Уроки. [13] |
Практические работы. [2] |
Оценивание. [2] |
Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки. |
Тема.
География мировых природных ресурсов: минеральных, земельных, лесных, водных,
Мирового океана, рекреационных.
Цель: сформировать у учащихся систему знаний о ресурсообеспеченности отдельных территорий Земли определенными видами ресурсов; систематизировать представления учащихся о минеральных, земельных, лесных, водных, рекреационных ресурсах в виде краткой характеристики каждого вида ресурсов; развивать умения учащихся самостоятельно работать с картографическим и статистическим материалом. Оборудование: физическая карта мира, карта полезных ископаемых. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1) Что такое природные ресурсы? 2) Какие виды природных ресурсов различают? 3) Какие ресурсы относятся к исчерпаемым? Неисчерпаемым? 4) От каких факторов зависит размещение природных ресурсов? 5) Что такое ресурсообеспеченность? Антропосфера? Природопользование? III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Рассказ учителя. Современное мировое хозяйство приобрело глобальные черты не только с точки зрения охвата всего человечества, но и с точки зрения использования природных ресурсов. Так, если раньше вода и воздух воспринимались как условия существования человека и большинства живых организмов, то сейчас они являются обязательными в производственных процессах наравне с сырьем и энергоносителями. Человечество чрезвычайно расширило рамки своего взаимодействия с географической средой, поскольку различные территории, на которых проживают люди, обеспечены ресурсами далеко не одинаково. Об особенностях этой обеспеченности и пойдет речь на сегодняшнем уроке. IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя. Кратко охарактеризуем особенности каждой группы природных ресурсов. 1. Минеральные ресурсы — основа производства промышленной продукции. Задание. Назовите разновидности минеральных ресурсов. Приведите примеры. Рассказ учителя. Итак, минеральные ресурсы можно разделить на топливные (уголь, нефть, природный газ, сланцы), рудные (железная, марганцевая, оловянная, медная руды) и нерудные. Ежегодно из недр Земли извлекают 100 млрд. т различного минерального сырья и топлива — руды черных и цветных металлов, уголь, нефть, газ, горно-химическое сырье, строительные материалы. Рудные полезные ископаемые сохраняют в современном мире свое значение, поскольку они по-прежнему остаются основными конструкционными материалами, то есть материалами, из которых изготавливают строительные конструкции и детали машин и механизмов. Задание. С помощью карт атласа ответьте на следующие вопросы. 1) В каких странах сосредоточены большие запасы железной руды? (Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Либерия, Гвинея, Алжир и т. д.) 2) Какой цветной металл является самым распространенным? (Алюминий.) 3) В каких странах сосредоточены большие запасы руд алюминия — бокситов? (Австралия, Ямайка, Суринам, Гайана, Франция, Италия, Индия, США, Россия.) 4) Какие страны владеют крупнейшими месторождениями медной руды? (Замбия, Заир, Чили, США, Канада, Австралия.) Рассказ учителя. Некоторые страны не имеют рудных ископаемых вовсе или недостаточно ими обеспечены: Япония вынуждена экспортировать практически все минеральные ресурсы, ФРГ — железную руду, Италия — медную руду. 2. Топливные ресурсы. До XX в. основным энергоносителем была древесина, однако затем ее вытеснил уголь, который в свою очередь уступил место нефти и газу. Разведанные мировые запасы нефти определяются в 136 млрд т, природного газа — 141 трлн. м3, при этом 77 % мировых запасов нефти и 41 % газа приходится на долю стран ОПЕК. Задание. Заполните под диктовку таблицу «Страны, обладающие крупнейшими запасами топливных ресурсов (нефть и газ)» .
Данные о запасах полезных ископаемых в разных источниках могут
отличаться, так как в одних случаях речь идет об общих запасах, в других — о
разведанных или достоверных.
Рассказ
учителя.
Использование энергетических ресурсов демонстрирует уровень развития страны или региона. Так, потребление энергии развитыми государствами значительно превосходит аналогичные показатели менее развитых стран. Большинство развивающихся государств, за исключением стран-экспортеров, не имеют значительных запасов энергоносителей. 3. Земельные ресурсы, почвенный покров — основа живой природы. Сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые человеком для производства сельскохозяйственной продукции, занимают 4783 млн га — это всего 1/3 земельного фонда планеты. Оставшиеся 2/3 суши заняты горами, пустынями, ледниками, болотами и лесами. Сельскохозяйственными угодьями являются пашни (на них приходится 1350 млн. га, то есть 11 % площади суши), многолетние насаждения, луга и пастбища (занимают 3335 млн. га, то есть 24 % площади суши). Как и остальные виды природных ресурсов, земельные ресурсы планеты распределены неравномерно. Задание. С помощью физической карты мира назовите регионы планеты, где пользование земельными ресурсами невозможно по климатическим причинам. (Высокогорья Центральной Азии, Гренландия, север Канады и США (Аляска), север России, Центральная Австралия, Сахара.) Рассказ учителя. Одной из острейших проблем человечества является ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий в результате неправильного землепользования. Только эрозия и ее последствия (заболачивание, засоление, выщелачивание) выводят из пользования 6—7 млн. га земли в год. Поэтому первоочередной задачей человечества является не только повышение плодородия земель, но и сохранение фонда сельскохозяйственных угодий в целом. 4. Лесные ресурсы занимают около 4 млрд. га, то есть примерно 30 % площади суши Земли. Вопрос. Какие функции выполняют леса? (Водоохранная, полезащитная, хозяйственная, рекреационная.) Рассказ учителя. За последние двести лет площадь лесов в мире сократилась в два раза. Площади лесов продолжают ежегодно сокращаться, причем ухудшается и качество оставшихся. Из-за каких причин это происходит? В экономически развитых странах потеря лесов (до 30 млн. га в год) и ухудшение их качества вызвано в основном кислотными дождями. Обезлесение территории большинства стран «третьего мира» обусловлено прежде всего хищнической вырубкой под луга и пастбища 11—12 млн. га ежегодно. Задание. С помощью карт атласа назовите страны, обеспеченные лесными ресурсами. Рассказ учителя. Из предыдущих курсов вы знаете, что обозначение лесов как «легких планеты» и «кладовой природы» — не просто красивые фразы, а отражение их реального значения в жизни Земли, в том числе и человечества. Поэтому отношение человека к лесным ресурсам должно измениться как можно быстрее: потери лесов могут привести к необратимым изменениям условий существования жизни на планете. 5. Водные ресурсы. Вода — основа жизни на Земле, поскольку подавляющее большинство живых организмов не могут без нее существовать. Конечно, обитатели суши прежде всего нуждаются в пресной воде, человеку для удовлетворения физиологических потребностей в среднем нужно 2,5 литра в день. Дефицит пресной воды ощущают как развитые государства мира, так и многие развивающиеся страны, поскольку 60 % суши недостаточно обеспечены ресурсами пресной воды. Ничего удивительного в этом нет: согласно расчетам, каждый житель планеты вместе с обслуживающими его механизмами в год потребляет 900 т воДы, причем этот объем постоянно возрастает. Кроме того, общий объем необходимой воды растет вместе с населением Земли. Одним из выходов является сооружение опреснителей. Современное потребление достигает 3500 км в год, то есть на каждого жителя планеты приходится по 650 м3. Задание. Подумайте, какими причинами, кроме названных, обусловлен растущий дефицит воды. Рассказ учителя. Итак, растущий дефицит воды связан: — с быстрым ростом численности населения Земли; — с увеличением расхода воды в сельском хозяйстве и промышленности; — с возрастанием загрязнения гидросферы и снижением способности водоемов к самоочищению. 6. Ресурсы Мирового океана. Мировой океан занимает 71 % общей площади поверхности Земли. Человечество издавна добывало в водах океана рыбу и морского зверя, водоросли и другие морепродукты. Относительно недавно развитие техники позволило не только открыть в Мировом океане громадные запасы полезных ископаемых, но и начать их добычу. Геологи обнаружили в Мировом океане 180 нефтегазоносных бассейнов, крупнейшие из которых находятся в Северном море, Персидском, Венесуэльском (Маракайбо) и Мексиканском заливах. Геологические запасы нефти оцениваются в 136 млрд. т, природного газа — в 141 трлн. м. Залежи каменного угля на морском дне разрабатываются у побережий Великобритании, Японии, Канады, Чили и других стран; железной руды — у берегов Канады, Франции, Финляндии, Швеции. Руды добываются землесосными снарядами, иногда просто экскаваторами, причем при разработке извлекаются такие редкие металлы, как титан, цирконий, торий и пр. Задание. Предложите классификацию ресурсов Мирового океана. Рассказ учителя. Мировой океан обладает такими ресурсами: — биологические; — минеральные; — энергетические. Мировой океан, издавна являвшийся транспортной магистралью, сейчас стал самой большой «транспортной сетью» Земли. Из-за этого на дне океана накапливаются отходы хозяйственной деятельности, нередко — смертельно опасные для всего живого. Многие международные организации неоднократно отмечали огромную опасность загрязнения океанических вод, и уже предпринят ряд попыток если не прекратить, то хотя бы ограничить и контролировать захоронение отходов в Мировом океане. 7. Рекреационные ресурсы — совокупность разного рода комплексов (природных, исторических, религиозных, культурных и пр.), способствующих восстановлению и развитию физических и эмоциональных сил человека, его трудоспособности. Задание. Приведите примеры различных рекреационных ресурсов. Можете ли вы назвать рекреационные центры планеты? Рассказ учителя. Рекреационные ресурсы — самые «бесценные», поскольку выделить критерий для их определения и оценивания практически невозможно. Так, часть побережья Черного моря, находящаяся в зоне грузино-абхазского военного конфликта, практически не посещается отдыхающими, в то же время небольшая датская деревушка приобрела в глазах туристов громадную привлекательность после сооружения в ней памятника самой маленькой собаке, занесенной в Книгу рекордов Гиннеса. V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1) Какие группы природных ресурсов выделяют? 2) Какую роль в жизни человечества играют минеральные ресурсы? 3) Почему охрана лесов и лесовосстановительные работы являются задачами, требующими немедленного решения? 4) Каковы последствия нерационального землепользования? 5) В чем кроются причины возрастания дефицита пресной воды? VI. ИТОГ УРОКА Заключительное слово учителя: — в состав мировых природных ресурсов входят: минеральные, земельные, водные, лесные, Мирового океана, рекреационные ресурсы; — все виды мировых природных ресурсов характеризуются неравномерным распределением по земному шару; — все виды мировых природных ресурсов нуждаются в рациональном использовании и охране. VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Учебник, § ...... 2) Выполнить практическую работу № 2 «Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух отдельных стран или регионов мира (по выбору)». | |
Просмотров: 5634
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |