Главная » Статьи » География Украины » Уроки по экономической географии Украины. |
Тема.
Численность населения. Естественное движение населения. Миграции.
Цель: ввести понятия «численность населения», «естественное движение», «миграции»; сформировать представления о причинах, влияющих на естественное движение населения и миграции; формировать умения и навыки работы со статистическим материалом; воспитывать сознательного гражданина Украины, ответственного за свою страну. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: карта административно-территориального устройства Украины, политическая карта мира; раздаточный материал — таблица «Население Украины» Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа. 1. Какие показатели используются для характеристики населения любой страны? 2. Приведите примеры стран с большой численностью населения. 3. Приведите примеры стран с небольшой численностью населения. 4. Как быстро увеличивается численность населения Индии? Великобритании? Украины? 5. Как вы думаете, от чего зависят темпы роста численности населения? 6. Для чего, на ваш взгляд, необходимо следить за динамикой численности населения? III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя. Численность населения — это количество жителей страны в определенный момент времени. Главным источником сведений о численности населения издавна считались переписи населения. В далеком прошлом необходимо было знать численность работников, плативших налоги, численность войск и т. д. Первые переписи были проведены еще в III тыс. до н. э. в Египте и Китае. В IX в. в Киевской Руси население переписывали с целью обложения его податями. Петр I сделал «ревизии» населения обязательными в России. С 1897 г. перепись происходила в России каждые десять лет. Научно обоснованные методы переписи ввел в России знаменитый географ П. П. Семенов-Тян-Шанский, возглавлявший Российское географическое общество. В Украине последняя перепись населения проводилась в декабре 2001 г. Для чего же необходимо сегодня проводить перепись населения? Какова ее цель? На эти вопросы мы будем отвечать на сегодняшнем уроке. Самостоятельная работа. Проанализируйте таблицу «Население Украины» и ответьте на следующие вопросы. 1. Какие изменения произошли с численностью населения Украины в 1990-е гг.? 2. С какого года отмечается естественная убыль населения Украины? 3. В какие годы происходило особенно резкое ускорение темпов 4. уменьшения численности населения? 5. С какого года наметилась тенденция замедления темпов уменьшения численности населения? Рассказ учителя. Наука, занимающаяся изучением динамики численности населения, называется демографией, а ситуация, связанная с изменениями численности населения страны, называется демографической. Рассмотрим причины, которые влияют на увеличение или уменьшение численности населения. (По ходу рассказа учитель рисует на доске схему.) Причины, влияющие на динамику численности населения.
Естественное
движение населения — это
изменение численности населения естественным, биологическим, путем, то есть
вследствие рождения и смерти. Она характеризуется показателями рождаемости и
смертности.
Рождаемость показывает количество родившихся на 1000 жителей за определенный период (чаще всего подсчет ведется за 1 год). Смертность показывает количество умерших на 1000 жителей за определенный период (в том числе младенцев, в результате несчастных случаев и т. п.). Разность числа рождений и смертей составляет прирост населения, который может быть как положительным, так и отрицательным. Самостоятельная работа. Проанализируйте таблицу «Население Украины» и ответьте на следующие вопросы. 1. Какие изменения произошли в 1990-е гг. в темпах рождаемости? 2. В какие годы рождаемость была высокой? Низкой? 3. Какова разница в количестве родившихся в 1990-м и 2000-м годах? О чем говорят эти цифры? 4. С какого года прирост населения стал отрицательным? 5. Когда показатель прироста населения резко снизился? Рассказ учителя. Итак, главными причинами, влияющими на естественный прирост, являются количество родившихся и умерших. На рождаемость влияют следующие причины: — социально-экономический уровень развития страны; — санитарно-гигиенические условия жизни, в том числе экологические; — уровень медицинского обслуживания; — положение женщины в обществе; — соотношение численности мужчин и женщин; — религия; — традиции данного государства; — войны; — количество городских и сельских жителей; — экологическая ситуация. (Ученики записывают в тетрадь причины, влияющие на рождаемость.) Коротко остановимся на этих причинах. В развитых странах (Германия, Великобритания, Франция, Австрия и др.) уровень жизни достаточно высок, высок и уровень медицинского обслуживания. Почему же в этих странах низкий уровень рождаемости? Почему семьи здесь бездетные или имеют одного ребенка? Это связано с положением женщины в обществе. Как правило, женщины в этих странах выбирают для себя образование и карьеру; труд домохозяйки становится все менее престижным. В странах с низким уровнем развития (в основном африканских, некоторых азиатских) санитарно-гигиенические условия жизни и медицинское обслуживание настолько низкие, что не каждая женщина может получить квалифицированную консультацию врача. Женщины в среднем рожают 7 и более детей. В этих странах традиционно многодетные семьи, так как каждый ребенок (особенно мальчик) — это дополнительный работник. В Украине отмечается низкий уровень рождаемости (ниже, чем в среднем по Европе). По сравнению с 1970 г. он уменьшился на 25,6 %. Главные причины этого явления — социальный кризис, падение уровня жизни, дороговизна содержания детей, неуверенность в завтрашнем дне, экологическая ситуация. Самый низкий уровень рождаемости в Донецкой, Черниговской, Харьковской областях, наиболее высокий — в Закарпатской, Ровенской, Ивано-Франковской. Теперь обратимся ко второй составляющей прироста населения — смертности. Самостоятельная работа. Проанализируйте таблицу «Население Украины» и ответьте на следующие вопросы. 1. Какова основная тенденция показателя смертности в 1990-е гг.? 2. В какие годы показатели смертности несколько понижались? 3. Во сколько раз смертность в 2000 г. превысила рождаемость? (На основании анализа учитель подводит учащихся к такому явлению в Украине, как депопуляция населения.) Рассказ учителя. Депопуляция населения происходит тогда, когда отсутствует замещение поколений, то есть происходит интенсивное уменьшение численности жителей страны. Второй важной причиной, влияющей на динамику численности населения, является механическое движение населения (миграции). Миграция населения — передвижение (переселение) людей из одного места в другое с постоянной или временной переменой места жительства. Главная причина миграций — социально-экономическая: избыток рабочих рук в одних местах и недостаток в других; различный уровень оплаты труда; разные условия труда и т. д. Могут быть причины политического, религиозного или экологического характера. С экологией связаны новые виды миграций, например, экологические беженцы — люди, вынужденные покидать места проживания вследствие экологической катастрофы. На миграции также влияют транспортная доступность мест предполагаемого проживания и наличие сведений об условиях жизни. — Каковы причины миграций в Украине? В Украину преимущественно приезжают граждане бывшего СССР (возвращаются на родину этнические украинцы и крымские татары). Выезжают люди среднего возраста, как правило, имеющие высокий уровень квалификации, в поисках интересной и высокооплачиваемой работы или на сезонные работы, так как в Украине отмечается недостаток рабочих мест. Выделяются также миграции за определенными видами товаров с целью последующей их продажи в Украине. В результате катастрофы на ЧАЭС наблюдался поток мигрантов в другие области страны и за рубеж. Различают следующие виды миграций. (По ходу рассказа учитель рисует на доске схему.)
Эмиграция — переселение в другую страну на постоянное
жительство или на длительный период.
Иммиграция — въезд иностранцев в государство на длительный период или на постоянное жительство. Сезонная миграция — временное перемещение населения, вызванное необходимостью привлечения дополнительной рабочей силы на сезонные работы (например сбор урожая). В дореволюционное время массовая сезонная миграция крестьян на заработки называлась отходничеством. Маятниковые миграции — регулярное (иногда ежедневное) перемещение населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно. Этот вид миграции появился в связи с ростом городов. С началом рыночных преобразований в Украине появились «челноки» — люди, выезжающие за товаром в другие районы страны или за рубеж. К экономическим миграциям относят так называемую «утечку умов», то есть выезд специалистов высокой квалификации, представителей культуры и искусства из менее развитых стран в развитые. Такой вид миграции в Украине интенсивно происходил в 60-е и 90-е гг. XX в. Беженцы — миграционная группа населения, возникающая стихийно в результате военных действий, эпидемий, катастроф. Стихийные миграции не поддаются регулированию и контролю, вызывая огромные проблемы в обеспечении людей жильем, работой и т. д. Все перечисленные виды миграций могут существовать как внутри страны (внутренние), так и между странами (внешние). В настоящее время количество эмигрантов и иммигрантов в Украине приблизительно равно, поэтому миграции в целом не оказывают значительного влияния на численность населения Украины. Сальдо миграций — это разница между численностью иммигрантов и эмигрантов. IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа. 1. Когда численность населения Украины быстро увеличивалась? 2. Когда численность населения Украины сокращалась? 3. Что происходит с численностью населения Украины с момента провозглашения независимости? 4. Какие различия в причинах, повлиявших на сокращение численности населения в Украине и развитых странах, вы можете назвать? V. ИТОГ УРОКА Беседа. 1. Что такое численность населения? 2. Какие главные причины влияют на динамику численности населения? 3. От чего зависит уровень рождаемости? 4. Что такое миграции? Какие бывают миграции? 5. Какая наука занимается изучением динамики численности населения? На уроке мы познакомились со множеством новых понятий, помогающих анализировать демографическую ситуацию в стране. Обратили внимание на демографический кризис в нашей стране и научились объяснять причины данного явления. VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | |
Просмотров: 5409
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |