Главная » Статьи » География Украины » Уроки по физической географии Украины. |
Тема. Экспедиционные и стационарные исследования природных условий и природных ресурсов. Туристические путешествия, экскурсии, краеведческие поиски. Цель: сформировать представление учащихся о методах исследования природных условий и природных ресурсов; систематизировать знания учащихся о соотношении цели исследования и использованных методов; расширить научное мировоззрение учащихся. Оборудование: физическая карта Украины, атласы, пейзажи. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1. По какому принципу и с какой целью выделяют часовые пояса? 2. Что такое местное время? Поясное время? 3. В каком часовом поясе расположена Украина? 4. С какой целью вводится летнее время? 5. Что такое линия смены дат? Где она проходит? III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Рассказ учителя. Как вы уже знаете, любая информация может быть получена определенным путем: например, при помощи линейки можно измерять длину, а при помощи термометра — температуру. Поэтому каждый факт определяется при помощи определенных средств, инструментов, методов исследования. География, как и другие науки, имеет свой научный инструментарий, знакомство с которым мы начнем на сегодняшнем уроке. IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя. Поскольку география — очень древняя наука, она, безусловно, претерпела изменения с течением времени, то есть современная география решает другие (точнее, совсем другие) проблемы, нежели география даже XIX в. Именно научные географические исследования начались относительно недавно, во второй половине XVIII в., когда было начато тщательное изучение внутренних частей материков, осуществление научных кругосветных путешествий, создание географических обществ, которые объединяли специалистов. Но особую интенсивность и систематичность географические исследования приобрели только во второй половине XX в., когда потребности в точной географической информации получили поддержку более совершенных технических изобретений. Рассмотрим некоторые методы сбора географической информации. Стационарные исследования — комплекс научно-исследовательских работ, которые осуществляют на базе регулярной (не менее года) деятельности географических стационаров с целью подробного изучения часовых и пространственно-временных закономерностей природных и антропогенно-природных процессов и явлений в географических ландшафтах и их компонентах. Поскольку стационарные исследования, как и все другие, определяются по цели проведения, среди них различают такие отрасли: геоморфологические, гидрологические, почвенно-географические, биогеографические, тематические (эрозиеведческие, снеголавинные) и комплексные (ландшафтоведческие). Проведение стационарных географических исследований предусматривает использование как общенаучных методов, так и методов отраслевых, естественных, естественно-географических наук. Необходимость изучения ландшафтно-экологических систем, точного определения и прогнозирования разновременного эколого-географического состояния и изменений ландшафтов связана с разрешением проблем антропогенной нагрузки, что придает стационарным географическим исследованиям особую актуальность. Географические экскурсии имеют ряд определенных особенностей, которые отличают их от других отраслевых экскурсий: во время географических экскурсий изучаются физико-географические объекты природы (гора, пещера, водопад, поле, овраг, река, пруд, озеро, лес и т. п.) в их взаимной связи и обусловленности. Каждая
экскурсия состоит из трех этапов: а) подготовка; б) проведение; в) подведение итогов. Принимая во внимание сказанное, можно перейти к следующему методу географических исследований — экспедиционному, который является как будто средним арифметическим между стационарным и экскурсионным. Экспедиция взяла от стационарных исследований их научность, систематичность и подробность наблюдений, а от экскурсий — пространственное перемещение, что позволяет воочию изучать различные природные объекты как будто в движении. Очень близкими по структуре являются краеведческие поиски и туристические путешествия, которые иногда даже объединяют в один вид исследований — краеведческо-туристический. Причиной такого объединения является их общая цель — найти, раскрыть и обосновать совокупность особенностей определенной территории, после чего представить комплексную генетическую (то есть от возникновения до настоящего времени) картину жизни этой территории в природно-историческом и/или социально-экономическом аспектах. Поэтому предметом краеведческо-туристических исследований являются комплексы географических объектов и явлений общественной жизни, а также взаимосвязь между ними на определенной территории. Задание. Составьте схему «Географические исследования и их методы», отметьте и объясните связи между ними. V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1. Какими методами можно исследовать природные условия и природные ресурсы? 2. Для чего используют экскурсии? 3. Что является предметом краеведческо-туристической деятельности? 4. Какой, по вашему мнению, метод географических исследований является наиболее древним? Наиболее молодым? 5. Необходимо ли разнообразие методов исследования, можно ли всю необходимую информацию собрать при помощи только одного метода? VI. ИТОГ УРОКА Заключительное слово учителя: — получение информации нуждается в различных методах исследований; — основными методами географических исследований являются стационарный, экспедиционный, экскурсионный, краеведческо-туристический. VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
Просмотров: 3451
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |