Уроки. [13] |
Практические работы. [2] |
Оценивание. [2] |
Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки. |
Тема.
Взаимодействие природы и общества. Географическая среда как сфера
взаимодействия общества и природы. Мировые природные ресурсы.
Цель: сформировать у учащихся представления о формах взаимодействия природы и общества; систематизировать знания учащихся о географической среде как сфере взаимодействия общества и природы; углубить систему знаний учащихся о природных ресурсах; способствовать развитию экологического мышления учащихся. Оборудование: физическая карта мира, карта ресурсов мира, атласы. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1) Что такое природные условия? Природные ресурсы? 2) По каким признакам проводится классификация природных ресурсов? 3) Что такое антропогенное воздействие на природу? Приведите примеры. 4) Какие виды растений и животных исчезли с лица Земли в результате хозяйственной деятельности человека? III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Рассказ учителя. Жизнь человека определяется тем, что он сможет взять у природы и использовать. Однако с развитием цивилизации потребности человечества стремительно возрастали, пока не приняли планетарных масштабов. Достаточно сказать, что в XX в. объем добычи полезных ископаемых превысил объем добычи за весь предыдущий период существования цивилизации. Кроме того, использование природных условий Земли ранее крайне редко проводилось обдуманно, бережно и имело хищнический, разрушительный характер. Вспомните о терриконах, заболоченных территориях, истребленных турах и тарпанах, исчезающих дрофах, — этот список можно продолжать долго. На сегодняшнем уроке мы обратимся к одной из глобальных проблем человечества — взаимодействию природы и общества. IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя. Когда около двух миллионов лет назад на планете появились люди, их воздействие на природу не могло быть значительным, ведь они были ее частью, причем одной из самых слабых. Но человек компенсировал свою сравнительную слабость орудиями труда, которые с течением времени становились все более мощными и совершенными. Уже древние китайцы, вавилоняне и египтяне строили сложнейшие ирригационные системы, позволявшие им изменять крайне нестабильные природные условия. К эпохе средневековья с началом механизации связи в системе «общество — природная среда» расширяются, а к XX в. приобретают глобальный характер. Основной причиной этого процесса стал научно-технический прогресс (НТП) — единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники. Первый этап НТП относят к XVI—XVIII вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли и мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Второй этап НТП связан с развитием машинного производства с конца XVIII в.: наука и техника взаимно ускоряли развитие друг друга. Новый, современный этап НТП характеризуется не только ведущей ролью научно-технической революции (НТР, о ней мы будем говорить при изучении следующей темы), но и распространением из промышленной сферы во все остальные — сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт. Именно последний этап НТП многократно увеличил нагрузку общества на окружающую среду. Какой же смысл вкладывают в понятие «окружающая среда»? Окружающая (географическая) среда — часть природы, с которой общество взаимодействует в процессе своей жизни и производственной деятельности. Даже если не учитывать НТП, само по себе увеличение численности населения вызывает рост «давления» общества на природу: природные ландшафты стремительно сокращаются, превращаясь в антропогенные — городские, лесо- и сельскохозяйственные. Человек как биологическое существо относится к биосфере — сфере постоянной жизнедеятельности живого вещества планеты. Как существо социальное, наделенное разумом и оснащенное техникой, человек образует в границах биосферы новую сферу, связанную с его общественной жизнью и деятельностью,— антропосферу. Антропосфера — используемая и видоизмененная людьми часть биосферы. В биосфере человека привлекают прежде всего природные ресурсы — те компоненты окружающей среды, которые непосредственно используются в производстве, служат его сырьевой и энергетической базой. Состав используемых. человеком ресурсов меняется с течением времени. Если первобытные люди сами приспосабливались к природе (употребляли в пищу несколько видов растений и животных, пользовались подходящими палками, камнями или костями как примитивными орудиями), то позже они стали обрабатывать землю, разводить скот, то есть приспосабливать природные ресурсы к себе. В современном хозяйстве человечество использует практически все известные химические элементы, множество их соединений (иногда не имеющих природных аналогов, синтезированных искусственно) и даже атомную энергию. Вспомним классификацию природных ресурсов, которая поможет нам ориентироваться в их разнообразии.
Рассказ
учителя.
Ресурсы могут классифицироваться также по предназначению для определенной сферы или отрасли хозяйства (ресурсы для химической или строительной промышленности, для черной металлургии и пр.) и по качеству (содержание полезного компонента, например в рудах). Размещение природных ресурсов, обусловленное разницей климатических и тектонических процессов, отличается крайней неравномерностью. Поэтому необходимой характеристикой территории становится природно-ресурсный потенциал (ПРП) — совокупность природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом тенденций развития науки и техники. Соотношение между ПРП и размерами его использования называется ресурсообеспеченностъю. Ресурсообеспеченность может выражаться двумя способами: числом лет, на которое хватит определенного ресурса при сохранении темпов его использования, либо запасами этого ресурса на душу населения данной территории. Ресурсообеспеченность — величина относительная, во-первых, потому что могут быть разведаны новые запасы ресурса или может возрасти его потребление, во-вторых, потому что недостаточная, достаточная или высокая Возможна работа у доски, при которой учащийся воспроизводит приведенную схему. ресурсообеспеченность определяется методом сравнения со средними показателями — мировыми, региональными, государственными и т. д. Вопрос. Что такое природопользование? Рассказ учителя. Природопользование — система мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, освоения, преобразования и охраны окружающей среды. В процессе производства в целом или на отдельных его этапах природопользование может быть рациональным и нерациональным. Рациональное природопользование' обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека, предотвращает возможные вредные воздействия на окружающую среду, разумно регулирует освоение ее ресурсов. Нерациональное природопользование катастрофически быстро использует ресурсы природной среды, существенно снижает их качество и свойства, необходимые для нормальной жизни человека. Задание. Приведите примеры рационального и нерационального природопользования. Рассказ учителя. Типичными признаками нерационального природопользования являются вымирание отдельных видов живых организмов, истощение плодородных почв, появление пустынь и болот, загрязнение атмосферы, поверхностных и подземных вод. V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1) Что такое географическая среда? 2) Каковы временные рамки и причины интенсивного воздействия общества на природу? 3) Зачем классифицируют природные ресурсы? 4) К возникновению каких проблем приводит нерациональное природопользование? VI. ИТОГ УРОКА Заключительное слово учителя: — географическая среда — сфера взаимодействия общества и природы; — природные ресурсы — компоненты окружающей естественной среды, которые могут быть использованы человеком в его хозяйственной деятельности; — природопользование — совокупность предпринимаемых обществом мер, направленных на изучение, освоение, преобразование и охрану окружающей среды. VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учебник, § .......... | |
Просмотров: 4583
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |