Главная » Статьи » География Украины » Уроки по физической географии Украины. |
Тема. Карты — источники географических знаний, их содержание и назначение. Цель: сформировать у учащихся понятие о том,
что карта — источник информации о планете, материке, стране и т. п.; ознакомить
учащихся с различными видами географических карт, раскрыть особенности каждого
вида; совершенствовать умение учащихся работать с картами, предоставив информацию о специализированных для каждой отрасли географии картах. Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Украины, политико-административная карта Украины, глобусы. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ П. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1. Как люди получают географическую информацию? 2. Почему достаточную географическую информацию невозможно получить из одного источника? 3. Зачем составляют географические карты? III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Рассказ учителя. Какую роль играет карта в географии? С ее помощью географ планирует и проводит свои исследования, на нее наносит полученные результаты, которые, в свою очередь, станут первым этапом подготовки к дальнейшему труду. Выдающийся географ, океанограф, картограф Юлий Михайлович Шокальский сказал, что «карта является тем странным орудием изучения земного шара, которое единственное может предоставить человеку дар предвидения». Какие же бывают карты? Когда люди их создали? IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя с элементами беседы. Еще в античности карты служили людям для систематизации полученных знаний, для построения из них теории, содействовали дальнейшему развитию философских представлений об окружающем мире. Различные способы использования карт в научном познании и практической деятельности при помощи «закодированной» в них информации существуют много веков. Уже в Древнем Египте, Греции и Риме периода античности существовало множество способов определения по картам расстояний и плоскостей. Эпоха Больших географических открытий вознесла карты на чрезвычайную высоту, ибо в них нуждались купцы и мореплаватели, путешественники и ученые. Развитие судоходства привело к возникновению совершенных для того времени методов использования карт. Выдающийся ученый средневековья Герард Меркатор (1512—1594), которого называли «королем картографов», хорошо осознавал практическое значение созданных им карт, поэтому дополнял их подробными указаниями относительно применения. Вопрос. Что такое карта? Рассказ учителя. Карта — это уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности (всей или отдельного участка) на плоскости в определенном масштабе с градусной сеткой. Карта — это одна из моделей действительности, поэтому в зависимости от того, что нужно смоделировать в конкретном случае, создают различные виды карт. Вопрос. Какие виды карт вам известны из предыдущих курсов? Рассказ учителя. Следовательно, различные группы карт выделяют по таким признакам: 1. Охват территории: карты мира (изображают всю земную поверхность), полушарий, материков и их частей, карты небольших территорий. 2. Содержание: общегеографические или тематические (посвященные одной или двум темам). Так, физическая карта воспроизводит рельеф и воды, политическая — государственные троицы и (возможно) административно-территориальное устройство, карта почв — почвы, которые преобладают на определенной территории. 3. Масштаб: мелкомасштабные (до 1 : 1 000 000), среднемасштабные (от 1 : 1 000 000 до 1 : 200 000), крупномасштабные (от 1 : 200 000). Задача. Определите, какая карта имеет меньший масштаб: 1 : 250 000 или 1 : 25 000. Рассказ учителя. Масштаб карты тесно связан с охватом территории: большие участки территории (океаны, материки и т. п.) обычно изображаются в мелком масштабе, меньшие — в среднем или крупном. Зачем карты классифицируют? Классификация карт помогает выбрать именно ту карту, которая нужна для выполнения опреде-ленного задания, то есть содействует генерализации — одной из главных географических проблем. Генерализация (от фр. «обобщающий, главный») — процесс отбора главного, существенного, без лишних деталей, и его целеустремленное обобщение (определение К. Салищева). Поэтому группы карт имеют в зависимости от своей генерализации определенную особенность — неодинаковую степень подробности изображения земного шара. Какой бы ни была генерализация, каждой карте присущи большая информативность, обзорность, наглядность. Благодаря этому карта является важным средством научного познания не только в географии и других науках о Земле, но и в общественных, точных и гуманитарных науках. Географическая карта является незаменимой при решении хозяйственных задач, поскольку играет роль прекрасного «наглядного пособия», хотя и «разговаривает» при помощи условных обозначений. Ни текст, ни живое слово не способны полностью заменить карту, целиком взять на себя ее функции. В последнее время произошли кардинальные изменения, которые позволили дополнить полиграфические или рисованные карты их компьютерными версиями. Появился даже особый термин — геоинформационные системы (ГИС), которым обозначают особые электронные географические карты — многослойные изображения, часто трехмерные, с текстовым и звуковым сопровождением. Электронные карты и атласы, которые содержат значительный объем разнообразной информации и позволяют воочию сопоставлять ее,— это карты будущего, которые уже теперь помогают перестраивать географическую науку. В настоящее время уже созданы электронная версия атласа «Взгляд на Украину» (Институт передовых технологий), электронная серия карт «Человеческое развитие в Украине» (Институт географии НАНУ), существует даже компьютерная версия учебника по физической географии Украины для средней школы (Днепропетровский государственный университет). V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1. Что такое карта? 2. Зачем классифицируют карты? 3. Что такое общегеографические карты? Тематические? 4. Что такое генерализация? 5. Какую роль играют карты в нашей жизни? VI. ИТОГ УРОКА Заключительное слово учителя: — карта является одной из моделей действительности; — карты разделяют на группы по таким признакам: охват территории, содержание, масштаб; — особенности каждой группы карт отражают степень их генерализации, то есть подробности изображения; — значение карт обусловливается их наглядностью и информативностью. VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
| |
Просмотров: 3514
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |