Приветствую Вас Гость!
Пятница, 15.11.2024, 23:16
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » География Украины » Уроки по экономической географии Украины.

Население Украины.
Тема. Численность населения. Естественное движение населения. Миграции.
Цель:

ввести понятия «численность населения», «естественное дви­жение», «миграции»;
сформировать представления о причи­нах, влияющих на естественное движение населения и мигра­ции;
формировать умения и навыки работы со статистическим материалом;
воспитывать сознательного гражданина Украи­ны, ответственного за свою страну.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карта административно-территориального устройства Украины, политическая карта мира; раздаточный материал — таблица «Население Украины»
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
1.   Какие показатели используются для характеристики населе­ния любой страны?
2.   Приведите примеры стран с большой численностью населения.
3.   Приведите примеры стран с небольшой численностью населения.
4.   Как быстро увеличивается численность населения Индии? Ве­ликобритании? Украины?
5.   Как вы думаете, от чего зависят темпы роста численности на­селения?
6.   Для чего, на ваш взгляд, необходимо следить за динамикой численности населения?
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя.
Численность населения — это количество жителей страны в оп­ределенный момент времени.
Главным источником сведений о численности населения издавна счи­тались переписи населения.
В далеком прошлом необходимо было знать численность работников, плативших налоги, численность войск и т. д. Первые переписи были проведены еще в III тыс. до н. э. в Египте и Китае. В IX в. в Киевской Руси население переписывали с целью обло­жения его податями. Петр I сделал «ревизии» населения обязательными в России.
С 1897 г. перепись происходила в России каждые десять лет. Научно обоснованные методы переписи ввел в России знаменитый географ П. П. Семенов-Тян-Шанский, возглавлявший Российское географическое общество. В Украине последняя перепись населения проводилась в декабре 2001 г. Для чего же необходимо сегодня проводить перепись населе­ния? Какова ее цель? На эти вопросы мы будем отвечать на сегод­няшнем уроке.
Самостоятельная работа.
Проанализируйте таблицу «Население Украины» и ответьте на следующие вопросы.
1.     Какие изменения произошли с численностью населения Укра­ины в 1990-е гг.?
2.     С какого года отмечается естественная убыль населения Ук­раины?
3.     В какие годы происходило особенно резкое ускорение темпов
4.     уменьшения численности населения?
5.     С какого года наметилась тенденция замедления темпов умень­шения численности населения?
Рассказ учителя.
Наука, занимающаяся изучением динамики численности населе­ния, называется демографией, а ситуация, связанная с изменения­ми численности населения страны, называется демографической.
Рассмотрим причины, которые влияют на увеличение или умень­шение численности населения. (По ходу рассказа учитель рисует на доске схему.)
Причины, влияющие на динамику численности населения.

Естественное движение населения — это изменение численнос­ти населения естественным, биологическим, путем, то есть вслед­ствие рождения и смерти. Она характеризуется показателями рож­даемости и смертности.
Рождаемость показывает количество родившихся на 1000 жите­лей за определенный период (чаще всего подсчет ведется за 1 год).
Смертность показывает количество умерших на 1000 жителей за определенный период (в том числе младенцев, в результате несчастных случаев и т. п.).
Разность числа рождений и смертей составляет прирост населения, который может быть как положительным, так и отрицательным.
Самостоятельная работа.
Проанализируйте таблицу «Население Украины» и ответьте на следующие вопросы.
1.   Какие изменения произошли в 1990-е гг. в темпах рождаемости?
2.   В какие годы рождаемость была высокой? Низкой?
3.   Какова разница в количестве родившихся в 1990-м и 2000-м годах? О чем говорят эти цифры?
4.   С какого года прирост населения стал отрицательным?
5.   Когда показатель прироста населения резко снизился?
Рассказ учителя.
Итак, главными причинами, влияющими на естественный при­рост, являются количество родившихся и умерших.
На рождаемость влияют следующие причины:
— социально-экономический уровень развития страны;
—  санитарно-гигиенические условия жизни, в том числе эколо­гические;
— уровень медицинского обслуживания;
—  положение женщины в обществе;
— соотношение численности мужчин и женщин;      
— религия;
— традиции данного государства;
—  войны;
—  количество городских и сельских жителей;
—  экологическая ситуация.
(Ученики записывают в тетрадь причины, влияющие на рождаемость.)
 Коротко остановимся на этих причинах.
В развитых странах (Германия, Великобритания, Франция, Авст­рия и др.) уровень жизни достаточно высок, высок и уровень медицин­ского обслуживания. Почему же в этих странах низкий уровень рож­даемости? Почему семьи здесь бездетные или имеют одного ребенка? Это связано с положением женщины в обществе. Как правило, женщины в этих странах выбирают для себя образование и карьеру; труд домохозяйки становится все менее престижным.
В странах с низким уровнем развития (в основном африканских, некоторых азиатских) санитарно-гигиенические условия жизни и медицинское обслуживание настолько низкие, что не каждая жен­щина может получить квалифицированную консультацию врача. Женщины в среднем рожают 7 и более детей. В этих странах традиционно многодетные семьи, так как каждый ребенок (особенно мальчик) — это дополнительный работник.
В Украине отмечается низкий уровень рождаемости (ниже, чем в среднем по Европе). По сравнению с 1970 г. он уменьшился на 25,6 %. Главные причины этого явления — социальный кризис, падение уровня жизни, дороговизна содержания детей, неуверен­ность в завтрашнем дне, экологическая ситуация. Самый низкий уровень рождаемости в Донецкой, Черниговской, Харьковской областях, наиболее высокий — в Закарпатской, Ровенской, Ивано-Франковской. Теперь обратимся ко второй составляющей прироста населения — смертности.
Самостоятельная работа.
Проанализируйте таблицу «Население Украины» и ответьте на следующие вопросы.
1.   Какова основная тенденция показателя смертности в 1990-е гг.?
2.   В какие годы показатели смертности несколько понижались?
3.   Во сколько раз смертность в 2000 г. превысила рождаемость?
(На основании анализа учитель подводит учащихся к такому яв­лению в Украине, как депопуляция населения.)
Рассказ учителя.
Депопуляция населения происходит тогда, когда отсутствует за­мещение поколений, то есть происходит интенсивное уменьшение численности жителей страны.
Второй важной причиной, влияющей на динамику численности населения, является механическое движение населения (миграции).
Миграция населения — передвижение (переселение) людей из одного места в другое с постоянной или временной переменой места жительства.
Главная причина миграций — социально-экономическая: избы­ток рабочих рук в одних местах и недостаток в других; различный уровень оплаты труда; разные условия труда и т. д. Могут быть причины политического, религиозного или экологического харак­тера.
С экологией связаны новые виды миграций, например, эколо­гические беженцы — люди, вынужденные покидать места прожива­ния вследствие экологической катастрофы.
На миграции также влияют транспортная доступность мест пред­полагаемого проживания и наличие сведений об условиях жизни.
— Каковы причины миграций в Украине?
В Украину преимущественно приезжают граждане бывшего СССР (возвращаются на родину этнические украинцы и крымские тата­ры). Выезжают люди среднего возраста, как правило, имеющие вы­сокий уровень квалификации, в поисках интересной и высокоопла­чиваемой работы или на сезонные работы, так как в Украине отме­чается недостаток рабочих мест. Выделяются также миграции за определенными видами товаров с целью последующей их продажи в Украине. В результате катастрофы на ЧАЭС наблюдался поток мигрантов в другие области страны и за рубеж. Различают следующие виды миграций.
(По ходу рассказа учитель рисует на доске схему.)

Эмиграция — переселение в другую страну на постоянное жи­тельство или на длительный период.
Иммиграция — въезд иностранцев в государство на длительный период или на постоянное жительство.
Сезонная миграция — временное перемещение населения, выз­ванное необходимостью привлечения дополнительной рабочей силы на сезонные работы (например сбор урожая). В дореволюционное время массовая сезонная миграция крестьян на заработки называ­лась отходничеством.
Маятниковые миграции — регулярное (иногда ежедневное) пере­мещение населения из одного населенного пункта в другой на рабо­ту или учебу и обратно. Этот вид миграции появился в связи с ростом городов. С началом рыночных преобразований в Украине появились «челноки» — люди, выезжающие за товаром в другие районы страны или за рубеж.
К экономическим миграциям относят так называемую «утечку умов», то есть выезд специалистов высокой квалификации, пред­ставителей культуры и искусства из менее развитых стран в разви­тые. Такой вид миграции в Украине интенсивно происходил в 60-е и 90-е гг. XX в.
Беженцы — миграционная группа населения, возникающая сти­хийно в результате военных действий, эпидемий, катастроф.
Стихий­ные миграции не поддаются регулированию и контролю, вызывая огромные проблемы в обеспечении людей жильем, работой и т. д. Все перечисленные виды миграций могут существовать как внут­ри страны (внутренние), так и между странами (внешние).
В настоящее время количество эмигрантов и иммигрантов в Ук­раине приблизительно равно, поэтому миграции в целом не оказы­вают значительного влияния на численность населения Украины.
Сальдо миграций — это разница между численностью иммигран­тов и эмигрантов.
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
1.   Когда численность населения Украины быстро увеличивалась?
2.   Когда численность населения Украины сокращалась?
3.   Что происходит с численностью населения Украины с момен­та провозглашения независимости?
4.   Какие различия в причинах, повлиявших на сокращение числен­ности населения в Украине и развитых странах, вы можете назвать?
V. ИТОГ УРОКА
Беседа.
1.   Что такое численность населения?
2.   Какие главные причины влияют на динамику численности населения?
3.   От чего зависит уровень рождаемости?
4.   Что такое миграции? Какие бывают миграции?
5.   Какая наука занимается изучением динамики численности населения?
На уроке мы познакомились со множеством новых понятий, по­могающих анализировать демографическую ситуацию в стране.
Об­ратили внимание на демографический кризис в нашей стране и на­учились объяснять причины данного явления.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Категория: Уроки по экономической географии Украины. | Добавил: Geo (11.10.2011)
Просмотров: 5409 | Теги: миграции, Численность населения, Естественное движение населения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]