Главная » Статьи » География Украины » Уроки по экономической географии Украины. |
Тема.
Половозрастная структура населения Украины.
Цель: сформировать представление о половозрастной структуре населения Украины и причинах, влияющих на нее; развивать умения и навыки формулировать вывод па основе изученного материала и статистических данных о домографической политике в Украине, практические навыки построения диаграмм на основе статистических данных; учить осознавать личную причастность к происходящим событиям. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: карта административно-территориального устройства Украины, раздаточный материал — таблица «Население Украины». Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ П. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа. 1. Какими показателями можно охарактеризовать природный прирост населения страны? 2. Какие особенности современного развития Украины влияют на прирост населения? 3. Почему государственным органам власти необходимо контролировать изменения численности населения и причины, влияющие на них? 4. Каким образом государство может повлиять на миграционные процессы? 5. Какие возрастные группы в основном участвуют в миграционных процессах? III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя. Рассмотрев явление депопуляции населения Украины, мы установили, что она происходит быстрыми темпами. Как же сказывается это негативное явление на численности населения младших (до 14 лет) и старших возрастов? Происходит «старение» нации, то есть доля старших возрастов в численности населения становится больше, а значит, растет так называемая «консервативность» нации. — Что такое демографическая ситуация? Демографическую ситуацию в стране отражает возрастная структура населения. Рассмотрим, как же прирост населения влияет на данную структуру. Возрастная структура населения — это соотношение между различными возрастными группами населения страны (в процентах). Принято выделять три основные возрастные группы: 1-я — 0—14 лет — младшая. 2-я — 15—59 лет — средняя. 3-я — от 60 лет и старше — старшая. Коллективная работа. (Учитель заранее чертит на доске диаграммы.)
Рассмотрите
диаграммы возрастной структуры стран «А», «Б» и «В», в которых сложились
различные демографические ситуации, и ответьте на вопросы.
1. В какой из стран доля старших возрастов больше, чем доля младших? 2. Высоки ли темпы воспроизводства населения в этой стране? 3. В какой из стран доля младших возрастов больше, чем доля старших? Почему? 4. В какой из стран происходит процесс «старения» нации? 5. В какой из стран доля работников (2-я группа) будет в будущем сокращаться? Почему? Как это повлияет на дальнейшее развитие государства? 6. Какие меры, на ваш взгляд, должны принимать государственные органы власти, чтобы избежать, «старения» нации? Самостоятельная работа. Постройте диаграмму «Возрастная структура населения Украины», используя следующие данные: — 1-я группа (0—14 лет) составляет 20,5 % населения; — 2-я группа (15—59 лет) — 61,6 %; — 3-я группа (от 60 лет и старше) —17,8 % населения. 1. Какая из представленных выше диаграмм соответствует демографической ситуации в Украине? 2. Какие меры в этой связи нужно предпринимать в Украине для выравнивания соотношений показателей смертности и рождаемости? (На основе анализа учащиеся формулируют вывод и записывают его в тетрадь.) Демографическая политика государства — это комплекс мер, направленных на регулирование динамики численности населения. В странах с высокими темпами естественного прироста населения проводят политику планирования семьи, поощряют семьи с одним (Китай) или двумя детьми (Индия). В странах с низкими темпами естественного прироста проводят демографическую политику, направленную на стимулирование рождаемости, поощряют семьи с большим количеством детей (Германия). Стремятся к этому и в Украине. Рассказ учителя. В своей книге «Процесс старения населения» польский демограф Эдвард Россет применяет следующую шкалу для классификации обществ в зависимости от степени развития процесса «старения» нации: — демографическая молодость, когда доля людей в возрасте 60 лет и старше составляет менее 8 %; — преддверие старения — доля составляет 8—10 %; — собственно старение — доля составляет 10—12 %; — демографическая старость — доля более 12 %. Пользуясь этой шкалой, можно сказать, что наша страна находится в стадии демографической старости. Существенно различается возрастная структура городского и сельского населения. Особенно неблагоприятная ситуация сложилась в сельской местности, где доля лиц в трудоспособном возрасте почти на 10 % меньше, чем в городах. — Почему доля средних возрастов (трудоспособное население) в сельской местности меньше? Важной характеристикой населения страны является его половая структура. Половая структура населения — это соотношение между количеством мужчин и женщин. От этого соотношения в разных возрастных группах в известной степени зависит возможность вступления в брак, а следовательно, и уровень рождаемости. Диспропорция численности полов приводит также к возрастанию миграции населения. В Украине постепенно сокращается диспропорция численности полов, сложившаяся после Второй мировой войны: в 1959 г. женщин было больше, чем мужчин, на 4,7 млн чел., в 1970 — на 4,5 млн, в 1979 — на 4,3 млн, в 1989 — на 3,9 млн, в 1992 — на 3,7 млн чел. Коллективная работа. Рассмотрите таблицу «Население Украины», ответьте на вопросы и выполните задание. 1. Какова была разница численности мужчин и женщин в 1990-м и 2000-м годах? О чем говорит данная тенденция? 2. Рассчитайте, какова доля мужского и женского населения в общей численности населения Украины в 1990-м и 2000-м годах. Рассказ учителя. Следует отметить, что превышение количества женщин связано в основном с их преобладанием в старшей возрастной группе. — Почему сложилась такая ситуация? Средняя продолжительность жизни в Украине в 2000 г. равнялась 68,1 года (59 — мужчины, 72 — женщины). Для сравнения: в США и Великобритании этот показатель составляет 75 лет, в Швеции — 78, в Японии — 79. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее полно отражает демографическую ситуацию в стране половозрастная структура населения страны, то есть соотношение между мужчинами и женщинами в разных возрастных группах. IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Самостоятельная работа. Выполнение практической работы № 3. Построение графика изменения численности населения за определенный период. Цель работы: закрепить понятия «естественное движение населения» и «механическое движение населения», сформировать умения выявлять причины изменения численности населения. 1. Заполните пропуски: а) рост эмиграции и уменьшение иммиграции приводят к________ численности населения страны; б) уменьшение эмиграции и рост иммиграции приводят к_________численности населения страны; в) превышение рождаемости над смертностью приводит к_________ численности населения страны; г) превышение смертности над рождаемостью приводит к____________численности населения страны. Используя данные приведенной таблицы о рождаемости и смертности в отдельных областях Украины за 1997 г., постройте на контурной карте административно-территориального устройства столбчатые диаграммы. Дополните таблицу (средний показатель естественного прироста по Украине составляет -6,2 чел. на 1000 жителей).
3. Из
перечисленных ниже факторов, влияющих на естественное движение населения,
отметьте способствующие повышению рождаемости (+), приводящие к ее снижению
(-):
стабильное экономическое и политическое положение в стране; высокий уровень загрязнения окружающей среды; экономическая независимость женщин, их активное участие в общественной и политической жизни; стремление родителей в старости получить поддержку от взрослых / детей; ; высокий уровень безработицы; низкая заработная плата и невысокий уровень жизни; возможность в старости иметь хорошее пенсионное обеспечение; отсутствие государственной поддержки семей с детьми; экономически зависимое положение женщин; государственная поддержка семей с детьми; 4. Сегодня для Украины характерно превышение смертности над рождаемостью. Назовите причины низкой рождаемости и высокой смертности, а также пути решения этой проблемы. 5. На картосхеме надпишите основные направления (страны, регионы) внешней миграции в период с 1990 по 2001 г. (по образцу). 6. Используя данные таблицы, постройте график изменения численности населения Украины с 1980 по 2001 г. Выделите красным цветом период, когда численность населения снижалась (происходила депопуляция).
За период с
1997 по 1999 г.
включительно население Украины уменьшилось на 800 тыс. чел., 300 тыс. из
которых — за счет превышения эмиграции над иммиграцией. Назовите причину
уменьшения численности населения на оставшиеся 500 тыс. чел.
7. Укажите периоды (годы) XX в., когда наблюдалось снижение численности населения Украины, и исторические события, с которыми это было связано. Вывод. Укажите основные причины, обусловившие изменение численности населения Украины за период с 1980 по 2001 г. Дополнительное задание Сравните численность населения своей области (республики) с аналогичным показателем по двум-трем другим областям Украины за один и тот же период. Охарактеризуйте естественное и механическое движение населения своей области, особенности полового и возрастного состава населения. Учтите: в среднем по Украине население в возрасте до 14 лет составляет 19 %, от 14 до 59 — 61 % и от 60 лет и старше — 20 %; на 100 женщин приходится 87 мужчин. Что будет происходить с численностью населения в Украине в ближайшие 5—10 лет? Как это отразится на половозрастной структуре населения Украины? V. ИТОГ УРОКА Заключительное слово учителя. Сегодня на уроке вы научились анализировать демографическую ситуацию в разные периоды развития нашей страны на основе статистических данных. По окончании практической работы вы спрогнозировали демографическую ситуацию в Украине на ближайшие 5—10 лет; объяснили, как она отразится на половозрастной структуре. VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
Просмотров: 11273
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |