Приветствую Вас Гость!
Пятница, 15.11.2024, 23:16
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » География Украины » Уроки по экономической географии Украины.

Население Украины.
Тема. Половозрастная структура населения Украины.
Цель:

сформировать представление о половозрастной структуре на­селения Украины и причинах, влияющих на нее;
развивать умения и навыки формулировать вывод па основе изученного материала и статистических данных о домографической по­литике в Украине, практические навыки построения диаг­рамм на основе статистических данных;
учить осознавать лич­ную причастность к происходящим событиям.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карта административно-территориального устройства Украины, раздаточный материал — таблица «Население Ук­раины».
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
П. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
1.   Какими показателями можно охарактеризовать природный прирост населения страны?
2.   Какие особенности современного развития Украины влияют на прирост населения?
3.   Почему государственным органам власти необходимо контро­лировать изменения численности населения и причины, влияющие на них?
4.   Каким образом государство может повлиять на миграционные процессы?
5.   Какие возрастные группы в основном участвуют в миграцион­ных процессах?
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя.
Рассмотрев явление депопуляции населения Украины, мы уста­новили, что она происходит быстрыми темпами.
Как же сказывает­ся это негативное явление на численности населения младших (до 14 лет) и старших возрастов?
Происходит «старение» нации, то есть доля старших возрастов в численности населения становится больше, а значит, растет так на­зываемая «консервативность» нации. — Что такое демографическая ситуация?
Демографическую ситуацию в стране отражает возрастная струк­тура населения. Рассмотрим, как же прирост населения влияет на данную структуру.
Возрастная структура населения — это соотношение между раз­личными возрастными группами населения страны (в процентах).
Принято выделять три основные возрастные группы:
1-я — 0—14 лет — младшая.
2-я — 15—59 лет — средняя.
3-я — от 60 лет и старше — старшая.
Коллективная работа.
(Учитель заранее чертит на доске диаграммы.)

Рассмотрите диаграммы возрастной структуры стран «А», «Б» и «В», в которых сложились различные демографические ситуации, и ответьте на вопросы.
1.   В какой из стран доля старших возрастов больше, чем доля младших?
2.   Высоки ли темпы воспроизводства населения в этой стране?
3.   В какой из стран доля младших возрастов больше, чем доля старших? Почему?
4.   В какой из стран происходит процесс «старения» нации?
5.   В какой из стран доля работников (2-я группа) будет в буду­щем сокращаться? Почему? Как это повлияет на дальнейшее разви­тие государства?
6.   Какие меры, на ваш взгляд, должны принимать государствен­ные органы власти, чтобы избежать, «старения» нации?
Самостоятельная работа.
Постройте диаграмму «Возрастная структура населения Украи­ны», используя следующие данные:
—  1-я группа (0—14 лет) составляет 20,5 % населения;
—  2-я группа (15—59 лет) — 61,6 %;
—  3-я группа (от 60 лет и старше)
—17,8 % населения.
1.     Какая из представленных выше диаграмм соответствует де­мографической ситуации в Украине?
2.     Какие меры в этой связи нужно предпринимать в Украине для выравнивания соотношений показателей смертности и рождаемости?
(На основе анализа учащиеся формулируют вывод и записывают его в тетрадь.)
Демографическая политика государства — это комплекс мер, на­правленных на регулирование динамики численности населения.
В странах с высокими темпами естественного прироста населения проводят политику планирования семьи, поощряют семьи с одним (Китай) или двумя детьми (Индия). В странах с низкими темпами естественного прироста проводят демографическую политику, направ­ленную на стимулирование рождаемости, поощряют семьи с боль­шим количеством детей (Германия).
Стремятся к этому и в Украине. Рассказ учителя. В своей книге «Процесс старения населения» польский демограф Эдвард Россет применяет следующую шкалу для классификации обществ в зависимости от степени развития процесса «старения» нации:
—  демографическая молодость, когда доля людей в возрасте 60 лет и старше составляет менее 8 %;
—  преддверие старения — доля составляет 8—10 %;
—  собственно старение — доля составляет 10—12 %;
— демографическая старость — доля более 12 %.
Пользуясь этой шкалой, можно сказать, что наша страна нахо­дится в стадии демографической старости.
Существенно различается возрастная структура городского и сель­ского населения. Особенно неблагоприятная ситуация сложилась в сельской местности, где доля лиц в трудоспособном возрасте почти на 10 % меньше, чем в городах.
—  Почему доля средних возрастов (трудоспособное население) в сельской местности меньше?
Важной характеристикой населения страны является его поло­вая структура. Половая структура населения — это соотношение между количе­ством мужчин и женщин.
От этого соотношения в разных возраст­ных группах в известной степени зависит возможность вступления в брак, а следовательно, и уровень рождаемости. Диспропорция чис­ленности полов приводит также к возрастанию миграции населения. В Украине постепенно сокращается диспропорция численности полов, сложившаяся после Второй мировой войны: в 1959 г. женщин было больше, чем мужчин, на 4,7 млн чел., в 1970 — на 4,5 млн, в 1979 — на 4,3 млн, в 1989 — на 3,9 млн, в 1992 — на 3,7 млн чел.
Коллективная работа.
Рассмотрите таблицу «Население Украины», ответьте на вопросы и выполните задание.
1.   Какова была разница численности мужчин и женщин в 1990-м и 2000-м годах? О чем говорит данная тенденция?
2.   Рассчитайте, какова доля мужского и женского населения в общей численности населения Украины в 1990-м и 2000-м годах. Рассказ учителя.
Следует отметить, что превышение количества женщин связано в основном с их преобладанием в старшей возрастной группе.
— Почему сложилась такая ситуация? Средняя продолжительность жизни в Украине в 2000 г. равня­лась 68,1 года (59 — мужчины, 72 — женщины).
Для сравнения: в США и Великобритании этот показатель составляет 75 лет, в Шве­ции — 78, в Японии — 79.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее полно отражает демографическую ситуацию в стране половозраст­ная структура населения страны, то есть соотношение между муж­чинами и женщинами в разных возрастных группах.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Самостоятельная работа.
Выполнение практической работы № 3.
Построение графика из­менения численности населения за определенный период. Цель работы: закрепить понятия «естественное движение населе­ния» и «механическое движение населения», сформировать умения выявлять причины изменения численности населения.
1. Заполните пропуски:
а) рост эмиграции и уменьшение иммиграции приводят к________ численности населения страны;
б) уменьшение эмиграции и рост иммиграции приводят к_________численности населения страны;
в) превышение рождаемости над смертностью приводит к_________ численности населения страны;
г) превышение смертности над рож­даемостью приводит к____________численности населения страны.
Используя данные приведенной таблицы о рождаемости и смер­тности в отдельных областях Украины за 1997 г., постройте на контур­ной карте административно-территориального устройства столбча­тые диаграммы.
 Дополните таблицу
(средний показатель естествен­ного прироста по Украине составляет -6,2 чел. на 1000 жителей).

3. Из перечисленных ниже факторов, влияющих на естественное движение населения, отметьте способствующие повышению рожда­емости (+), приводящие к ее снижению (-):
стабильное экономическое и политическое положение в стране; высокий уровень загрязнения окружающей среды;
экономическая независимость женщин, их активное участие в об­щественной и политической жизни;
стремление родителей в старости получить поддержку от взрослых / детей; ;
высокий уровень безработицы;
низкая заработная плата и невысокий уровень жизни;
возможность в старости иметь хорошее пенсионное обеспечение;
отсутствие государственной поддержки семей с детьми;
экономически зависимое положение женщин;
государственная поддержка семей с детьми;
4. Сегодня для Украины характерно превышение смертности над рождаемостью. Назовите причины низкой рождаемости и высокой смертности, а также пути решения этой проблемы.
5. На картосхеме надпишите основные направления (страны, регионы) внешней миграции в пе­риод с 1990 по 2001 г. (по об­разцу).
6. Используя данные таблицы, постройте график изменения чис­ленности населения Украины с 1980 по 2001 г. Выделите крас­ным цветом период, когда чис­ленность населения снижалась (происходила депопуляция).




За период с 1997 по 1999 г. включительно население Украины уменьшилось на 800 тыс. чел., 300 тыс. из которых — за счет пре­вышения эмиграции над иммиграцией. Назовите причину уменьше­ния численности населения на оставшиеся 500 тыс. чел.
7. Укажите периоды (годы) XX в., когда наблюдалось снижение численности населения Украины, и исторические события, с кото­рыми это было связано.
Вывод.
Укажите основные причины, обусловившие изменение чис­ленности населения Украины за период с 1980 по 2001 г.
Дополнительное задание
Сравните численность населения своей области (республики) с аналогичным показателем по двум-трем другим областям Украи­ны за один и тот же период.
Охарактеризуйте естественное и меха­ническое движение населения своей области, особенности полового и возрастного состава населения.
Учтите: в среднем по Украине на­селение в возрасте до 14 лет составляет 19 %, от 14 до 59 — 61 % и от 60 лет и старше — 20 %; на 100 женщин приходится 87 мужчин.
Что будет происходить с численностью населения в Украине в бли­жайшие 5—10 лет?
Как это отразится на половозрастной структуре населения Украины?
 V. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы научились анализировать демографическую ситуацию в разные периоды развития нашей страны на основе статистических данных.
По окончании практической работы вы спрог­нозировали демографическую ситуацию в Украине на ближайшие 5—10 лет; объяснили, как она отразится на половозрастной структуре. 
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Категория: Уроки по экономической географии Украины. | Добавил: Geo (11.10.2011)
Просмотров: 11268 | Теги: Половозрастная структура населения | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]