Уроки. [13] |
Практические работы. [2] |
Оценивание. [2] |
Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки. |
Тема.
Миграционные процессы и миграционная политика стран. Языковой и этнический
состав населения. Мировые религии.
Цель: сформировать у учащихся систему знаний о миграциях населения; ознакомить учащихся с особенностями естественного и механического движения населения; способствовать развитию толерантного расового и религиозного мировоззрения учащихся. Оборудование: политическая карта мира, карта народов мира, атласы, учебник. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1) Какие факторы определяют размещение населения? 2) Какие государства являются наиболее урбанизированными? В каких преобладает сельское население? 3) Какие функции могут выполнять города? 4) Какие страны проводят демографическую политику сокращения рождаемости? Увеличения рождаемости? Почему? III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Рассказ учителя. Население нашей планеты — чрезвычайно динамичный объект, который постоянно меняется как во времени, так и в пространстве. Поэтому, например, вводятся средние показатели плотности населения, урбанизации и т. д., поскольку получить абсолютные показатели, которые бы сохраняли свою точность на протяжении более или менее длительного времени, просто невозможно. Однако динамику населения, в том числе и его пространственные перемещения, необходимо тщательно изучать, потому что знание определенных закономерностей позволит прогнозировать возможные изменения и готовиться к ним заранее. IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя с элементами беседы. Довольно сложно найти человека, который прожил на одном и том же месте всю свою жизнь. Люди постоянно перемещаются: путешествуют, ездят в командировки и на отдых, переселяются, поэтому их количество в определенном месте все время меняется. Такое изменение численности населения называется механическим (в отличие от естественного — рождаемости и смертности), перемещения людей — миграциями, а тех, кто их совершает,— мигрантами. Миграции классифицируют по причинам (экономические, политические — войны, конфликты, изменение государственных границ; гуманитарные — преследование инаковерующих и пр.), срокам (сезонные, временные, постоянные, или безвозвратные), массовости (единичные и массовые), дальности (межконтинентальные и внутриконтинентальные) и направлениям (внешние и внутренние). Рассмотрим некоторые из них подробнее. В зависимости от направления миграции разделяют на внешние (пересечение границ государства) и внутренние (перемещение внутри государственной территории). Если внешняя миграция рассматривается как выезд за пределы государства, ее называют эмиграцией, как въезд или возвращение на прежнее место жительства — иммиграцией. К внутренним миграциям относится отток сельского населения в города, так называемые «маятниковые миграции» — поездки к местам работы или учебы и т. д. В определенные периоды истории внешние миграции приобретают настолько массовый характер, что в стране эмиграции резко сокращается численность населения, а в стране иммиграции механический прирост населения превышает естественный. Так 2/3 прироста населения Израиля обеспечивают иммигранты, ежегодная иммиграция в США составляет 1 млн чел., в Канаду — 150 тыс., в Австралию — 130 тыс. С другой стороны, Ирландия пережила три волны эмиграции, в общей сложности уменьшив-шие ее население с 8,3 до 3 млн чел.; Россия — четыре волны, Италия — шесть. Если распределить причины эмиграции по степени важности, то на первом месте окажется экономическая, причем в двух разновидностях (разработка В. В. Покрышевского): а) переселение в государства, где были неосвоенные территории. Больше всего эмигрантов этого типа — 20 млн чел. — дала Германия, за ней следуют Италия, Испания, Франция, скандинавские страны, Ирландия, Польша, Россия, Украина. Наиболее привлекательными странами иммиграции с этой точки зрения были США, Канада, Аргентина, Австралия, ЮАР; б) переселение по договору о найме рабочей силы (китайские и индийские кули — низкооплачиваемые неквалифицированные рабочие). Современная международная миграция рабочей силы вызвана относительным перенаселением и, соответственно, низким уровнем социально-экономического развития десятков слаборазвитых стран. К началу 1990-х гг. половину из 20 млн иммигрантов в развитых государствах Запада составляли выходцы из слаборазвитых стран. Максимальное количество иммигрантов — 13 млн чел. — приходится на страны Европейского Союза, другими центрами иммиграции являются США, страны Персидского залива, ЮАР. Экономические причины обусловили и такое относительно новое миграционное явление, как «утечка мозгов»: минимальные заработные платы в развитых странах привлекают высококвалифицированных специалистов (особенно из постсоциалистических стран), которые у себя на родине зачастую не имеют возможности работать по специальности. Политическая эмиграция редко приобретает подобный размах, однако привлекает к себе повышенное внимание, поскольку политические эмигранты в основном принадлежат к интеллектуальной и духовной элите. Так, европейский фашизм вынудил покинуть континент полмиллиона человек, среди которых были такие всемирно признанные деятели науки и культуры, как Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, Лион Фейхтвангер, Владимир Набоков, Стефан Цвейг; социализм вынудил к эмиграции Федора Шаляпина, Николая Бердяева, Ивана Бунина, Иосифа Бродского. Таким образом, миграции существенно влияют не только на структуру и численность населения, но и на социальную, хозяйственную и духовную жизнь общества. Обратимся к следующим характеристикам населения — этническому и расовому составу. Как вам уже известно, на Земле существует четыре расы: европеоидная (42,9 % от общей численности населения планеты), монголоидная (азиатская и американская ветви — 19,1 %), экваториальная (7 %) и австралоидная (0,003 %). Задание. Подсчитайте, какую долю населения планеты составляют представители всех этих рас вместе. Рассказ учителя. Вы подсчитали, что общая численность представителей этих рас составляет примерно 72 % от общей численности населения планеты, оставшиеся 28 % приходится на людей, чьими предками были представители разных рас. Этнический состав населения планеты гораздо разнообразнее: на Земле проживает (по разным критериям подсчета) 3—4 тысячи народов и народностей. Национальный критерий зачастую определял создание государства, однако с интеграцией мира этот признак перестал быть единственным: в современном мире относительно однонациональными является не более половины стран, при этом в 9/10 стран преобладает основной народ (Япония, Китай, Швеция, Дания). Задание. Предложите признак для объединения народов и народности в группы. Рассказ учителя. Народы и народности объединяют по принципу языковой близости в группы, группы — в ветви, ветви — в семьи, а семьи — в языковые союзы, самую крупную единицу объединения. Это объединение очень важно, поскольку в мире насчитывается от 2,5 до 5 тыс. языков — точное количество определить невозможно из-за размытости границы между языком и диалектом, наречием и т. д. Самыми большими языковыми семьями являются китайско-тибетская, семитс-хамитская, алтайская, уральская и индоевропейская (крупнейшая — более 2,5 млрд чел.). Задание. С помощью карт атласа определите, какие народы входят в состав каждой языковой семьи. Рассказ учителя. Наиболее распространенными языками мира являются китайский, английский, хинди, испанский, русский, индонезийский, арабский, бенгальский, португальский. Вопрос. Почему, на ваш взгляд, национальный и религиозный вопросы являются одними из самых острых в современном мире? Рассказ учителя. Религия, возникшая в процессе развития человеческого общества из мифологии, определяет обычаи и привычки людей, образ их жизни и деятельности. Религий насчитывается огромное множество, но мировых (то есть тех, которые исповедуются во всем мире большим количеством людей) всего три: христианство, ислам и буддизм. Христианство — религия, основанная на вере в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица Триединого божества (Бог-Сын). Все три ветви христианства — католицизм, православие и протестантизм — объединяют более миллиарда верующих во всем мире. Ислам (от араб, покорность), или мусульманство — религия, основанная на вере в единого всемогущего бога Аллаха и его пророка-посланника Мухаммеда (или Магомета, откуда еще одно название религии — магометанство). Больше всего мусульман проживает в Азии и Африке, а их общее количество в мире превышает 880 млн чел. Буддизм — единственная из мировых религий, основанная не на вере в Бога, а на вере в Будду — просветленного, которым при определенных обстоятельствах может стать любой, кто освободит душу от страданий, вызванных невыполнимыми желаниями. Буддизм распространен в Индии, Монголии, Китае, Шри-Ланке, отчасти в Средней Азии и Сибири. Религиозные особенности мусульманства в сочетании с современными тенденциями развития геополитики, экономики, идеологии, культуры привели к возрастанию в международных отношениях роли стран исламского мира. Кроме того, многие военно-политические конфликты в современном мире (Израиль и Палестина, Грузия и Абхазия, Англия и Ирландия, республики бывшей Югославии) начались с противостояния приверженцев разных вероисповеданий. Это еще раз подтверждает тот факт, что религиозная принадлежность населения является крайне важной особенностью, с которой невозможно не считаться. V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1) Что такое миграция? 2) Какие виды миграций выделяют и по каким признакам? 3) Какие проблемы могут породить миграционные процессы? 4) Какие языки мира являются самыми распространенными? 5) В какую языковую семью входят украинцы? В какую языковую ветвь? 6) Какую роль в современном мире играют религии? VI. ИТОГ УРОКА Заключительное слово учителя: — социально-экономическое развитие определенной территории невозможно без учета миграционных процессов, оказывающих влияние на структуру и численность населения, социальную и хозяйственную сферы; — население планеты состоит из представителей четырех рас, которые представлены 2,5—5 тысячами народов и народностей; — национальный и религиозный вопросы — одни из самых острых в современном мире. VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Учебник, §........ 2) Выполнить практическую работу № 1 «Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира». 3) Подготовиться к уроку тематического оценивания. | |
Просмотров: 2522
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |