Уроки. [13] |
Практические работы. [2] |
Оценивание. [2] |
Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки. |
Тема.
Современная политическая карта мира. Различие понятий «государство», «страна»,
«колония». Классификация стран по форме правления. Формы
административно-территориального устройства. Типология государств мира.
Цель: сформировать у учащихся восприятие разницы между понятиями «государство», «страна», «колония»; углубить навыки учащихся работать с политической картой мира; систематизировать знания учащихся о таких важных характеристиках страны, как форма правления и административно-территориальное устройство. Оборудование: политическая карта мира, атласы. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1) Что изучает социально-экономическая география мира? 2) Какие историко-географические регионы существуют в мире? 3) По какому принципу (принципам) выделяют различные историко-географические регионы мира? 4) Какие источники географических знаний вы можете назвать? 5) Какой источник географических знаний, на ваш взгляд, является наиболее информативным? III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Рассказ учителя. Политическая карта мира содержит в себе информацию о месте страны в современном мире и ее политико-административной структуре. Однако при пристальном изучении отдельной страны информация политической карты мира не всегда достаточна: мы не узнаем, как управляется страна, от каких стран она зависит больше, от каких — меньше, как и когда она возникла и многое другое. Эти сведения нам предоставят другие источники информации — текстовые. Но информацию необходимо понимать, а для этого требуется знание определенных терминов, к которым мы и обратимся на сегодняшнем уроке. IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя с элементами беседы и последовательной записью в тетрадях. Пять тысяч лет назад на Земле стали появляться первые государства — Китай, Индия, Вавилон, Египет, Иудея. Вы знаете, насколько они были непохожи на то, что называют государством сейчас, и это естественно: за пять тысяч лет развития цивилизации ни одно человеческое представление об окружающем мире и обществе не осталось неизменным. Изменились сами государства и их количество: сегодня на земном шаре существует 235 стран и территорий, 193 из которых — независимые государства. Количество и разнообразие территорий требуют выделения наиболее общих признаков, по которым их можно сгруппировать для удобства изучения и возможности выявить некие общие закономерности. Начнем с самого общего определения. Страна — территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства (колония, подопечная территория). Обратите внимание на ключевое слово определения — территория. Что это такое? Международное право определяет это понятие следующим образом: «Территорией являются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также находящиеся в нем тела». Территория является государственной, если она находится под суверенитетом определенного государства и отделена от соседних территорий государственными границами. Если территория находится под суверенитетом другого государства, речь идет о колонии (полная политическая зависимость) или протекторате — подопечной территории (частичная политическая зависимость, сроки и условия которой определяются международными организациями, в первую очередь ООН). Государство — политическая организация общества с определённой формой правления, определяющей хозяйство и общественные структуры. Вопрос. В курсе истории вы изучали формы государственного правления. Какими они бывают? Рассказ учителя. Формы государственного правления — это республика и монархия. Республика — это форма правления, при которой глава государства (например президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками. Монархия — это форма правления, при которой глава государства обладает единоличной властью, которая, как правило, передается по наследству. Если власть монарха не ограничена, монархия называется абсолютной (Саудовская Аравия, Катар), если ограничена — конституционной (большинство современных монархий). В конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству, то есть осуществляется принцип «монарх царствует, но не правит» (Великобритания, Норвегия, Швеция). Если монарх одновременно является главой церкви, то форма правления в государстве называется теократической монархией. Вопрос. Как вы думаете, сколько монархий существует в современном мире? Рассказ учителя. В современном мире насчитывается всего 30 монархий, причем почти половина — 14 — находится в Азии. В Америке монархий нет совсем, в Европе их 12, в Африке — 3, в Океании — 1.0 том, насколько уникальна форма правления в конкретной стране, свидетельствует разнообразие проявлений монархий: королевство, султанат, эмират, княжество, герцогство. — Следующей важной характеристикой государства является форма его устройства. Их тоже две — унитарная и федеративная. Унитарным называется цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчинены центральным органам власти и не обладают признаками суверенитета. Законодательная и исполнительная власть в унитарных государствах едина (Франция, Украина, Израиль). Федеративным называется государство, состоящее из федеральных единиц — штатов, земель и т. д. В федерации действуют единая конституция, единые федеральные органы государственной власти, устанавливаются единое гражданство, единая валюта и т. д. При этом федеральные единицы, как правило, имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы (Германия, США, Индия). Федерация может носить временный характер, если она создается с целью достижения общих интересов федеральных единиц. Это объединение называется конфедерацией (Швейцария с 1291 г. по 1818 г.). Итак, на современной политической карте мира насчитывается более 200 стран, 193 из которых являются суверенными государствами. Страны мира очень различны по многим показателям. Попытаемся определить эти показатели. Начнем с самого очевидного — площади занимаемой территории. Австралия, например, занимает целый материк. Задание. Пользуясь политической картой мира, назовите страны: а) с самой большой площадью территории (Китай, Индия, Россия, США); б) самой маленькой (Монако, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Сингапур). Вопрос. Какие вы знаете однонациональные страны? (Япония, Швеция, Польша.) Какие многонациональные страны вы знаете? (Россия, США, Индия, Украина.) Рассказ учителя. Из предыдущих курсов вам известно, что одной из важнейших характеристик страны является ее природно-ресурсный потенциал. По этому признаку страны мира также отличаются чрезвычайным разнообразием: от тех, чей ресурсный потенциал оценивается как бедный или недостаточный, через среднеобеспеченные к богатым. В зависимости от одной из особенностей географического положения — выхода к акваториям — страны классифицируются как имеющие выход к морю (США, Мексика, Россия, Индия, Чили и т. д.) и внутриконтинентальные (Чад, Мали, Парагвай, Непал, Бутан). Совокупность этих признаков и определяет неповторимость, уникальность каждой отдельной страны, но в то же время этих признаков так много, что единую классификацию всех стран выделить очень сложно. Поэтому чаще всего при характеристике страны используют несколько классификаций, в основу каждой из которых положен один признак — территория, население (численность, национальный состав, вероисповедание), природно-ресурсный потенциал, уровень развития и многое другое. Например, характеристика страны может строиться по такому плану: 1. Географическое положение. 2. Время возникновения государства. 3. Этнический состав населения. 4. Религиозный состав населения. 5. Уровень социально-экономического развития. До распада социалистического лагеря использовалась типология, в основе которой лежала принадлежность страны к одной из двух политико-экономических формаций: капиталистической (рыночная экономика) или социалистической (плановая централизованная экономика). В этой типологии, как и в других, выделяли группу стран развивающихся — в основном бывших колоний и зависимых государств. Имеют ли эти разнообразные типологии практическую ценность? Оказывается, имеют, поскольку позволяют определять не только сложившуюся на какой-то момент времени ситуацию, но и отслеживать динамику происходящих на планете изменений, прогнозировать их и даже оказывать на них влияние. Например: при разработке стратегии дальнейшего развития в ООН определяют группу наименее развитых государств, которым будет оказана финансовая, гуманитарная или иная помощь. Эти страны выделяют по совокупности следующих признаков: 1. Очень низкий доход на душу населения. 2. Доля обрабатывающей промышленности в структуре хозяйства страны составляет менее 10 %. 3. Доля неграмотных среди взрослого населения превышает 80 %. Еще десять лет назад в эту группу входило 40 государств, например, Афганистан, Гаити, Гвинея, Бангладеш, Лаос, Непал, Бутан, Мали, Мозамбик, Сомали, Бурунди, Чад, Эфиопия. Задание. Покажите эти государства на карте. Рассказ учителя. Развивающиеся страны могут реформировать свою экономику довольно высокими темпами и с большой эффективностью перестраивать ее. Такие страны отличаются высокими темпами индустриализации, интенсификацией труда, привлечением иностранного капитала, высоким доходом от экспорта промышленной продукции, поэтому их называют странами новой индустриализации. В группу новоиндустриальных стран входит около 20 государств, среди которых Сингапур, Гонконг, Республика Корея, Бразилия, Мексика, Аргентина, Уругвай, Венесуэла, Чили. Довольно распространенной в настоящее время является типология, учитывающая уровень и характер социально-экономического развития страны. В этой типологии выделены три крупных типа стран: 1. Развитые (страны «большой семерки», большинство стран Западной Европы). 2. Развивающиеся (Аргентина, Индия, Египет и др.). 3. Постсоциалистические и социалистические (Чехия, Украина, Китай, Куба и др.). Удобство этой типологии заключается в том, что она учитывает специфику постсоциалистических стран, которые сочетают в себе черты двух первых типов' государств. Поскольку эта типология используется даже в официальных документах международных организаций, некоторые страны третьего типа (республики бывшей Югославии, Вьетнам, среднеазиатские государства СНГ) на основании низких доходов на душу населения заявили о желании получить статус стран развивающихся. Этот статус предоставляет им право получения льготных кредитов и иных видов помощи от международных банков и фондов. Типология стран по Б. П. Яценко V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1) Почему, на ваш взгляд, до сих пор на Земле существуют колонии? 2) Какая форма правления — республиканская или монархическая — наиболее эффективна? 3) Какие цели могут преследовать государства, объединяясь в конфедерацию? 4) Каким государством легче управлять — унитарным или федеративным? 5) Как осуществляется типология всего разнообразия стран мира? 6) Какие принципы классификации стран мира представляются вам наиболее важными? 7) Какая типология стран мира, по вашему мнению, является самой удобной? Самой полной? 8) Как вы считаете, возможно ли создание единственной всеохватывающей типологии стран мира? Если да, то по какому признаку (признакам)? VI. ИТОГ УРОКА Заключительное слово учителя: — по политико-территориальным признакам на Земле различают суверенные государства, колонии и протектораты; — по форме государственного правления страны мира разделяются на республики (подавляющее большинство) и монархии; — в административно-территориальном отношении страна может быть унитарной, федеративной или конфедеративной; — наиболее общей и универсальной является типология стран, в которой выделяются три следующих типа государств: экономически высокоразвитые, менее развитые (развивающиеся), постсоциалистические и социалистические. VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Учебник, § .......... 2) Нанести на контурную карту границы двух государств каждого из трех типов (по выбору). | |
Просмотров: 4703
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |