Приветствую Вас Гость!
Суббота, 20.04.2024, 04:38
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки.

УРОК № 5.
Тема. Миграционные процессы и миграционная политика стран. Языковой и этнический состав населения. Мировые ре­лигии.
Цель:

сформировать у учащихся систему знаний о миграциях насе­ления;
ознакомить учащихся с особенностями естественного и механического движения населения;
способствовать разви­тию толерантного расового и религиозного мировоззрения учащихся.
Оборудование: политическая карта мира, карта народов мира, ат­ласы, учебник.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Какие факторы определяют размещение населения?
2)  Какие государства являются наиболее урбанизированными? В каких преобладает сельское население?
3)  Какие функции могут выполнять города?
4)  Какие страны проводят демографическую политику сокраще­ния рождаемости? Увеличения рождаемости? Почему?
III.  МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя.
Население нашей планеты — чрезвычайно динамичный объект, который постоянно меняется как во времени, так и в пространстве. Поэтому, например, вводятся средние показатели плотности насе­ления, урбанизации и т. д., поскольку получить абсолютные показатели, которые бы сохраняли свою точность на протяжении более или менее длительного времени, просто невозможно.
Однако дина­мику населения, в том числе и его пространственные перемещения, необходимо тщательно изучать, потому что знание определенных закономерностей позволит прогнозировать возможные изменения и готовиться к ним заранее.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя с элементами беседы.
Довольно сложно найти человека, который прожил на одном и том же месте всю свою жизнь.
Люди постоянно перемещаются: путешествуют, ездят в командировки и на отдых, переселяются, поэтому их количество в определенном месте все время меняется. Такое изменение численности населения называется механичес­ким (в отличие от естественного — рождаемости и смертности), перемещения людей — миграциями, а тех, кто их совершает,— мигрантами.
Миграции классифицируют по причинам (экономические, поли­тические — войны, конфликты, изменение государственных гра­ниц; гуманитарные — преследование инаковерующих и пр.), сро­кам (сезонные, временные, постоянные, или безвозвратные), массовости (единичные и массовые), дальности (межконтиненталь­ные и внутриконтинентальные) и направлениям (внешние и внут­ренние).
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
В зависимости от направления миграции разделяют на внешние (пересечение границ государства) и внутренние (перемещение внутри государственной территории). Если внешняя миграция рассматри­вается как выезд за пределы государства, ее называют эмиграцией, как въезд или возвращение на прежнее место жительства — иммиг­рацией.
К внутренним миграциям относится отток сельского насе­ления в города, так называемые «маятниковые миграции» — поездки к местам работы или учебы и т. д. В определенные периоды истории внешние миграции приобре­тают настолько массовый характер, что в стране эмиграции резко сокращается численность населения, а в стране иммиграции ме­ханический прирост населения превышает естественный.
Так 2/3 прироста населения Израиля обеспечивают иммигранты, еже­годная иммиграция в США составляет 1 млн чел., в Канаду — 150 тыс., в Австралию — 130 тыс. С другой стороны, Ирландия пережила три волны эмиграции, в общей сложности уменьшив-шие ее население с 8,3 до 3 млн чел.; Россия — четыре волны, Италия — шесть.
Если распределить причины эмиграции по степени важности, то на первом месте окажется экономическая, причем в двух разновид­ностях (разработка В. В. Покрышевского):
а)  переселение в государства, где были неосвоенные территории. Больше всего эмигрантов этого типа — 20 млн чел. — дала Герма­ния, за ней следуют Италия, Испания, Франция, скандинавские страны, Ирландия, Польша, Россия, Украина. Наиболее привлека­тельными странами иммиграции с этой точки зрения были США, Канада, Аргентина, Австралия, ЮАР;
б)  переселение по договору о найме рабочей силы (китайские и ин­дийские кули — низкооплачиваемые неквалифицированные ра­бочие).
Современная международная миграция рабочей силы вызвана относительным перенаселением и, соответственно, низким уровнем социально-экономического развития десятков слаборазвитых стран.
К началу 1990-х гг. половину из 20 млн иммигрантов в развитых государствах Запада составляли выходцы из слаборазвитых стран. Максимальное количество иммигрантов — 13 млн чел. — прихо­дится на страны Европейского Союза, другими центрами иммигра­ции являются США, страны Персидского залива, ЮАР.
Экономические причины обусловили и такое относительно но­вое миграционное явление, как «утечка мозгов»: минимальные заработные платы в развитых странах привлекают высококвали­фицированных специалистов (особенно из постсоциалистических стран), которые у себя на родине зачастую не имеют возможности работать по специальности.
Политическая эмиграция редко при­обретает подобный размах, однако привлекает к себе повышенное внимание, поскольку политические эмигранты в основном при­надлежат к интеллектуальной и духовной элите. Так, европей­ский фашизм вынудил покинуть континент полмиллиона человек, среди которых были такие всемирно признанные деятели науки и культуры, как Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, Лион Фейхт­вангер, Владимир Набоков, Стефан Цвейг; социализм вынудил к эмиграции Федора Шаляпина, Николая Бердяева, Ивана Буни­на, Иосифа Бродского.
Таким образом, миграции существенно влияют не только на струк­туру и численность населения, но и на социальную, хозяйственную и духовную жизнь общества.
Обратимся к следующим характеристикам населения — этничес­кому и расовому составу. Как вам уже известно, на Земле существует четыре расы: европе­оидная (42,9 % от общей численности населения планеты), монго­лоидная (азиатская и американская ветви — 19,1 %), экваториаль­ная (7 %) и австралоидная (0,003 %). Задание. Подсчитайте, какую долю населения планеты составляют пред­ставители всех этих рас вместе. Рассказ учителя. Вы подсчитали, что общая численность представителей этих рас составляет примерно 72 % от общей численности населения плане­ты, оставшиеся 28 % приходится на людей, чьими предками были представители разных рас.
Этнический состав населения планеты гораздо разнообразнее: на Земле проживает (по разным критериям подсчета) 3—4 тысячи народов и народностей.
Национальный критерий зачастую опреде­лял создание государства, однако с интеграцией мира этот при­знак перестал быть единственным: в современном мире относи­тельно однонациональными является не более половины стран, при этом в 9/10 стран преобладает основной народ (Япония, Китай, Швеция, Дания).
Задание.
Предложите признак для объединения народов и народности в группы.
Рассказ учителя.
Народы и народности объединяют по принципу языковой близо­сти в группы, группы — в ветви, ветви — в семьи, а семьи — в языковые союзы, самую крупную единицу объединения. Это объе­динение очень важно, поскольку в мире насчитывается от 2,5 до 5 тыс. языков — точное количество определить невозможно из-за размытости границы между языком и диалектом, наречием и т. д.
Самыми большими языковыми семьями являются китайско-тибет­ская, семитс-хамитская, алтайская, уральская и индоевропейская (крупнейшая — более 2,5 млрд чел.).
Задание.
С помощью карт атласа определите, какие народы входят в со­став каждой языковой семьи.
Рассказ учителя.
Наиболее распространенными языками мира являются китайский, английский, хинди, испанский, русский, индонезийский, арабский, бенгальский, португальский.
Вопрос.

Почему, на ваш взгляд, национальный и религиозный вопросы являются одними из самых острых в современном мире?
Рассказ учителя.
Религия, возникшая в процессе развития человеческого обще­ства из мифологии, определяет обычаи и привычки людей, образ их жизни и деятельности.
 Религий насчитывается огромное мно­жество, но мировых (то есть тех, которые исповедуются во всем мире большим количеством людей) всего три: христианство, ис­лам и буддизм. Христианство — религия, основанная на вере в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица Триедино­го божества (Бог-Сын).
Все три ветви христианства — католицизм, православие и протестантизм — объединяют более миллиарда веру­ющих во всем мире. Ислам (от араб, покорность), или мусульманство — религия, основанная на вере в единого всемогущего бога Аллаха и его проро­ка-посланника Мухаммеда (или Магомета, откуда еще одно назва­ние религии — магометанство).
Больше всего мусульман прожива­ет в Азии и Африке, а их общее количество в мире превышает 880 млн чел.
Буддизм — единственная из мировых религий, основанная не на вере в Бога, а на вере в Будду — просветленного, которым при определенных обстоятельствах может стать любой, кто освободит душу от страданий, вызванных невыполнимыми желаниями.
Буд­дизм распространен в Индии, Монголии, Китае, Шри-Ланке, отчас­ти в Средней Азии и Сибири.
Религиозные особенности мусульманства в сочетании с современ­ными тенденциями развития геополитики, экономики, идеологии, культуры привели к возрастанию в международных отношениях роли стран исламского мира. Кроме того, многие военно-поли­тические конфликты в современном мире (Израиль и Палестина, Грузия и Абхазия, Англия и Ирландия, республики бывшей Юго­славии) начались с противостояния приверженцев разных вероис­поведаний.
Это еще раз подтверждает тот факт, что религиозная принадлежность населения является крайне важной особенностью, с которой невозможно не считаться.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Что такое миграция?
2)  Какие виды миграций выделяют и по каким признакам?
3)  Какие проблемы могут породить миграционные процессы?
4)  Какие языки мира являются самыми распространенными?
5)  В какую языковую семью входят украинцы? В какую языко­вую ветвь?
6)  Какую роль в современном мире играют религии?
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
—  социально-экономическое развитие определенной территории невозможно без учета миграционных процессов, оказывающих вли­яние на структуру и численность населения, социальную и хозяй­ственную сферы;
—  население планеты состоит из представителей четырех рас, которые представлены 2,5—5 тысячами народов и народностей;
—  национальный и религиозный вопросы — одни из самых ост­рых в современном мире.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1)  Учебник, §........
2)  Выполнить практическую работу № 1 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хо­зяйства стран и регионов мира».
3)  Подготовиться к уроку тематического оценивания.
Категория: Уроки. | Добавил: Geo (12.10.2011)
Просмотров: 2464 | Теги: Миграционные процессы и миграционна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]