Приветствую Вас Гость!
Четверг, 26.12.2024, 20:44
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки.

УРОК № 7.
Тема. Взаимодействие природы и общества. Географическая среда как сфера взаимодействия общества и природы. Мировые природные ресурсы.
Цель:

сформировать у учащихся представления о формах взаимо­действия природы и общества;
систематизировать знания уча­щихся о географической среде как сфере взаимодействия общества и природы;
углубить систему знаний учащихся о при­родных ресурсах;
способствовать развитию экологического мышления учащихся.
Оборудование: физическая карта мира, карта ресурсов мира, атласы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Что такое природные условия? Природные ресурсы?
2)  По каким признакам проводится классификация природных ресурсов?
3)  Что такое антропогенное воздействие на природу? Приведите примеры.
4)  Какие виды растений и животных исчезли с лица Земли в ре­зультате хозяйственной деятельности человека?
III.  МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя.
Жизнь человека определяется тем, что он сможет взять у природы и использовать. Однако с развитием цивилизации потребности че­ловечества стремительно возрастали, пока не приняли планетарных масштабов.
Достаточно сказать, что в XX в. объем добычи полезных ископаемых превысил объем добычи за весь предыдущий период су­ществования цивилизации. Кроме того, использование природных ус­ловий Земли ранее крайне редко проводилось обдуманно, бережно и имело хищнический, разрушительный характер.
Вспомните о тер­риконах, заболоченных территориях, истребленных турах и тарпа­нах, исчезающих дрофах, — этот список можно продолжать долго.
На сегодняшнем уроке мы обратимся к одной из глобальных проблем человечества — взаимодействию природы и общества.
IV.  ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя.
Когда около двух миллионов лет назад на планете появились люди, их воздействие на природу не могло быть значительным, ведь они были ее частью, причем одной из самых слабых. Но человек ком­пенсировал свою сравнительную слабость орудиями труда, которые с течением времени становились все более мощными и совершенны­ми. Уже древние китайцы, вавилоняне и египтяне строили сложнейшие ирригационные системы, позволявшие им изменять крайне нестабильные природные условия.
К эпохе средневековья с нача­лом механизации связи в системе «общество — природная среда» расширяются, а к XX в. приобретают глобальный характер. Основ­ной причиной этого процесса стал научно-технический прогресс (НТП) — единое, взаимообусловленное, поступательное развитие науки и техники.
Первый этап НТП относят к XVI—XVIII вв., ког­да мануфактурное производство, нужды торговли и мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения прак­тических задач.
Второй этап НТП связан с развитием машинного производства с конца XVIII в.: наука и техника взаимно ускоряли развитие друг друга.
Новый, современный этап НТП характеризу­ется не только ведущей ролью научно-технической революции (НТР, о ней мы будем говорить при изучении следующей темы), но и рас­пространением из промышленной сферы во все остальные — сельс­кое хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт. Именно последний этап НТП многократно увеличил нагрузку общества на окружающую среду.
Какой же смысл вкладывают в понятие «окру­жающая среда»?
Окружающая (географическая) среда — часть природы, с кото­рой общество взаимодействует в процессе своей жизни и производ­ственной деятельности. Даже если не учитывать НТП, само по себе увеличение численно­сти населения вызывает рост «давления» общества на природу: при­родные ландшафты стремительно сокращаются, превращаясь в антро­погенные — городские, лесо- и сельскохозяйственные.
Человек как биологическое существо относится к биосфере — сфере постоянной жизнедеятельности живого вещества планеты. Как существо социальное, наделенное разумом и оснащенное тех­никой, человек образует в границах биосферы новую сферу, свя­занную с его общественной жизнью и деятельностью,— антропосферу.
Антропосфера — используемая и видоизмененная людьми часть биосферы. В биосфере человека привлекают прежде всего природные ресур­сы — те компоненты окружающей среды, которые непосредственно используются в производстве, служат его сырьевой и энергетичес­кой базой.
Состав используемых. человеком ресурсов меняется с течением времени.
Если первобытные люди сами приспосабливались к при­роде (употребляли в пищу несколько видов растений и животных,   пользовались подходящими палками, камнями или костями как примитивными орудиями), то позже они стали обрабатывать зем­лю, разводить скот, то есть приспосабливать природные ресурсы к себе.
В современном хозяйстве человечество использует практичес­ки все известные химические элементы, множество их соединений (иногда не имеющих природных аналогов, синтезированных искус­ственно) и даже атомную энергию.
Вспомним классификацию природных ресурсов, которая помо­жет нам ориентироваться в их разнообразии.

Рассказ учителя.
Ресурсы могут классифицироваться также по предназначению для определенной сферы или отрасли хозяйства (ресурсы для химиче­ской или строительной промышленности, для черной металлургии и пр.) и по качеству (содержание полезного компонента, например в рудах).
Размещение природных ресурсов, обусловленное разницей кли­матических и тектонических процессов, отличается крайней нерав­номерностью. Поэтому необходимой характеристикой территории становится природно-ресурсный потенциал (ПРП) — совокупность природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяй­стве с учетом тенденций развития науки и техники. Соотношение между ПРП и размерами его использования называется ресурсообеспеченностъю.
Ресурсообеспеченность может выражаться двумя способами: числом лет, на которое хватит определенного ресурса при сохранении темпов его использования, либо запасами этого ресур­са на душу населения данной территории. Ресурсообеспеченность — величина относительная, во-первых, потому что могут быть разве­даны новые запасы ресурса или может возрасти его потребление, во-вторых, потому что недостаточная, достаточная или высокая Возможна работа у доски, при которой учащийся воспроизводит приведенную схему. ресурсообеспеченность определяется методом сравнения со средни­ми показателями — мировыми, региональными, государственными и т. д.
Вопрос.
Что такое природопользование?
Рассказ учителя.
Природопользование — система мер, предпринимаемых обществом с целью изучения, освоения, преобразования и охраны окружаю­щей среды. В процессе производства в целом или на отдельных его этапах природопользование может быть рациональным и нерациональ­ным.
 Рациональное природопользование' обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности человека, предотвращает возможные вредные воздействия на окружающую среду, разумно регулирует освоение ее ресурсов.
Нерациональное природопользование катас­трофически быстро использует ресурсы природной среды, суще­ственно снижает их качество и свойства, необходимые для нор­мальной жизни человека.
Задание.
Приведите примеры рационального и нерационального природо­пользования.
Рассказ учителя.
Типичными признаками нерационального природопользования являются вымирание отдельных видов живых организмов, истоще­ние плодородных почв, появление пустынь и болот, загрязнение атмосферы, поверхностных и подземных вод.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Что такое географическая среда?
2)  Каковы временные рамки и причины интенсивного воздей­ствия общества на природу?
3)  Зачем классифицируют природные ресурсы?
4)  К возникновению каких проблем приводит нерациональное природопользование?
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
— географическая среда — сфера взаимодействия общества и при­роды;
—  природные ресурсы — компоненты окружающей естествен­ной среды, которые могут быть использованы человеком в его хо­зяйственной деятельности;
—  природопользование — совокупность предпринимаемых обще­ством мер, направленных на изучение, освоение, преобразование и охрану окружающей среды.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, §
..........
Категория: Уроки. | Добавил: Geo (12.10.2011)
Просмотров: 4583 | Теги: Взаимодействие природы и общества. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]