Главная » Статьи » География Украины » Уроки по экономической географии Украины. |
Цель:
сформировать понятия «территория государства», «территориальные воды», дать представление о конфигурации территории Украины; показать влияние размеров и компактности территории Украины на развитие ее хозяйства; развивать умения и навыки работы с картой и статистическим материалом. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: атлас мира (Европы), карта административно-территориального устройства Украины, физическая карта Украины, учебник, атлас, Конституция Украины, карточки со статистическими материалами. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа. 1. Какие территории нашей планеты населены наиболее плотно? Почему? 2. Какова плотность населения стран Черноморского бассейна? 3. Что способствовало заселению территории северного побережья Черного моря и бассейнов Днепра, Дуная, Южного Буга, Северского Донца в древности? 4. Что вы знаете о хозяйственной деятельности народов, населявших северное побережье Черного моря? 5. Чем отличалось хозяйство древних жителей Полесья от хозяйства жителей степной зоны Украины? 6. Какое значение имеет большая протяженность территории государства с севера на юг? 7. Как влияют размеры государства на хозяйственную деятельность его населения? III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя. Одним из важнейших объектов изучения экономической и социальной географии является территория государства, ее размеры и конфигурация. Неприкосновенность и целостность государственной территории является общепринятой нормой международного права, на которой основывается самостоятельность любого государства. В начале урока мы с вами выяснили, что особенности территории государства в значительной степени влияют на хозяйственную деятельность населения. Рассмотрим особенности территории Украины. Украина имеет сложную, более чем тысячелетнюю историю развития, в течение которой ее территория находилась под властью других государств. Получив суверенитет относительно недавно, она стремится занять достойное место в современном мире. — Когда была провозглашена независимость Украины? Территория государства — это часть территории земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства, то есть в пределах государственной территории государство является высшей по отношению ко всем лицам и организациям властью, обеспечиваемой системой государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных и т. д.). Таким образом, государственная территория — это пространство осуществления государственной власти. В то же время государственная территория — это естественная среда обитания населения государства, включающая природные ресурсы. (Одно из приведенных определений учащиеся под диктовку записывают в тетрадь.) — Назовите статью Конституции Украины, в которой определяется территория государства. Государство владеет, пользуется и распоряжается своей территорией. Согласно нормам международного права государство должно пользоваться своей территорией таким образом, чтобы не наносить ущерб соседним государствам. — Приведите примеры, когда хозяйственная деятельность одних государств влияет на соседние. — Приведите примеры влияния хозяйственной деятельности Украины на соседние государства. Общепринятой нормой международного права является принцип неприкосновенности и целостности государственной территории, закрепленный в многочисленных международных договорах. Устав ООН запретил войну как средство решения территориальных споров. Отказ от применения силы для изменения границ — один из основных принципов европейской безопасности. — Назовите государства, возникшие в Европе в конце XX в. без использования военной силы. Беседа. 1. Какие компоненты географической оболочки находятся в пределах территории Украины? 2. Как используется воздушное пространство территории Украины? 3. При каких условиях иностранные самолеты могут пролетать над Украиной? 4. Как используются недра территории Украины? 5. Как охраняются южные рубежи нашей родины? (В результате беседы учащиеся с помощью учителя делают вывод и записывают его в тетрадь.) Итак, в состав государственной территории входят: суша и воды (внутренние и территориальные) в пределах государственных границ, воздушное пространство над сушей и водами (тропо-, стратосфера и т. д.) и лежащие под ними недра (до технически доступной глубины). Что же представляют собой территориальные воды? Международное право устанавливает ширину территориальных вод не более 12 миль (1 морская миля равна приблизительно 1,8 км). Имеются различные способы отсчета ширины Территориальных вод, самый распространенный из них — от так называемых базисных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки суши. Проход судов других государств через территориальные воды возможен при соблюдении безопасности государства. Самостоятельная работа. (Раздаются карточки со статистическим материалом.) Площадь территории и население крупнейших стран Европы. * Без России. * Данные на 2002 г.(ДАННЫЕ ЗАМЕНИТЕ, ЕСЛИ БУДЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ ВИД РАБОТЫ) Проанализируйте приведенный статистический материал и запишите в тетрадь ответы на следующие вопросы. 1. Какова площадь Украины? 2. Какое место по площади занимает Украина в Европе? 3. Какие европейские государства сравнимы по площади с Украиной? 4. Какие из приведенных государств наибольшие по численности населения? 5. Какое место среди них занимает Украина? 6. Какие из приведённых государств наиболее густонаселенные? 7. Какое место по плотности населения занимает Украина среди крупнейших государств Европы? Беседа. Размер территории государства оказывает влияние на хозяйство страны. Так, страны с большой территорией отличаются разнообразием природных условий и относительно более полным набором природных ресурсов, необходимых для развития той или иной деятельности. Например, в государствах, имеющих большую протяженность с севера на юг и с запада на восток, более разнообразен набор выращиваемых сельскохозяйственных культур. Давайте закрепим знания, полученные вами при изучении курса географии в 7-м и 8-м классах. — Какова протяженность Украины с севера на юг? С запада на восток? — Между какими широтами расположено наше государство? — В каком климатическом поясе лежит ее большая часть? Меньшая часть? — Назовите крупнейшие страны мира. В каких широтах они находятся? Какую сельскохозяйственную продукцию возможно производить в данных широтах? Почему? — Какие продукты сельского хозяйства Украина вынуждена закупать постоянно? Почему? Конфигурация территории государства (то есть его форма) во многом определяет взаимосвязь различных частей государства, например столицы или других крупных центров страны с ее окраинами (периферией). Иногда конфигурацию территории сравнивают с определенными геометрическими фигурами. Например, Португалия имеет форму вытянутого прямоугольника, расположенного на западе Пиренейского полуострова. Конфигурацию Франции сравнивают с шестиугольником, Индии — с треугольником и т. д. Самостоятельная работа. (С использованием политических карт мира и Европы.) 1. Сравните конфигурацию территории Украины и других крупных стран Европы. 2. Сравните расположение Киева — столицы Украины, и Москвы — столицы Российской Федерации? Какое из них более удобное? Почему? Беседа. Историческая судьба подарила Украине одно из самых благоприятных для жизни мест — юг Восточной Европы. Это способствовало достаточной заселенности и освоенности ее территории. Большое значение для развития хозяйства имеет компактность территории. Ранее мы установили размеры и протяженность нашего государства, что позволяет сделать вывод о ее компактности. — Где расположен геометрический центр территории Украины? Каковы его координаты? — Каковы координаты Киева? Сравните их с координатами геометрического центра Украины. Исторический административный, культурный, экономический и политический центр Украины — г. Киев — расположен в месте, близком к геометрическому центру государства. Это способствует созданию равноценных и эффективных связей со всеми «уголками» страны, культурному и научно-техническому единению хозяйственного комплекса и населения. Компактность территории сводит к минимуму транспортные затраты внутри страны, способствует равномерному обустройству и обслуживанию населения, а также позволяет создавать оптимальную систему охраны границ государства. IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Самостоятельная работа. Используя карту административно-территориального устройства Украины, выполните следующие задания. 1. Определите наибольшую и наименьшую по площади области Украины. 2. Определите показатель средней площади области Украины? 3. Сравните его с площадью своей области. 4. Конфигурация какой области имеет более или менее правильную геометрическую фигуру (близкую к квадрату)? 5. Где административный центр находится почти в геометрическом центре области? Какое это имеет значение для области? 6. Какие из областей имеют наибольшую протяженность с севера на юг? Какое это имеет значение для развития хозяйства? 7. Оцените размер, конфигурацию и компактность территории своей области. V. ИТОГ УРОКА Беседа. 1. Что называется территорией государства? 2. Что входит в состав территории государства? 3. Что такое «территориальные воды»? 4. Почему компактные по территории государства заселены и освоены в основном равномерно? VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Литература: Серия "В помощь учителю" М.Л.Обод, "Экономическая и социальная география Украины, 9 класс", пособие для учителя. Харьков, "Веста", 2003 год. | |
Просмотров: 8006
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |