Приветствую Вас Гость!
Суббота, 16.11.2024, 01:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » География Украины » Уроки по экономической географии Украины.

Административно-территориальное устройство государства.
Цель:
сформировать понятия «административно-территориальное устройство», «унитарное государство», «федеративное государ­ство»;
научить определять территориальное устройство госу­дарства и единицы территориального устройства;
развивать умения и навыки систематизировать изученный материал в виде схемы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карта административно-территориального устройства Украины, политическая карта мира, карточки с вопросами.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Самостоятельная работа.
(Учащиеся получают карточки с вопросами.)
ВАРИАНТ I
1.  Назовите государства, которые имеют сухопутную границу с Украиной.
2.  Что называется территорией государства?
3.  Какую роль играет граница с Польшей для развития хозяйства Украины?
ВАРИАНТ II
1.   Назовите государства, которые имеют морскую границу с Ук­раиной.
2.   Что такое политико-географическое положение страны?
3.   Какую роль играет граница с Россией для развития хозяйства Украины?
(Полные ответы на вопросы карточки оцениваются следующим образом: 1-й вопрос — 2 балла, 2-й — 4 балла, 3-й — 6 баллов.)
Зачитывание желающими сочинений на тему «Геополитические интересы Украины».
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя.
На современной политической карте множество государств. В каж­дом из них, даже в самом малом, есть внутренние границы (установ­ленные официально или существующие только де-факто) между сто­личными областями и периферией; районами, заселенными людьми разных национальностей, приверженцами разных религий и веро­ваний.
Какими закономерностями можно объяснить многообразие адми­нистративно-территориального деления разных стран?
Каким образом территории, где мы живем (регион, область, район и т. д.) связаны с центром страны (столицей), с другими государства­ми, друг с другом?
Вопросы деления государства на административные единицы чрез­вычайно многоплановые и имеют не только географические аспекты, но и экономические, юридические и т. д.
С делением государствен­ной территории на административные единицы связаны создание и размещение органов власти и государственного управления, в со­ответствии с которыми строится система местных органов власти и общественных организаций на местах с целью эффективной дея­тельности государственного аппарата.
Административно-территориальное устройство — деление тер­ритории государства на части (административно-территориальные единицы), в пределах которых формируются и действуют органы государственной власти и местного самоуправления. Администра­тивно-территориальное устройство закрепляется в конституции го­сударства.
В большинстве стран мира существует трехступенчатая, а в неко­торых и пятиступенчатая иерархия административно-территориаль­ного деления.
Например: Франция подразделяется на регионы, департаменты, округа, кантоны, коммуны — пятиступенчатая иерар­хия; Италия подразделяется на области, провинции и коммуны — трехступенчатая иерархия.
Управляются административно-территориальные единицы по-разному:
— органы самоуправления могут отсутствовать, в этом случае администраторами назначаются чиновники из центра;
—  органы самоуправления могут быть только выборными;
—  органы самоуправления наряду с выборными могут быть под­креплены чиновниками, назначаемыми из центра.
Естественно, границы между частями государства не являются такими барьерами, как государственные границы. Каждая админи­стративно-территориальная единица имеет свой центр.
(В ходе объяснения учащиеся записывают в тетрадь определения «унитарное государство» и «федеративное государство».)
Исторически сложились два основных вида территориального ус­тройства государств: унитарный и федеративный.
Федеративное государство — форма государственного устрой­ства, при котором несколько государств объединяются в союзное государство.
Федеративным государствам присущи следующие черты.
1.   Они образованы из субъектов федерации, каждый из которых имеет собственную конституцию, органы законодательной, испол­нительной и судебной власти.
2.   Члены федерации не являются отдельными государствами. Они не обладают суверенитетом (самостоятельностью), из-за этого не могут самостоятельно осуществлять внешнюю и внутреннюю политику.
3.   За ними не признается право выхода из состава федерации.
Формирование федеративных государств связано с историческим ходом развития, с особенностями этнического состава и др.
Унитарное государство — форма государственного устройства, предполагающая деление территории на административно-террито­риальные единицы, которые подчинены центральным органам вла­сти и не имеют признаков самостоятельности.
Самостоятельная работа.
1. Запишите перечисленные государства в соответствующие ко­лонки: федеративные государства, унитарные государства. Перечень государств: США, Российская Федерация, Беларусь, Канада, Польша, Венгрия, ФРГ, Словакия, Румыния, Швейцария, Австралия, Молдова, Турция, Индия, Болгария, Франция, Велико­британия, Мексика.
2.   Подчеркните государства, граничащие с Украиной, и сделай­те вывод о том, какие государства по административно-территори­альному устройству окружают нашу страну.
3.   Сравните по предложенным признакам унитарные и федера­тивные государства, вспомнив особенности государств, окружаю­щих Украину.
Признаки для сравнения унитарных и федеративных государств:
—  наличие в территориальных единицах собственных органов власти;
 —  особенности Конституции;
— осуществление территориальными единицами внешней и внут­ренней политики;
— право выхода территориальных единиц из состава государства;
— особенности этнического состава государства;
— наличие хорошо выраженного центра — исторического, куль­турного, политического, экономического.
(После выполнения работы проводится обсуждение и составляет­ся схема.)

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
1.   Что называется административно-территориальным устрой­ством государства?
2.   Каковы причины разнообразного административно-территори­ального устройства?
3.   Каково административно-территориальное устройство соседних с Украиной государств?
4.   В чем состоят различия унитарного и федеративного государств?
5.   Каково административно-территориальное устройство Украины?
V. ИТОГ УРОКА
Беседа.
— Какие новые понятия рассмотрены на уроке?
На уроке мы познакомились с двумя основными видами админи­стративно-территориального устройства стран мира.
Определили основные черты унитарных и федеративных государств.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Литература:
Серия "В помощь учителю" М.Л.Обод, "Экономическая и социальная география Украины, 9 класс", пособие для учителя. Харьков, "Веста", 2003 год.
Категория: Уроки по экономической географии Украины. | Добавил: Geo (11.09.2011)
Просмотров: 4773 | Теги: Административно-территориальное уст | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]