Приветствую Вас Гость!
Суббота, 28.03.2020, 23:42
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » География Украины » Уроки по экономической географии Украины.

Предмет экономической и социальной географии Украины.
Цель: сформировать представление об экономической и социальной географии как о науке и учебном предмете, ознакомить с со­держанием и структурой курса, раскрыть связь с другими на­уками; развивать географическое мышление; воспитывать интерес к предмету, понимание важности его изучения.
Тип урока: вводный урок.
Оборудование: политическая карта мира, политико-административ­ная карта Украины, учебник.
Ход урока
I.     ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.   АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
1.  Что вы изучали в курсе физической географии?
2.  Вспомните, что называется природным комплексом.
3.  Из каких природных компонентов состоит природный комплекс?
4.  Почему природные компоненты образуют комплексы различ­ного ранга (например, географическая оболочка, природная зона, природная область и т. д.)?
5.  Что называется природными ресурсами, природными условиями?
6.  На какие группы подразделяются природные ресурсы по хо­зяйственному назначению?
7.  Что значит «дать хозяйственную оценку природным ресурсам»?
8.  Какими полезными ископаемыми богата Украина?
9.  Какие природные условия способствовали развитию хозяйства Украины? III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя.
На сегодняшний день в мире насчитывается около 200 государств. Каждое из них имеет свое «лицо» и играет определенную роль в мировом хозяйстве. Так, можно выделить страны, в которых про­изводится наибольшее количество автомобилей, ЭВМ, самолетов, мор­ских судов, назвать государства, имеющие наиболее квалифициро­ванные трудовые ресурсы, и т. д.
Каково же «лицо» Украины?
Каков уровень хозяйственного раз­вития нашей страны?
В чем особенности хозяйственного комплек­са?
Каковы причины нынешнего состояния экономики?
Какое мес­то занимает Украина в структуре мирового хозяйства?
Найти ответы на эти и другие вопросы мы сможем при изучении курса экономической и социальной географии Украины. Она расскажет, где расположены города и села, промышленные предприятия и сельскохозяйственные угодья; объяснит, почему в одном районе люди выращивают лен, а в другом — виноград, в одном производят автомобили, а в другом — сталь.
География поможет вам понять законы размещения населенных пунктов, промышлен­ных и сельскохозяйственных предприятий, расскажет, как правильно и эффективно использовать земные богатства.
Экономическая и социальная география — это совокупность науч­ных дисциплин, изучающих размещение человеческого общества и общественного производства. Ядро экономической и социальной гео­графии составляют отрасли экономической географии и социальной географии. Термин «экономика» (от греч. oikonomike — искусство ведения домашнего хозяйства) возник более двух тысяч лет назад в Древ­ней Греции. Философ Ксенофонт не только ввел его в обращение, но и написал первый трактат об экономике. Термин «экономичес­кая география» введен в XVIII в. русским ученым-энциклопедис­том М. В. Ломоносовым.
Экономическая география изучает территориальную организацию общественного производства, пространственные процессы и формы организации жизни людей с точки зрения эффективности самого производства. Наиболее развитыми ее отраслями являются геогра­фия промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география инфраструктуры, география природных ресурсов, география сферы обслуживания.
Термин «социальный» (от лат. socialis — общественный) означа­ет относящийся к жизни людей, их отношениям в обществе.
Соци­альная география изучает территориальную организацию общества в конкретных исторических и природных условиях. Наиболее раз­витыми ее отраслями являются география населения, геодемография, этногеография, география культуры, география науки и т. д.
Экономическая и социальная география использует новые для вас понятия: рождаемость и смертность, миграции, трудовые ресур­сы, этнос, урбанизация и агломерация, отрасли хозяйства, соци­альная сфера хозяйства, специализация и др.
—  Как вы считаете, почему невозможно рассматривать отдельно друг от друга социальные и экономические вопросы?                      
—  Почему изучаемый нами предмет носит такое название?
Главным объектом изучения экономической и социальной гео­графии является человек, поэтому во многих странах мира эта на­ука так и называется — география, человека. Экономика призвана удовлетворять потребности человека.
Люди непосредственно участвуют в экономике, инициируют ее, направля­ют в нужное русло, вкладывают в нее свои силы и интеллект.
Важным объектом изучения является природная среда: она вовлечена в хозяйственную деятельность, активно используется для производства средств существования, в ней размещены экономичес­кие объекты. Изучение экономической и социальной географии невозможно без знаний, полученных на уроках физической географии.
О какой бы отрасли хозяйства мы ни говорили, мы будем вспоминать, какие при­родные предпосылки для ее развития есть в Украине.
Особенно важны знания о природе при изучении сельского хозяйства, которое зависит от климата и рельефа, почв и внутренних вод данной территории.
—  Как зависит развитие транспорта от рельефа данной территории?
—  Как зависит размещение населения от наличия на данной тер­ритории рек и озер?
Как и все науки географической системы, экономическая и соци­альная география невозможна без отражения изучаемых ею явле­ний на карте. Поэтому она тесно связана с картографией.
Коллективная работа. По предложенной схеме охарактеризуйте связь географии с дру­гими науками. (Схема готовится заранее: она может быть записана на доске или представлена в виде раздаточного материала.)

Беседа. (Сопровождается демонстрацией различных источников геогра­фической информации.)
В процессе изучения нового предмета вам придется много работать со статистическими данными, характеризующими население и хозяй­ство страны; изучать и самим составлять схемы, диаграммы, таблицы.
— Приходилось ли вам работать с таблицами, схемами, диаграм­мами при изучении предыдущих курсов географии?
—  Для чего использовались эти наглядные пособия?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Самостоятельная работа. Откройте оглавление учебника и ознакомьтесь с разделами и те­мами курса экономической и социальной географии Украины. Беседа.
1.   Что изучает экономическая и социальная география Украины?
2.   Каковы главные особенности данного курса по сравнению с физической географией?
V.   ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя.
Предметом экономической и социальной географии Украины яв­ляются особенности и закономерности пространственной организа­ции общества. Экономическая и социальная география Украины делится на эко­номическую и социальную. Она тесно связана с другими географическими, естественными и общественными науками.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Литература:
Серия "В помощь учителю" М.Л.Обод, "Экономическая и социальная география Украины, 9 класс", пособие для учителя. Харьков, "Веста", 2003 год.
Категория: Уроки по экономической географии Украины. | Добавил: Geo (11.09.2011)
Просмотров: 6632 | Теги: Предмет экономической и социальной | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]