Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 03:05
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » География Украины » Уроки по физической географии Украины.

УРОК № 10.
Тема. Роль в изучении территории Украины выдающихся ученых.
Цель: 
предоставить ученикам сведения о выдающихся ученых-гео­графах; 
систематизировать знания учащихся о роли ученых в изучении географии Украины; 
сформировать навыки работы с дополнительной литературой; 
закрепить первичные знания о роли выдающихся ученых в изучении природы Украины.
Оборудование: учебник, портреты ученых-географов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока 
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1.  Какие территории Украины былы описаны античными авто­рами?
2.  Какие сведения об Украине существовали во времена Киев­ской Руси?
3.  Какие труды по географии вам известны?
4.  Кто из известных географов-природоведов исследовал нашу область?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя с элементами беседы.
Вспомните, что физическая география — это наука о географической оболочке земного шара как сфере взаимопроникновения и взаимо­действия литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Именно потому, что в географической оболочке контактируют природа и об­щество, ее территориальная организация очень сложна и разнообразна. 
Физическая география изучает не только компоненты природы и природные комплексы, геосистемы, но и их изменения, вызван­ные хозяйственной деятельностью человека. Это предоставляет воз­можность практически применять приобретенные физико-географи­ческие знания на практике. Но такая система знаний складывалась много лет и даже веков.
Задание.
Назовите известных вам путешественников и ученых, которые исследовали нашу планету.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя.
Хотя физическая география — очень древняя наука, одно из пер­вых ее определений профессор Петербургского и Киевского универ­ситетов Петр Иванович Броунов дал только в 1910 году. В своей книге «Курс физической географии» он отметил, что физическая география «изучает современный вид Земли, современное устрой­ство внешней земной оболочки, которая является ареной органи­ческой жизни, и явления происходящие в ней...»
В XIX в. началось научное изучение природы Украины. Важную роль в этом изучении сыграли исследования таких выдающихся природоведов, как П. Броунов, В. Докучаев, О. Карпинский, Г. Тан-фильев, А. Краснов и многих других.
В начале XX в., а именно до 1918 года, уже достаточно полно были изучены и описаны такие составные географии Украины, как природные условия и ресурсы, хозяйство и население.В 1918 году в Киеве была основана Академия наук Украины (АНУ), в чем большую роль сыграл П. Тутковский — ученый-гео­граф. 
Одним из наиболее известных учредителей АНУ и ее первым президентом был В. Вернадский.Обратимся к биографиям выдающихся исследователей географии Украины, их трудам.
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945) — отечественный природовед, геолог, геохимик, минералог, основатель геохимии, радиогеологии, биогеохимии, учения о биосфере. Академик (с 1912), первый президент АНУ (1919—1921). В 1885 г закончил Петербург­ский университет, где и работал какое-то время, потом трудился в Московском, Киевском (1918—1919), Таврическом (1920) универ­ситетах. В 1922—1939 гг. был директором основанного им Радиево­го института (Ленинград). 
Проводил исследования в Украине (Полтавщина, Житомирщина, Предкарпатье, Крым). Основатель учения о биосфере и ноосфере, первый исследователь основных геохими­ческих закономерностей строения, состава и развития Земли, в ходе чего пришел к выводу о том, что внутренняя энергия Земли и тек­тонические процессы обусловлены миграцией химических элементов и энергией радиоактивного распада. Инициатор создания Между­народной комиссии по определению абсолютного возраста геологи­ческих пород радиоактивным методом (1937). Выдвинул новую эво­люционную теорию происхождения минералов, изучал историю их развития в земной коре, решал проблемы химического строения биосферы. 
Значительный объем его творческого наследия посвящен философским проблемам естествознания.
Павел Аполлонович Тутковский (1858—1930) — украинский гео­лог, гидролог, палеонтолог, географ, академик (с 1919). В 1882 г. за­кончил Киевский университет, работал в музее, гимназиях, Академии наук, в создании которой активно участвовал. Один из организаторов и первый директор Национального геологического музея Украины (1927). Директор Института геологии АН УССР (1926—1930). 
Науч­ные исследования посвящены вопросам региональной и четвертичной геологии, геоморфологии, палеонтологии. Разработал теории проис­хождения южноукраинского лесса, формирования послеледниковых пустынь, геоморфологии и физической географии Полесья. Автор учеб­ников «Общее землеведение» (1927), «Минералогия» (1926), работ «Природная районизация Украины» и «Пейзажи Украины».Степан Львович Рудницкий (1887—1937) — украинский географ. 
В 1902 г. закончил Львовский университет, работал в университетах Львова, Каменец-Подольского, Праги, Харькова. Организатор и ди­ректор Украинского национального государственного института гео­графии и картографии, председатель Краеведческой комиссии. Осу­ществил экспедиции в Карпаты, Закарпатье, Подолье, Приднепровье. Исследователь украинской географической терминологии. 
Автор и из­датель школьных учебников по географии Украины, многих карт Украины, научных трудов, посвященных вопросам геоморфологии и социально-экономической географии, краеведения и землеведения.
Георгий Николаевич Высоцкий (1865—1940) — украинский со­ветский геоботаник, почвовед, лесовод и географ. В 1890 г. закон­чил Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную академию. Преподавал в Таврическом университете (1918—1923), Белорусском сельскохозяйственном институте (1923—1926), Харьковском инсти­туте сельского и лесного хозяйства (1923—1930). В 1930—1940 гг. работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте лесно­го хозяйства и агролесомелиорации (Харьков). 
Исследовал влия­ние гидроклиматических условий на лесную растительность, дей­ствие леса на окружающую среду, занимался подбором лесных пород для степного разведения, проблемами водного баланса почв в зави­симости от условий рельефа и растительного покрова. Значительно пополнил существующие представления о зональности, разработал основы климатической классификации почв.
Петр Степанович Погребняк (1900—1976) — лесовод и почво­вед, академик АНУ (с 1948). В 1924 г. закончил Харьковский сель­скохозяйственный институт, работал в институтах лесного и лесо­технического профиля Харькова и Киева. Организатор и директор Института лесоводства (1945—1956). Научные исследования по проблемам лесоводства, лесного почвоведения, экологии растений и облесения. Один из основателей сравнительной фитоэкологии, основоположник учения о природном плодородии лесных почв. Раз­работал ряд способов лесоразведения. Председатель Украинского общества охраны природы (1950—1962).
Константин Григорьевич Воблий (1876—1947) — украинский экономикогеограф, экономист, статистик, известный исследователь природы. Закончив Киевскую духовную академию и Варшавский университет, изучал природные ресурсы Украины, развитие и раз­мещение промышленности, особенно металлургической, текстиль­ной, сахарной. К его наиболее значительным разработкам относятся труды по вопросам районирования Украины и проблемы «большого Днепра».С середины XX в. оживились географические исследования терри­тории Украины, вследствие чего были изданы такие фундаменталь­ные труды: «Физико-географическое районирование УССР» (1968); «Атлас природных условий и ресурсов Украинской ССР» (1978); «Природа Украинской ССР» в семи томах (1984—1987); «Гео­графическая энциклопедия Украины» в трех томах (1989—1993).
 Последние десятилетия характеризуются усилением геоэкологиче­ских исследований, появлением многочисленных работ по рацио­нальному природопользованию. 
В 1991 году в системе Академии наук Украины создан научно-исследовательский институт геогра­фии (Киев). Разработкой разнообразных географических вопросов занимаются в Киевском, Харьковском, Одесском и других универ­ситетах.
V.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1.  Какие этапы исследования природы Украины можно выделить?
2.  Какие новые области географической науки или географичес­кие дисциплины созданы учеными Украины?
3.  Кто из выдающихся ученых-исследователей вам запомнился? Какие его труды вы можете назвать?
VI.  ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
—  научное исследование территории Украины началось в XIX в.;
—  в создании Академии наук Украины активное участие прини­мали такие всемирно известные ученые, как В. Вернадский и П. Тутковский;
— сейчас географическими исследованиями территории Украины занимается разветвленная сеть научно-исследовательских учреж­дений.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Категория: Уроки по физической географии Украины. | Добавил: Geo (11.10.2011)
Просмотров: 4179 | Теги: Роль в изучении территории Украины | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]