Приветствую Вас Гость!
Четверг, 25.04.2024, 06:07
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки.

УРОК № 4.
Тема. Население мира: количество, плотность, воспроизводство. Демографические процессы и демографическая политика.
Цель:

сформировать у учащихся систему знаний о количестве, плот­ности и составе населения планеты;
дать учащимся представ­ление о воспроизводстве населения, его типах, демографи­ческих процессах в современном мире и демографической политике;
совершенствовать навыки работы учащихся с до­полнительными источниками географических знаний.
Оборудование: политическая карта мира, физическая карта мира, атласы, карта населения мира.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1) Какие принципы лежат в основе типологии стран мира?
2)  Как различаются страны мира по форме государственного прав­ления?
3)  Какие виды административно-территориального устройства существуют?
4)  Какая типология (типологии) стран мира учитывает характе­ристики населения?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя.
География населения, одна из основных составляющих экономи­ческой географии, приобрела в наше время небывалую актуальность.
Ее сложные связи со смежными науками — демографией, этногра­фией, исторической географией, позволяют исследовать и прогно­зировать изменения едва ли не самой значимой части биосферы Земли — человечества.
У каждой из названных наук свой предмет исследования, поэтому нам при изучении населения мира придется обращаться к разным методам и полученной при их помощи инфор­мации.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя с элементами беседы.
Какие особенности населения изучают те науки, которые мы на­звали?
Демография исследует закономерности воспроизводства населе­ния в общественно-исторической обусловленности этого процесса.
Этнография изучает происхождение и расселение народов, их быт и культуру.
География населения исследует особенности размещения и тер­риториальной организации населения, его место в процессе обще­ственного производства и во взаимодействии общества с природным окружением.
Вопрос.
Сколько людей проживает на планете Земля?
Рассказ учителя.
Сейчас на планете проживает более 6 млрд чел., а 40 000 лет назад, по мнению ученых, все население Земли составляло 1 млн чел. — население одного современного города-миллионера!
Демо­графические процессы древности настолько отличались от со­временных, что в демографической истории выделяют два периода:
1-й: соответствовал аграрной цивилизации и закончился в XVII в. Прирост населения, крайне низкий, несколько увеличился при фео­дализме.
2-й: с XVII в. по настоящее время. Население Земли возрастает ранее невозможными темпами.
Хорошей иллюстрацией могут по­служить такие факты:
в 1900 г. население составляло 1,6 млрд чел.,
в 1960 г. — уже 3 млрд, а в 1999 г. — 6 млрд.
Рассмотрим темпы прироста населения, отраженные в таблице.

Рассказ учителя.
Наиболее высокими темпами — 20%о в год — население Земли увеличивалось в 1960-е гг., в результате чего возникло понятие де­мографический взрыв — резкое возрастание численности населе­ния. Но поскольку возможности производства всего необходимого для жизни населения возрастают медленнее, чем его численность, возникла демографическая проблема.
Решение этой проблемы в пер­вую очередь видится в проведении соответствующей демографиче­ской политики — социальных, экономических, юридических и иных мероприятий, направленных на изменение процесса воспроизвод­ства населения.
Что же такое воспроизводство?
Воспроизводство — совокупность процессов рождаемости и смертности, соотношение которых опре­деляет величину естественного прироста.
Существуют два типа вос­производства населения:
1-й тип: низкая рождаемость и резкое уменьшение смертности приводят к медленным темпам прироста населения (до 12 человек на 1000 жителей) и его «старению». Этот тип воспроизводства, при­сущий развитым государствам и странам Восточной Европы, назы­вают «демографической зимой».
2-й тип: высокая рождаемость и снижающаяся смертность при­водят к ускорению темпов роста населения (естественный приростболее 12 человек на 1000 жителей). Этот тип воспроизводства, свой­ственный странам Азии, Африки, Латинской Америки, часто назы­вают «демографической весной».
В каких странах мира численность населения является самой большой?
Это Китай (более 1,26 млрд чел.), Индия (более 1 млрд), США (более 263 млн), Индонезия (более 197 млн), Бразилия (более 161 млн), Россия (147 млн), Пакистан (более 140 млн), Япония (бо­лее 125 млн), Бангладеш (более 120 млн), Нигерия (более 111 млн), Мексика (более 93 млн), ФРГ (84 млн).
Таблица продемонстрировала общемировую тенденцию снижения темпов прироста населения, однако в отдельных странах эти темпы остаются настолько высокими или настолько низкими, что катаст­рофически ухудшают социальное положение людей.
Для разреше­ния этой проблемы государства проводят определенную демографиче­скую политику (например, поощрения рождения ребенка или наоборот — сдерживания).
Однако естественная стабилизация ко­личества населения нашей планеты перерастает границы отдель­ных стран и даже регионов, становясь глобальной проблемой чело­вечества.
Как же размещается население на Земле?
Крайне неравномерно:
86 % человечества проживает в Восточном полушарии, а в Север­ном — 90 %. Вопрос.
Как вы думаете, от каких факторов зависит размещение населе­ния Земли?
Рассказ учителя.
Размещение населения Земли определяется такими факторами, как естественные условия обитания, степень развития производства, места его сосредоточения и тип воспроизводства населения.
Отдель­ные регионы Земли отличаются большим скоплением населения:
1)  восточно-азиатский (Китай, Япония, Корея) — более 1,4 млрд чел.;
2)  южно-азиатский (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакис­тан) — около 1,3 млрд чел.;
3)  европейский — 728 млн чел.;
4)  юго-восточно-азиатский (Индонезия, Таиланд, Филиппины и т. д.) — более 400 млн чел.
В зависимости от места проживания население Земли разделяет­ся на городское и сельское.
Городское население в современном миресоставляет немногим менее половины от общей численности, и его доля продолжает расти. Возрастание доли городского населения обус­ловлено многими причинами, среди которых и отток людей из сель­ской местности в города, и превращение в города сельских поселе­ний и т. д.
Процесс увеличения доли городского населения (по мнению некоторых ученых, начавшийся одновременно с возникно­вением городов) называется урбанизацией и является одной из со­ставляющих процесса расселения.
Урбанизацию можно определить и как мировой исторический процесс повышения значения городов в жизни общества, постепенное превращение общества в городское по характеру труда, образу жизни, культуре, что связано с развити­ем цивилизации и особенно — развитием научно-технического про­гресса. Урбанизация может принимать различные виды.
Так, на­пример, выделяют тенденцию к субурбанизации (повышение роли пригородов, которые «оттягивают» на себя часть населения и функ­ций городов) и псевдоурбанизации (рост населения городов проис­ходит за счет неконтролируемого притока безработных, что создает социально-экономические проблемы). По выполняемым функциям различают города административ­ные, транспортные, торговые, промышленные, культурные, курорт­ные и т. д.
Задание.
Приведите пример городов, узкоспециализированных на одной функции и многофункциональных.
Рассказ учителя.
XX век часто называют столетием урбанизации, поскольку она возрастала небывалыми темпами.
Наиболее урбанизированными странами мира являются Великобритания, ФРГ, Швеция, Ислан­дия, Австралия, Уругвай, Израиль, Кувейт, Япония.
Рост городов и усиление связей между ними приводят к возник­новению такой формы расселения, как городская агломерация.
Городская агломерация — это компактная пространственная груп­пировка поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, куль­турно-бытовыми и рекреационными связями. Крупнейшие городс­кие агломерации мира сформировались вокруг Токио, Нью-Йорка, Мехико, Сан-Паулу, Лондона, Парижа, Рио-де-Жанейро и других городов. Если зона урбанизирована целиком, городские агломера­ции на этой территории сливаются, образуя мегалополис — наибо­лее крупную форму расселения. Так, городские агломерации Токио и Хоккайдо слились в мегалополис Токайдо, а агломерации Босто­на и Вашингтона — в мегалополис Босваш.
Однако более половины населения Земли по-прежнему прожива­ет в сельской местности, причем прежде всего в странах с невысо­ким или низким уровнем развития экономики — Бангладеш, Ин­дии, Китае, Пакистане, Индонезии.
Сельское население Африки составляет 80 % от общей численности.
При этом сельское расселе­ние может быть двух типов:
а)  групповое (Западная Европа, Япония, Китай, Россия, Украи­на, развивающиеся страны);
б)  разбросанное или фермерского типа (США, Канада, Австра­лия). Эти типы сельского расселения могут сочетаться, образуя про­межуточный тип.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Что такое воспроизводство населения?
2)  Какую демографическую политику должны проводить страны с первым типом воспроизводства? Со вторым?
3)  Какие факторы влияют на размещение населения планеты?
4)  Что такое урбанизация? Городская агломерация? Мегалополис?
5)  Какие формы сельского расселения различают?
VI.  ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
—  воспроизводство населения — это совокупность процессов рож­даемости и смертности, которая определяет размер естественного прироста;
—  размер естественного прироста может быть изменен с помо­щью демографической политики;
—  сельское население составляет более половины общей числен­ности населения Земли, однако доля городского населения растет в связи с процессами урбанизации — увеличения роли городов в жиз­ни человечества;
—  высокий уровень урбанизации характерен для развитых стран, преобладание сельского населения — для слаборазвитых.
VII.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1)  Учебник, § ..........
2)  Нанести на контурную карту границы стран, численность на­селения которых превышает 100 млн. чел.

Категория: Уроки. | Добавил: Geo (12.10.2011)
Просмотров: 2691 | Теги: воспроизводство. Демографические пр, плотность, Население мира: количество | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]