Главная » Статьи » География Украины » Уроки по экономической географии Украины. |
Цель: сформировать понятия «административно-территориальное устройство», «унитарное государство», «федеративное государство»; научить определять территориальное устройство государства и единицы территориального устройства; развивать умения и навыки систематизировать изученный материал в виде схемы. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: карта административно-территориального устройства Украины, политическая карта мира, карточки с вопросами. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Самостоятельная работа. (Учащиеся получают карточки с вопросами.) ВАРИАНТ I 1. Назовите государства, которые имеют сухопутную границу с Украиной. 2. Что называется территорией государства? 3. Какую роль играет граница с Польшей для развития хозяйства Украины? ВАРИАНТ II 1. Назовите государства, которые имеют морскую границу с Украиной. 2. Что такое политико-географическое положение страны? 3. Какую роль играет граница с Россией для развития хозяйства Украины? (Полные ответы на вопросы карточки оцениваются следующим образом: 1-й вопрос — 2 балла, 2-й — 4 балла, 3-й — 6 баллов.) Зачитывание желающими сочинений на тему «Геополитические интересы Украины». III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя. На современной политической карте множество государств. В каждом из них, даже в самом малом, есть внутренние границы (установленные официально или существующие только де-факто) между столичными областями и периферией; районами, заселенными людьми разных национальностей, приверженцами разных религий и верований. Какими закономерностями можно объяснить многообразие административно-территориального деления разных стран? Каким образом территории, где мы живем (регион, область, район и т. д.) связаны с центром страны (столицей), с другими государствами, друг с другом? Вопросы деления государства на административные единицы чрезвычайно многоплановые и имеют не только географические аспекты, но и экономические, юридические и т. д. С делением государственной территории на административные единицы связаны создание и размещение органов власти и государственного управления, в соответствии с которыми строится система местных органов власти и общественных организаций на местах с целью эффективной деятельности государственного аппарата. Административно-территориальное устройство — деление территории государства на части (административно-территориальные единицы), в пределах которых формируются и действуют органы государственной власти и местного самоуправления. Административно-территориальное устройство закрепляется в конституции государства. В большинстве стран мира существует трехступенчатая, а в некоторых и пятиступенчатая иерархия административно-территориального деления. Например: Франция подразделяется на регионы, департаменты, округа, кантоны, коммуны — пятиступенчатая иерархия; Италия подразделяется на области, провинции и коммуны — трехступенчатая иерархия. Управляются административно-территориальные единицы по-разному: — органы самоуправления могут отсутствовать, в этом случае администраторами назначаются чиновники из центра; — органы самоуправления могут быть только выборными; — органы самоуправления наряду с выборными могут быть подкреплены чиновниками, назначаемыми из центра. Естественно, границы между частями государства не являются такими барьерами, как государственные границы. Каждая административно-территориальная единица имеет свой центр. (В ходе объяснения учащиеся записывают в тетрадь определения «унитарное государство» и «федеративное государство».) Исторически сложились два основных вида территориального устройства государств: унитарный и федеративный. Федеративное государство — форма государственного устройства, при котором несколько государств объединяются в союзное государство. Федеративным государствам присущи следующие черты. 1. Они образованы из субъектов федерации, каждый из которых имеет собственную конституцию, органы законодательной, исполнительной и судебной власти. 2. Члены федерации не являются отдельными государствами. Они не обладают суверенитетом (самостоятельностью), из-за этого не могут самостоятельно осуществлять внешнюю и внутреннюю политику. 3. За ними не признается право выхода из состава федерации. Формирование федеративных государств связано с историческим ходом развития, с особенностями этнического состава и др. Унитарное государство — форма государственного устройства, предполагающая деление территории на административно-территориальные единицы, которые подчинены центральным органам власти и не имеют признаков самостоятельности. Самостоятельная работа. 1. Запишите перечисленные государства в соответствующие колонки: федеративные государства, унитарные государства. Перечень государств: США, Российская Федерация, Беларусь, Канада, Польша, Венгрия, ФРГ, Словакия, Румыния, Швейцария, Австралия, Молдова, Турция, Индия, Болгария, Франция, Великобритания, Мексика. 2. Подчеркните государства, граничащие с Украиной, и сделайте вывод о том, какие государства по административно-территориальному устройству окружают нашу страну. 3. Сравните по предложенным признакам унитарные и федеративные государства, вспомнив особенности государств, окружающих Украину. Признаки для сравнения унитарных и федеративных государств: — наличие в территориальных единицах собственных органов власти; — особенности Конституции; — осуществление территориальными единицами внешней и внутренней политики; — право выхода территориальных единиц из состава государства; — особенности этнического состава государства; — наличие хорошо выраженного центра — исторического, культурного, политического, экономического. (После выполнения работы проводится обсуждение и составляется схема.) IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа. 1. Что называется административно-территориальным устройством государства? 2. Каковы причины разнообразного административно-территориального устройства? 3. Каково административно-территориальное устройство соседних с Украиной государств? 4. В чем состоят различия унитарного и федеративного государств? 5. Каково административно-территориальное устройство Украины? V. ИТОГ УРОКА Беседа. — Какие новые понятия рассмотрены на уроке? На уроке мы познакомились с двумя основными видами административно-территориального устройства стран мира. Определили основные черты унитарных и федеративных государств. VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Литература: Серия "В помощь учителю" М.Л.Обод, "Экономическая и социальная география Украины, 9 класс", пособие для учителя. Харьков, "Веста", 2003 год. | |
Просмотров: 4773
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |