Приветствую Вас Гость!
Пятница, 15.11.2024, 23:13
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » География Украины » Уроки по физической географии Украины.

УРОК № 6.

Тема. Карты — источники географических знаний, их содержание и назначение.

Цель:

сформировать у учащихся понятие о том, что карта — источ­ник информации о планете, материке, стране и т. п.;

ознако­мить учащихся с различными видами географических карт, раскрыть особенности каждого вида;

совершенствовать уме­ние учащихся работать с картами, предоставив информацию о специализированных для каждой отрасли географии картах.

Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Украи­ны, политико-административная карта Украины, глобусы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

П. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа по вопросам.

1.  Как люди получают географическую информацию?

2.  Почему достаточную географическую информацию невозмож­но получить из одного источника?

3.  Зачем составляют географические карты?

III.  МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рассказ учителя.

Какую роль играет карта в географии? С ее помощью географ планирует и проводит свои исследования, на нее наносит получен­ные результаты, которые, в свою очередь, станут первым этапом подготовки к дальнейшему труду. Выдающийся географ, океано­граф, картограф Юлий Михайлович Шокальский сказал, что «кар­та является тем странным орудием изучения земного шара, кото­рое единственное может предоставить человеку дар предвидения». Какие же бывают карты? Когда люди их создали?

IV.  ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассказ учителя с элементами беседы.

Еще в античности карты служили людям для систематизации полученных знаний, для построения из них теории, содействовали дальнейшему развитию философских представлений об окружаю­щем мире.

Различные способы использования карт в научном познании и практической деятельности при помощи «закодированной» в них информации существуют много веков.

Уже в Древнем Египте, Греции и Риме периода античности су­ществовало множество способов определения по картам расстояний и плоскостей. Эпоха Больших географических открытий вознесла карты на чрезвычайную высоту, ибо в них нуждались купцы и мо­реплаватели, путешественники и ученые. Развитие судоходства привело к возникновению совершенных для того времени методов использования карт. Выдающийся ученый средневековья Герард Меркатор (1512—1594), которого называли «королем картографов», хорошо осознавал практическое значение созданных им карт, поэто­му дополнял их подробными указаниями относительно применения.

Вопрос.

Что такое карта?

Рассказ учителя.

Карта — это уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности (всей или отдельного участка) на плоскости в опреде­ленном масштабе с градусной сеткой.

Карта — это одна из моделей действительности, поэтому в зави­симости от того, что нужно смоделировать в конкретном случае, создают различные виды карт.

Вопрос.

Какие виды карт вам известны из предыдущих курсов?

Рассказ учителя.

Следовательно, различные группы карт выделяют по таким при­знакам:

1.   Охват территории: карты мира (изображают всю земную поверхность), полушарий, материков и их частей, карты неболь­ших территорий.

2.   Содержание: общегеографические или тематические (посвя­щенные одной или двум темам). Так, физическая карта воспроиз­водит рельеф и воды, политическая — государственные троицы и (возможно) административно-территориальное устройство, карта почв — почвы, которые преобладают на определенной территории.

3.   Масштаб: мелкомасштабные (до 1 : 1 000 000), среднемасштабные (от 1 : 1 000 000 до 1 : 200 000), крупномасштабные (от 1 : 200 000).

Задача.

Определите, какая карта имеет меньший масштаб:

1 : 250 000 или 1 : 25 000.

Рассказ учителя.

Масштаб карты тесно связан с охватом территории: большие участ­ки территории (океаны, материки и т. п.) обычно изображаются в мелком масштабе, меньшие — в среднем или крупном.

Зачем карты классифицируют? Классификация карт помогает выбрать именно ту карту, которая нужна для выполнения опреде-ленного задания, то есть содействует генерализации — одной из главных географических проблем. Генерализация (от фр. «обобща­ющий, главный») — процесс отбора главного, существенного, без лишних деталей, и его целеустремленное обобщение (определение К. Салищева).

Поэтому группы карт имеют в зависимости от своей генерализа­ции определенную особенность — неодинаковую степень подробно­сти изображения земного шара.

Какой бы ни была генерализация, каждой карте присущи боль­шая информативность, обзорность, наглядность. Благодаря этому карта является важным средством научного познания не только в географии и других науках о Земле, но и в общественных, точных и гуманитарных науках.

Географическая карта является незаменимой при решении хо­зяйственных задач, поскольку играет роль прекрасного «наглядно­го пособия», хотя и «разговаривает» при помощи условных обозна­чений. Ни текст, ни живое слово не способны полностью заменить карту, целиком взять на себя ее функции.

В последнее время произошли кардинальные изменения, кото­рые позволили дополнить полиграфические или рисованные карты их компьютерными версиями. Появился даже особый термин — геоинформационные системы (ГИС), которым обозначают особые электронные географические карты — многослойные изображения, часто трехмерные, с текстовым и звуковым сопровождением. Элект­ронные карты и атласы, которые содержат значительный объем раз­нообразной информации и позволяют воочию сопоставлять ее,— это карты будущего, которые уже теперь помогают перестраивать географическую науку. В настоящее время уже созданы электрон­ная версия атласа «Взгляд на Украину» (Институт передовых тех­нологий), электронная серия карт «Человеческое развитие в Украи­не» (Институт географии НАНУ), существует даже компьютерная версия учебника по физической географии Украины для средней школы (Днепропетровский государственный университет).

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа по вопросам.

1.  Что такое карта?

2.  Зачем классифицируют карты?

3.  Что такое общегеографические карты? Тематические?

4.  Что такое генерализация?

5.   Какую роль играют карты в нашей жизни?

VI.  ИТОГ УРОКА

Заключительное слово учителя:

—  карта является одной из моделей действительности;

—  карты разделяют на группы по таким признакам: охват тер­ритории, содержание, масштаб;

—  особенности каждой группы карт отражают степень их гене­рализации, то есть подробности изображения;

—  значение карт обусловливается их наглядностью и информа­тивностью.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

 

Категория: Уроки по физической географии Украины. | Добавил: Geo (08.07.2011)
Просмотров: 3509 | Теги: их содержание и назначение, Тема.карты — источники географическ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]