые склонны делать студенты.

Литература
1. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- 4 изд.- М. :Вита - Пресс, 2004.
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-4-е изд.-М., 2003.
3. «Черногорский рабочий» // 2007 год.
4. Черняк В.З. Экономика. Ответы на экзаменационные вопросы.- М.: «Экзамен»,2004.
5. Автономов В.С. «Введение в экономику», М.-2004.
6. Микроэкономика. РИУ-ТАНТАЛ-1998.
7. Савельева М.Ю. Экономика организаций (предприятий): Учебно – методический комплекс.- Новосибирск: НГАЭиУ, 2003.
Приложение 1
АНКЕТА
1. Каков ваш семейный бюджет? (в месяц, родители и вы или ваша семья)
А) менее 3 тыс. руб.
Б) от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.
В) от 5 до 10 тыс. руб.
Г) более 10 тыс. руб.
2. Получаете ли вы стипендию? (можно указать размер)
А) да б) нет
3. На какие нужды вы тратите большую часть стипендии?
А) на личные
Б) на подарки родным, близким, друзьям
В) другое _________________________________
4. Имеете ли вы дополнительные источники получения денег?
А) да б) нет
5. Дают ли вам родители деньги на какие- либо расходы? (укажите как часто и сколько)
6. Откладываете ли вы часть денег в виде сбережений?
А) да б) нет
Категория: Экономика. | Добавил: Елена (26.12.2011) | Автор: Синицина Елена Валерьевна E
Просмотров: 3829 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]