Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 08:55
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » География Украины » Уроки по физической географии Украины.

УРОК № 1.

Тема. Физическая география Украины, объект, предмет, методы исследований.

Цель: углубить научные знания о природе в целом; совершенство­вать первичные навыки использования приобретенных зна­ний; сформировать первичные представления о методах ис­следований.

Оборудование: физическая карта Украины, атласы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний. Ход урока

I.     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II.   АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа по вопросам.

1.  Что такое география?

2.  Какие отрасли географической науки вы можете назвать?

3.  С какими точными науками связана география? А с какими общественными?

III.  МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Рассказ учителя.

География, одна из наиболее древних наук, в наше время пере­шла к новому этапу своего развития. Все материки открыты, внут-риматериковые области Азии, Южной Америки, Австралии тща­тельно исследованы, поэтому сейчас география не просто описывает Землю, а пытается объяснить те или иные естественные явления. Она интересуется не только местонахождением определенных при­родных объектов, но и их взаимообусловленностью, глубинными причинно-следственными связями.

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Рассказ учителя.

География (как и геология) представляет собой комплекс наук о Земле. Исследуемый ею объект очень сложный, потому что каж­дая наука о Земле имеет сложную внутреннюю структуру: так, в гео­графии есть отрасли — физическая, социально-экономическая, политическая и т. п., в геологии — минералогия, петрография, тек­тоника и т. п. Из географии на определенном этапе ее развития выделились такие науки, как климатология, метеорология, земле-и почвоведение и др. География развивается во взаимосвязи с био­логией, физикой, химией, математикой и т. п. Поэтому ее называ­ют фундаментальной и комплексной наукой.

Когда-то, в древние времена, приобретенный человечеством опыт не разделялся на отдельные точные или гуманитарные науки, а на­капливался, изучался и дополнялся в целом— арифметика и аст­рономия, геометрия и философия, литература и медицина, физика и поэзия. Но уже тогда началась определенная специализация, ко­торая во времена Ньютона привела к возникновению междисцип­линарной науки о природе — натуральной философии. Только в XVIII в. знания, накопленные человечеством, приобрели такие значительные объемы, что из натуральной философии начали вы­деляться отдельные науки — химия, физика, география, геология и др. Науки различались также путем получения нужной информа­ции, то есть специализировались их методы и методики, оборудова­ние и другой инструментарий.

Но не следует забывать, что все они, даже при условиях более быстрого развития одной науки в отдельные промежутки времени, органически связаны между собой. Нидерландский химик и физик Вант-Гофф сказал об этом так: «Любые принципы распределения научных дисциплин, по существу, являются произвольными, ибо наука, так же как природа, которую она отражает, является еди­ным неразрывным целым».

Помните эти слова, ибо при изучении физической географии Украины вы будете знакомиться с наиболее разнообразными при­родными компонентами и множеством вариантов их взаимодействия, вследствие которого образовываются природные комплексы. Мы бу­дем оценивать природные комплексы и природные ресурсы как условия жизни и хозяйствования человека.


Альберт Эйнштейн говорил, что «наиболее удивительным свой­ством нашего мира является то, что его можно исследовать». Как именно можно исследовать мир? При помощи каких методов полу­чают информацию об окружающей среде? Таких методов множе­ство, но можно выделить важнейшие: наблюдение, эксперимент, теория, моделирование.

Наблюдение — наиболее древний метод исследования, который не нуждается во вмешательстве в процесс или развитие явления самого исследователя. Разновидностью наблюдения является мо­ниторинг. Эксперимент — научно организованный опыт, кото­рый точно учитывает условия и таким образом дает возможность доказывать или опровергать теории и гипотезы. Теория — это метод исследования при помощи создания системы, которая обоб­щает и согласовывает результаты наблюдения и эксперимента, объясняет их. Моделирование — это метод исследования объектов путем построения их моделей (например карт). Модели могут быть натурные (заповедник) или теоретические (компьютерная программа).

В географических исследованиях используют такие разновидно­сти этих методов, как: экспедиционный и стационарный, дистан­ционный, картографический. Метод географических экспедиций в свое время позволил получить новые знания о неизвестных или малоизвестных территориях, а теперь он объединяется с методом детального изучения природы (экспедиционным и стационарным), где используются информация природных наук и достижения со­временной техники (приборы, механизмы и т. п.). Дистанционный метод использует возможности авиакосмической техники. Карто­графический метод исследования не потерял своего значения с те­чением времени, ибо его развитие обусловлено применением наиболее современных средств, например, электронных носителей информа­ции. Обратите внимание на тот важный факт, что тяжело прово­дить исследование с помощью только одного метода, поэтому они применяются комплексно, дополняя друг друга.

V.   ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Беседа по вопросам.

1.  Почему географию называют фундаментальной и комплекс­ной наукой?

2.  Что изучает физическая география?

3.  Какими методами человек может исследовать природу?

4.  Какой метод исследования природы, на ваш взгляд, является наиболее эффективным? 5. Почему география не может пользоваться, например, физи­ческими методами исследований, но использует их результаты?

VI. ИТОГ УРОКА

Заключительное слово учителя:

—  распределение наук о природе произошло в XVIII в., когда человечество накопило большой объем знаний и отработало раз­личные методы исследований;

—  основными методами научных исследований являются наблю­дение, эксперимент, теория и моделирование;

—  география — это фундаментальная и комплексная наука, от­расли которой используют различные методы исследований;

—  физическая география изучает различные природные компо­ненты и их взаимодействие.

VII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Конспект урока.

Категория: Уроки по физической географии Украины. | Добавил: Geo (22.06.2011)
Просмотров: 3655 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]