Главная » Статьи » География Украины » Уроки по экономической географии Украины. |
Тема.
Национальный и этнический состав населения.
Цель: сформировать представления о национальном составе населения Украины, особенностях его формирования; развивать умения и навыки систематизировать изученный материал в виде таблицы; воспитывать уважение ко всем нациям и народам, населяющим Украину. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: карта административно-территориального устройства Украины, карта национального состава Украины, раздаточный материал для практической работы. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа. 1. Какие бы меры на государственном уровне вы предложили для увеличения рождаемости в Украине? 2. Почему одной из важных причин, влияющих на рождаемость, являются национальные традиции народа? 3. Какие историко-географические области составляют территорию Украины? 4. Почему в западной части Украины этнические области более разнообразны? 5. С чем связаны названия историко-географических областей? I II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя. Сведения об этническом составе населения Украины дают государственные переписи. Первая общая перепись на территории Восточной Украины и Волыни проводилась в 1897 г., в Западной Украине (Галичина, Буковина, Закарпатье) — в 1910 г. Они предоставили наиболее полные и точные данные. По данным переписей можно сделать вывод, что Украина сложилась как многоэтническое государство при явном преобладании украинцев. Этнический состав населения на территории Украины изменялся; каждый народ привносил свои обычаи и традиции. В результате длительного взаимодействия сформировались черты современной украинской нации. Рассмотрим особенности ее формирования. (По ходу рассказа учитель рисует на доске схему.) Этнос — исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, связанных общностью территории, языка, культуры. Этнос — наиболее общее понятие, включающее человеческие общности разных степеней развития: племена, народности, нации.
Племя — тип
этноса, характерный для доклассового общества. Основной признак племени — его
деление на группы родов. Племя имеет обычно свою территорию, племенное самосознание, обычаи, примитивную экономическую общность. Племенная организация до сих пор сохраняется у многих народов, особенно в африканских странах. Народность — тип этноса, общность людей, выросшая из союза племен. Она возникает в различные исторические эпохи, от рабовладельческой до современной. Многие мелкие народности могут постепенно сливаться с более крупными и развитыми нациями и народностями. Нация — тип этноса, социальная общность людей, сложившаяся на основе общности территории, языка, экономических связей, особенностей культуры и национального сознания. Нации возникают после преодоления феодальной раздробленности, образования единого внутреннего рынка, появления и укрепления экономических связей, складываясь из различных племен и народностей. Давайте ознакомимся с основными чертами национального состава Украины. (По ходу рассказа учащиеся самостоятельно записывают их в тетрадь.) Национальный состав населения — это распределение населения по национальному или этническому признаку. Национальный состав Украины характеризуется большим разнообразием. На территории нашей страны проживают представители около 110 наций и народностей. Основную часть населения составляют украинцы и русские, численность других народов значительно меньше. Национальный состав разнообразнее вблизи границ Украины. Украинцы преобладают во всех областях, кроме АР Крым (здесь доля русских — 67 %). Доля украинцев превышает средний показатель в областях, где преобладают сельские жители (здесь она составляет около 90 %). В середине 1980-х гг. началось возвращение в Украину крымских татар, что увеличило их численность более чем в 7 раз. В результате миграционных потоков в Украину в последнее десятилетие увеличилось количество азербайджанцев, узбеков, казахов, грузин, армян, корейцев, вьетнамцев и др. Эти и другие народы, населяющие Украину, составляют национальные меньшинства нашего государства. IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Самостоятельная работа. Выполнение практической работы № 4. Построение столбчатой круговой диаграмм национального состава населения. Цель работы: научить строить столбчатые и круговые диаграммы национального состава населения по приведенным данным; закрепить знания о структуре национального состава Украины. 1. Ознакомьтесь с инструкциями по построению столбчатой и круговой (секторной) диаграмм. Диаграмма — графическая фигура, изображающая количественное соотношение различных показателей явления, процесса или одного и того же показателя разных явлений, процессов. Простейшим и широко распространенным в практике является столбиковый динамический или структурный чертеж (столбчатая диаграмма). Он применяется для сравнения количественных показателей одного ряда. Все столбиковые фигуры должны строиться на одной базисной линии, вплотную друг к другу или на равном расстоянии одна от другой, быть одинаковой ширины. Высота столбиков зависит от принятого масштаба. В практике часто используются также круговые диаграммы. Для определения величины секторов вычисляют количественные показатели соответствующих явлений в процентах, принимая за 1 %. 3,6°. Секторы располагаются последовательно по мере убывания их величины и по движению часовой стрелки. Для большей наглядности секторы штрихуют или окрашивают в различные цвета. 2. Проанализируйте данные таблицы.
3. Постройте столбчатую диаграмму «Национальный
состав Украины», используя данные (в тыс. чел.) 1989 г.
4. Постройте круговую диаграмму «Национальный состав Украины», используя данные (в %) 1989 г. 5. Сделайте вывод об изменениях национального состава Украины с 1930 г. Как менялась доля украинцев, русских, евреев? Почему уменьшается доля поляков, венгров, греков? V. ИТОГ УРОКА Заключительное слово учителя. На уроке мы убедились, что Украина относится к многонациональным государствам, что история развития и заселения страны отразилась на национальном составе нашей страны. Мы научились систематизировать изученный материал и на его основе строить различные виды диаграмм. VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
Просмотров: 11793
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |