Главная » Статьи » География Украины » Уроки по экономической географии Украины. |
Цель: сформировать понятия «политико-географическое положение», «геополитика»; дать представление об основных чертах политико-географического положения Украины, научить делать выводы о политико-географическом положении Украины на основе анализа карт и статистической информации, развивать пространственное мышление; воспитывать национальную гордость. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: политическая карта мира, карта административно-территориального устройства Украины, учебник, атлас, карточки с планом характеристики. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа. 1. Каково значение морской границы Украины для установления внешних экономических связей? 2. Почему отношения с Польшей имеют для Украины особое значение? 3. Какое влияние на развитие восточных регионов Украины оказывает соседство с Россией? 4. Каковы позитивные черты ЭГП Украины? III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя. Настоящее и будущее Украины связано с ее участием в международной экономической системе. Рыночный путь экономического развития приобрел планетарный масштаб, что привело к необходимости поиска государствами, корпорациями и отдельными предприятиями новых моделей и механизмов сотрудничества. Украина, получив в 1991 г. статус независимого политического субъекта международного права, вынуждена искать свое место в мировой системе. Поэтому оценка политико-географического положения, переосмысление ее геополитической роли является важнейшей задачей для Украины. Определение геоэкономического положения страны исходит из особенностей производства товаров и услуг, возможностей использования имеющихся в стране природно-ресурсного, интеллектуального и других потенциалов. Географическая предопределенность жизненных интересов государства будет существовать всегда. Она выражается в четырех вопросах: 1) где и каким образом получить недостающие природные ресурсы; 2) кому и как сбыть свои товары; 3) куда направить избыточное население, либо откуда получить недостающую рабочую силу; 4) как обезопасить рынки сырья и сбыта, транспортные пути и места проживания граждан. Для решения таких геополитических проблем, разрабатываются долговременная внешнеполитическая стратегия государства и концепции национальной безопасности — военной, экономической, транспортной, социальной, экологической. Политико-географическое (геополитическое) положение — это место страны на политической карте мира, ее участие в международных военно-политических и политико-экономических организациях, отношение к политическим центрам и политическим блокам. Оценка политико-географического положения страны включает: -степень политической и экономической стабильности, благосостояния, социальные проблемы страны; — соответствие идеологии, государственному строю, культурным традициям и уровню развития и т. д. соседних стран; - объем и качество связей с соседними и отдаленными странами, (торговля, культурный обмен и т. д.), условия их осуществления; -политический и экономический вес в мире и регионе, степень внешнеполитической активности; -участие в военно-политических группировках, наличие дружественного или враждебного окружения; -соответствие границ территориям расселения народов и их традиционной хозяйственной деятельности, наличие спорных территорий. — Какие характеристики географического положения Вам известны? — Какие из названных черт уже получили оценку на предыдущих уроках? Главной чертой ПГП Украины является ее расположение в одном из самых благоприятных для жизни мест — юге Восточной Европы. Через территорию Украины проходят магистрали, система трубопроводов, соединяющих восточные регионы России, Казахстан, Среднюю Азию, Закавказье с Центральной и Южной Европой. По территории Украины проходят кратчайшие пути, соединяющие север и центр России, а также Финляндию со странами Черноморского бассейна. Однако интенсивность грузо- и пассажироперевозок в этом направлении значительно уступает перевозкам с запада на восток. К сожалению, республики бывшего СССР и постсоциалистические страны переживают сейчас кризис, что приводит к сокращению существовавших торгово-экономических связей. В обозримом будущем, очевидно, произойдет частичная переориентация стран Центральной Европы на рынки Казахстана, Средней Азией, Китая, Индии, Японии, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Следовательно, увеличится транзит через территорию Украины, что улучшит ее ПГП. В настоящее время происходит острая борьба между странами за транзитные потоки, и, чтобы ее выиграть, необходимо создать для транзита благоприятную среду. Однако на транзитное положение Украины действуют некоторые отрицательные факторы, например: техническая отсталость транспортных магистралей, низкая скорость прохождения грузов и т. д. Серьезной проблемой морских портов Украины становится потеря российского транзита, так как Россия взяла курс на развитие собственных портов. В 2001 г. Россия ввела в эксплуатацию обходной нефтепровод к порту Новороссийск, что привело к уменьшению транзита нефти через территорию Украины. Украина утратила транзитные перевозки по Дунаю, так как после бомбардировок Югославии войсками НАТО отсутствует сквозное судоходство по этой реке. Кроме того, с 1994 г. канал, обеспечивающий проход к Черному морю, заилен. Поэтому украинские суда заходят в Дунай из Черного моря через румынский Сулинский канал. Это снижает конкурентоспособность Украины, так как страны ЕС предусматривают приоритетное развитие внутренних водных путей по сравнению с экологически грязным автомобильным транспортом. Участие Украины в различных международных организациях и блоках вытекает из большого разнообразия и сложности политико-географической ситуации в современном мире, распределения политических и экономических сил. Сегодня в мире насчитывается около 200 государств, большинство из которых- входит в международную структуру — Организацию Объединенных Наций (ООН). Украина была одним из основателей этой организации. Целью создания ООН является поддержание и укрепление мира и безопасности, развитие сотрудничества между народами. Ее устав подписан в 1945 г. представителями СССР (в том числе Украины), США, Великобритании, Франции, Китая. Главные органы ООН — Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Международный суд. Центральные учреждения находятся в Нью-Йорке. Различные учреждения ООН оказывают помощь в становлении рыночных отношений в Украине. С целью развития хозяйства в направлении сближения с хозяйствами стран ЕС в Украине принята Концепция адаптации законодательства Украины к законодательству ЕС. Украина сотрудничает с международными финансовыми организациями (в частности МВФ), Мировым и Европейским банками реконструкции и развития (МБРР, ЕБРР). Украина расположена в умеренном поясе Северного полушария, который характеризуется наивысшим политическим и социально-экономическим развитием. Это обстоятельство до последнего времени существенно влияло на военно-политическое положение Украины. Именно этим объясняется размещение на территории Украины многих стратегических военных баз. Сейчас Украина проводит курс на сокращение вооружения, сотрудничество с НАТО — организацией североатлантического договора, в рамках которой создано объединенное военное командование. Таким образом, изменяется статус Украины, теперь это безъядерное государство, стремящееся к мирным, дружественным отношениям со всеми странами. Выступление учащихся, получивших опережающее задание. Работа в группах. (Каждая из групп получает карточку с планом характеристики.) Составьте краткую характеристику географического положения Украины относительно стран: 1-я группа — ЕС; 2-я группа — бассейна Персидского залива; 3-я группа — Южной Европы; 4-я группа — Северной Африки; 5-я группа — Балтии. План характеристики 1. Какие государства входят в состав данного региона? 2. Какими природными богатствами располагает регион? (Лес, нефть, газ, руды черных и цветных металлов, водные рекреационные, земельные ресурсы и т.д.) 3. Что сдерживает развитие стран региона? 4. Какие природные ресурсы может поставлять Украина в данный регион? 5. Какие природные ресурсы могут поставлять в Украину страны данного региона? 6. Какой путь для транспортировки данных ресурсов более экономичен? 7. Чем еще «привлекателен» данный регион для Украины? (Научно-технический уровень, наличие свободных рабочих мест, избы-ток трудовых ресурсов, источник инвестиций, близость к границам, удобство транспортировки товаров, исторические связи и т. д.) 8. В полной ли мере использует Украина связи с данным регионом? Почему? (Представитель каждой группы зачитывает характеристику, демонстрируя объекты на карте мира. После выступлений учащихся учитель помогает сформулировать общий вывод о необходимости своевременно определить место и роль данных регионов в развитии хозяйства Украины.) IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Самостоятельная работа. (Продолжение выполнения практической работы № 1.) Рассказ учителя. Украина имеет выгодное геополитическое положение. Ее размеры, компактность территории, транзитное положение между Европой и Азией, государствами Балтии и Черноморского бассейна способствуют росту экономического потенциала страны. Удобство географического положения определяется большим количеством соседей, с которыми Украина имеет давно сложившееся дружественные отношения. ФГП Украины способствует развитию разнообразных отраслей промышленности и сельского хозяйства. Центральное положение страны в динамично развивающемся поясе Северного полушария благоприятствует динамичному развитию процессов обновления и становления новой экономической системы в ней. Главная проблема состоит в том, что наше государство недостаточно полно использует все преимущества своего положения. V. ИТОГ УРОКА Беседа. 1. Что называется ГПП? 2. Какие аспекты ГПП мы рассмотрели на уроке? 3. Какая из черт ГПП особенно негативно сказывается на развитии хозяйства Украины? На уроке мы научились оценивать геополитическое положение Украины, определили его негативные и позитивные черты. Теперь мы можем прогнозировать будущее нашей страны, предположить, какие отрасли наиболее выгодно развивать в Украине. Навыки оценивания геополитического положения страны вы сможете усовершенствовать в курсе экономической и социальной географии мира. VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Литература: Серия "В помощь учителю" М.Л.Обод, "Экономическая и социальная география Украины, 9 класс", пособие для учителя. Харьков, "Веста", 2003 год. | |
Просмотров: 16660
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |