Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 08:59
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » География Украины » Уроки по физической географии Украины.

УРОК № 5.

Тема. Экспедиционные и стационарные исследования природных условий и природных ресурсов. Туристические путешествия, экскурсии, краеведческие поиски.

Цель: сформировать представление учащихся о методах исследова­ния природных условий и природных ресурсов; систематизи­ровать знания учащихся о соотношении цели исследования и использованных методов; расширить научное мировоззре­ние учащихся.

Оборудование: физическая карта Украины, атласы, пейзажи.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа по вопросам.

1.  По какому принципу и с какой целью выделяют часовые пояса?

2.  Что такое местное время? Поясное время? 3.  В каком часовом поясе расположена Украина?

4.  С какой целью вводится летнее время?

5.  Что такое линия смены дат? Где она проходит?

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рассказ учителя.

Как вы уже знаете, любая информация может быть получена определенным путем: например, при помощи линейки можно изме­рять длину, а при помощи термометра — температуру. Поэтому каждый факт определяется при помощи определенных средств, инструментов, методов исследования. География, как и другие нау­ки, имеет свой научный инструментарий, знакомство с которым мы начнем на сегодняшнем уроке.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассказ учителя.

Поскольку география — очень древняя наука, она, безусловно, претерпела изменения с течением времени, то есть современная гео­графия решает другие (точнее, совсем другие) проблемы, нежели география даже XIX в.

Именно научные географические исследования начались относи­тельно недавно, во второй половине XVIII в., когда было начато тщательное изучение внутренних частей материков, осуществление научных кругосветных путешествий, создание географических об­ществ, которые объединяли специалистов. Но особую интенсивность и систематичность географические исследования приобрели только во второй половине XX в., когда потребности в точной географичес­кой информации получили поддержку более совершенных техни­ческих изобретений.

Рассмотрим некоторые методы сбора географической информации.

Стационарные исследования — комплекс научно-исследователь­ских работ, которые осуществляют на базе регулярной (не менее года) деятельности географических стационаров с целью подробно­го изучения часовых и пространственно-временных закономернос­тей природных и антропогенно-природных процессов и явлений в географических ландшафтах и их компонентах.

Поскольку стационарные исследования, как и все другие, опре­деляются по цели проведения, среди них различают такие отрасли: геоморфологические, гидрологические, почвенно-географические, биогеографические, тематические (эрозиеведческие, снеголавинные) и комплексные (ландшафтоведческие). Проведение стационарных географических исследований предусматривает использование как общенаучных методов, так и методов отраслевых, естественных, естественно-географических наук.

Необходимость изучения ландшафтно-экологических систем, точного определения и прогнозирования разновременного эколого-географического состояния и изменений ландшафтов связана с раз­решением проблем антропогенной нагрузки, что придает стацио­нарным географическим исследованиям особую актуальность.

Географические экскурсии имеют ряд определенных особеннос­тей, которые отличают их от других отраслевых экскурсий: во вре­мя географических экскурсий изучаются физико-географические объекты природы (гора, пещера, водопад, поле, овраг, река, пруд, озеро, лес и т. п.) в их взаимной связи и обусловленности.

Каждая экскурсия состоит из трех этапов:

а) подготовка;

б) проведение;

в) под­ведение итогов.

Принимая во внимание сказанное, можно перейти к следующе­му методу географических исследований — экспедиционному, ко­торый является как будто средним арифметическим между стацио­нарным и экскурсионным. Экспедиция взяла от стационарных исследований их научность, систематичность и подробность наблю­дений, а от экскурсий — пространственное перемещение, что по­зволяет воочию изучать различные природные объекты как будто в движении.

Очень близкими по структуре являются краеведческие поиски и туристические путешествия, которые иногда даже объединяют в один вид исследований — краеведческо-туристический. Причи­ной такого объединения является их общая цель — найти, рас­крыть и обосновать совокупность особенностей определенной тер­ритории, после чего представить комплексную генетическую (то есть от возникновения до настоящего времени) картину жизни этой тер­ритории в природно-историческом и/или социально-экономическом аспектах. Поэтому предметом краеведческо-туристических иссле­дований являются комплексы географических объектов и явлений общественной жизни, а также взаимосвязь между ними на опреде­ленной территории.

Задание.

Составьте схему «Географические исследования и их методы», отметьте и объясните связи между ними.

V.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа по вопросам.

1.  Какими методами можно исследовать природные условия и при­родные ресурсы?

2.  Для чего используют экскурсии?

3.  Что является предметом краеведческо-туристической деятель­ности?

4.  Какой, по вашему мнению, метод географических исследова­ний является наиболее древним? Наиболее молодым?

5.  Необходимо ли разнообразие методов исследования, можно ли всю необходимую информацию собрать при помощи только одного метода?

VI.  ИТОГ УРОКА

Заключительное слово учителя:

—  получение информации нуждается в различных методах ис­следований;

—  основными методами географических исследований являются стационарный, экспедиционный, экскурсионный, краеведческо-туристический.

VII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Категория: Уроки по физической географии Украины. | Добавил: Geo (08.07.2011)
Просмотров: 3451 | Теги: природных ресурсов, Экспедиционные и стационарные иссле | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]