Главная » Статьи » География Украины » Уроки по физической географии Украины. |
Тема. Физическая география Украины, объект, предмет, методы исследований. Цель: углубить научные знания о природе в целом; совершенствовать первичные навыки использования приобретенных знаний; сформировать первичные представления о методах исследований. Оборудование: физическая карта Украины, атласы. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1. Что такое география? 2. Какие отрасли географической науки вы можете назвать? 3. С какими точными науками связана география? А с какими общественными? III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Рассказ учителя. География, одна из наиболее древних наук, в наше время перешла к новому этапу своего развития. Все материки открыты, внут-риматериковые области Азии, Южной Америки, Австралии тщательно исследованы, поэтому сейчас география не просто описывает Землю, а пытается объяснить те или иные естественные явления. Она интересуется не только местонахождением определенных природных объектов, но и их взаимообусловленностью, глубинными причинно-следственными связями. IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя. География (как и геология) представляет собой комплекс наук о Земле. Исследуемый ею объект очень сложный, потому что каждая наука о Земле имеет сложную внутреннюю структуру: так, в географии есть отрасли — физическая, социально-экономическая, политическая и т. п., в геологии — минералогия, петрография, тектоника и т. п. Из географии на определенном этапе ее развития выделились такие науки, как климатология, метеорология, земле-и почвоведение и др. География развивается во взаимосвязи с биологией, физикой, химией, математикой и т. п. Поэтому ее называют фундаментальной и комплексной наукой. Когда-то, в древние времена, приобретенный человечеством опыт не разделялся на отдельные точные или гуманитарные науки, а накапливался, изучался и дополнялся в целом— арифметика и астрономия, геометрия и философия, литература и медицина, физика и поэзия. Но уже тогда началась определенная специализация, которая во времена Ньютона привела к возникновению междисциплинарной науки о природе — натуральной философии. Только в XVIII в. знания, накопленные человечеством, приобрели такие значительные объемы, что из натуральной философии начали выделяться отдельные науки — химия, физика, география, геология и др. Науки различались также путем получения нужной информации, то есть специализировались их методы и методики, оборудование и другой инструментарий. Но не следует забывать, что все они, даже при условиях более быстрого развития одной науки в отдельные промежутки времени, органически связаны между собой. Нидерландский химик и физик Вант-Гофф сказал об этом так: «Любые принципы распределения научных дисциплин, по существу, являются произвольными, ибо наука, так же как природа, которую она отражает, является единым неразрывным целым». Помните эти слова, ибо при изучении физической географии Украины вы будете знакомиться с наиболее разнообразными природными компонентами и множеством вариантов их взаимодействия, вследствие которого образовываются природные комплексы. Мы будем оценивать природные комплексы и природные ресурсы как условия жизни и хозяйствования человека. Альберт Эйнштейн говорил, что «наиболее удивительным свойством нашего мира является то, что его можно исследовать». Как именно можно исследовать мир? При помощи каких методов получают информацию об окружающей среде? Таких методов множество, но можно выделить важнейшие: наблюдение, эксперимент, теория, моделирование. Наблюдение — наиболее древний метод исследования, который не нуждается во вмешательстве в процесс или развитие явления самого исследователя. Разновидностью наблюдения является мониторинг. Эксперимент — научно организованный опыт, который точно учитывает условия и таким образом дает возможность доказывать или опровергать теории и гипотезы. Теория — это метод исследования при помощи создания системы, которая обобщает и согласовывает результаты наблюдения и эксперимента, объясняет их. Моделирование — это метод исследования объектов путем построения их моделей (например карт). Модели могут быть натурные (заповедник) или теоретические (компьютерная программа). В географических исследованиях используют такие разновидности этих методов, как: экспедиционный и стационарный, дистанционный, картографический. Метод географических экспедиций в свое время позволил получить новые знания о неизвестных или малоизвестных территориях, а теперь он объединяется с методом детального изучения природы (экспедиционным и стационарным), где используются информация природных наук и достижения современной техники (приборы, механизмы и т. п.). Дистанционный метод использует возможности авиакосмической техники. Картографический метод исследования не потерял своего значения с течением времени, ибо его развитие обусловлено применением наиболее современных средств, например, электронных носителей информации. Обратите внимание на тот важный факт, что тяжело проводить исследование с помощью только одного метода, поэтому они применяются комплексно, дополняя друг друга. V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1. Почему географию называют фундаментальной и комплексной наукой? 2. Что изучает физическая география? 3. Какими методами человек может исследовать природу? 4. Какой метод исследования природы, на ваш взгляд, является наиболее эффективным? 5. Почему география не может пользоваться, например, физическими методами исследований, но использует их результаты? VI. ИТОГ УРОКА Заключительное слово учителя: — распределение наук о природе произошло в XVIII в., когда человечество накопило большой объем знаний и отработало различные методы исследований; — основными методами научных исследований являются наблюдение, эксперимент, теория и моделирование; — география — это фундаментальная и комплексная наука, отрасли которой используют различные методы исследований; — физическая география изучает различные природные компоненты и их взаимодействие. VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Конспект урока. | |
Просмотров: 3655 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |