Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 00:19
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки.

УРОК № 2.
Тема. Современная политическая карта мира. Различие понятий «государство», «страна», «колония». Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориаль­ного устройства. Типология государств мира.
Цель:

сформировать у учащихся восприятие разницы между поня­тиями «государство», «страна», «колония»;
углубить навы­ки учащихся работать с политической картой мира;
система­тизировать знания учащихся о таких важных характеристиках страны, как форма правления и административно-территори­альное устройство.
Оборудование: политическая карта мира, атласы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Что изучает социально-экономическая география мира?
2)  Какие историко-географические регионы существуют в мире?
3)  По какому принципу (принципам) выделяют различные исто­рико-географические регионы мира?
4)  Какие источники географических знаний вы можете назвать?
5)  Какой источник географических знаний, на ваш взгляд, явля­ется наиболее информативным?
III.  МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя.
Политическая карта мира содержит в себе информацию о месте страны в современном мире и ее политико-административной структуре. Однако при пристальном изучении отдельной страны инфор­мация политической карты мира не всегда достаточна: мы не узна­ем, как управляется страна, от каких стран она зависит больше, от каких — меньше, как и когда она возникла и многое другое.
Эти сведения нам предоставят другие источники информации — тексто­вые. Но информацию необходимо понимать, а для этого требуется знание определенных терминов, к которым мы и обратимся на се­годняшнем уроке.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя с элементами беседы и последовательной запи­сью в тетрадях.
Пять тысяч лет назад на Земле стали появляться первые государ­ства — Китай, Индия, Вавилон, Египет, Иудея. Вы знаете, насколько они были непохожи на то, что называют государством сейчас, и это естественно: за пять тысяч лет развития цивилизации ни одно челове­ческое представление об окружающем мире и обществе не осталось неизменным.
Изменились сами государства и их количество: сегодня на земном шаре существует 235 стран и территорий, 193 из кото­рых — независимые государства. Количество и разнообразие террито­рий требуют выделения наиболее общих признаков, по которым их можно сгруппировать для удобства изучения и возможности выявить некие общие закономерности.
Начнем с самого общего определения.
Страна — территория, имеющая определенные границы, пользу­ющаяся государственным суверенитетом или находящаяся под вла­стью другого государства (колония, подопечная территория). Обратите внимание на ключевое слово определения — территория.
Что это такое?
Международное право определяет это понятие следую­щим образом: «Территорией являются различные пространства зем­ного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воз­душным пространством, а также находящиеся в нем тела».
Территория является государственной, если она находится под суверенитетом определенного государства и отделена от соседних территорий госу­дарственными границами. Если территория находится под суверени­тетом другого государства, речь идет о колонии (полная политическая зависимость) или протекторате — подопечной территории (частич­ная политическая зависимость, сроки и условия которой определяют­ся международными организациями, в первую очередь ООН).
Государство — политическая организация общества с определённой формой правления, определяющей хозяйство и общественные структуры.
Вопрос.
В курсе истории вы изучали формы государственного правления. Какими они бывают?
Рассказ учителя.
Формы государственного правления — это республика и мо­нархия. Республика — это форма правления, при которой глава государ­ства (например президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией.
Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
Монархия — это форма правления, при которой глава государ­ства обладает единоличной властью, которая, как правило, переда­ется по наследству.
Если власть монарха не ограничена, монархия называется абсолютной (Саудовская Аравия, Катар), если ограни­чена — конституционной (большинство современных монархий).
В конституционных монархиях законодательная власть принадле­жит парламенту, исполнительная — правительству, то есть осуще­ствляется принцип «монарх царствует, но не правит» (Великобри­тания, Норвегия, Швеция).
Если монарх одновременно является главой церкви, то форма правления в государстве называется тео­кратической монархией.
Вопрос.
Как вы думаете, сколько монархий существует в современном мире?
Рассказ учителя.
В современном мире насчитывается всего 30 монархий, причем почти половина — 14 — находится в Азии. В Америке монархий нет совсем, в Европе их 12, в Африке — 3, в Океании — 1.0 том, насколько уникальна форма правления в конкретной стране, свиде­тельствует разнообразие проявлений монархий: королевство, султа­нат, эмират, княжество, герцогство.          
— Следующей важной характеристикой государства является фор­ма его устройства.
Их тоже две — унитарная и федеративная.
Унитарным называется цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчинены центральным органам власти и не обладают признака­ми суверенитета.
Законодательная и исполнительная власть в уни­тарных государствах едина (Франция, Украина, Израиль).
Федеративным называется государство, состоящее из федераль­ных единиц — штатов, земель и т. д. В федерации действуют еди­ная конституция, единые федеральные органы государственной вла­сти, устанавливаются единое гражданство, единая валюта и т. д. При этом федеральные единицы, как правило, имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные орга­ны (Германия, США, Индия).
Федерация может носить временный характер, если она создается с целью достижения общих интересов федеральных единиц. Это объединение называется конфедерацией (Швейцария с 1291 г. по 1818 г.).
 Итак, на современной политической карте мира насчитывается более 200 стран, 193 из которых являются суверенными государ­ствами.
Страны мира очень различны по многим показателям.
По­пытаемся определить эти показатели. Начнем с самого очевидно­го — площади занимаемой территории. Австралия, например, занимает целый материк.
Задание.
Пользуясь политической картой мира, назовите страны:
а)  с самой большой площадью территории (Китай, Индия, Рос­сия, США);
б)  самой маленькой (Монако, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Сингапур).
Вопрос.
Какие вы знаете однонациональные страны? (Япония, Швеция, Польша.)
Какие многонациональные страны вы знаете? (Россия, США, Индия, Украина.)
Рассказ учителя.
Из предыдущих курсов вам известно, что одной из важнейших характеристик страны является ее природно-ресурсный потенциал. По этому признаку страны мира также отличаются чрезвычайным разнообразием: от тех, чей ресурсный потенциал оценивается как бедный или недостаточный, через среднеобеспеченные к богатым.
В зависимости от одной из особенностей географического положе­ния — выхода к акваториям — страны классифицируются как име­ющие выход к морю (США, Мексика, Россия, Индия, Чили и т. д.) и внутриконтинентальные (Чад, Мали, Парагвай, Непал, Бутан).
Совокупность этих признаков и определяет неповторимость, уни­кальность каждой отдельной страны, но в то же время этих призна­ков так много, что единую классификацию всех стран выделить очень сложно. Поэтому чаще всего при характеристике страны ис­пользуют несколько классификаций, в основу каждой из которых положен один признак — территория, население (численность, национальный состав, вероисповедание), природно-ресурсный потен­циал, уровень развития и многое другое.
Например, характеристи­ка страны может строиться по такому плану:
1.  Географическое положение.
2.  Время возникновения государства.
3.  Этнический состав населения.
4.  Религиозный состав населения.
5.  Уровень социально-экономического развития.
До распада социалистического лагеря использовалась типология, в основе которой лежала принадлежность страны к одной из двух политико-экономических формаций: капиталистической (рыноч­ная экономика) или социалистической (плановая централизован­ная экономика).
В этой типологии, как и в других, выделяли груп­пу стран развивающихся — в основном бывших колоний и зависимых государств.
Имеют ли эти разнообразные типологии практическую ценность?
Оказывается, имеют, поскольку позволяют определять не только сложившуюся на какой-то момент времени ситуацию, но и отсле­живать динамику происходящих на планете изменений, прогнози­ровать их и даже оказывать на них влияние.
Например: при разра­ботке стратегии дальнейшего развития в ООН определяют группу наименее развитых государств, которым будет оказана финансо­вая, гуманитарная или иная помощь.
Эти страны выделяют по со­вокупности следующих признаков:
1.  Очень низкий доход на душу населения.
2.  Доля обрабатывающей промышленности в структуре хозяй­ства страны составляет менее 10 %.
3.  Доля неграмотных среди взрослого населения превышает 80 %.
Еще десять лет назад в эту группу входило 40 государств, напри­мер, Афганистан, Гаити, Гвинея, Бангладеш, Лаос, Непал, Бутан, Мали, Мозамбик, Сомали, Бурунди, Чад, Эфиопия. Задание. Покажите эти государства на карте.
Рассказ учителя.
Развивающиеся страны могут реформировать свою экономику до­вольно высокими темпами и с большой эффективностью перестраи­вать ее. Такие страны отличаются высокими темпами индустриализации, интенсификацией труда, привлечением иностранного капитала, вы­соким доходом от экспорта промышленной продукции, поэтому их называют странами новой индустриализации.
В группу новоинду­стриальных стран входит около 20 государств, среди которых Син­гапур, Гонконг, Республика Корея, Бразилия, Мексика, Аргенти­на, Уругвай, Венесуэла, Чили.
Довольно распространенной в настоящее время является типоло­гия, учитывающая уровень и характер социально-экономического развития страны.
В этой типологии выделены три крупных типа стран:
1. Развитые (страны «большой семерки», большинство стран За­падной Европы).
2.  Развивающиеся (Аргентина, Индия, Египет и др.).
3.  Постсоциалистические и социалистические (Чехия, Украина, Китай, Куба и др.).
Удобство этой типологии заключается в том, что она учитывает специфику постсоциалистических стран, которые сочетают в себе черты двух первых типов' государств.
Поскольку эта типология ис­пользуется даже в официальных документах международных орга­низаций, некоторые страны третьего типа (республики бывшей Югославии, Вьетнам, среднеазиатские государства СНГ) на основа­нии низких доходов на душу населения заявили о желании полу­чить статус стран развивающихся.
Этот статус предоставляет им право получения льготных кредитов и иных видов помощи от меж­дународных банков и фондов.
Типология стран по Б. П. Яценко
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Почему, на ваш взгляд, до сих пор на Земле существуют ко­лонии?
2)  Какая форма правления — республиканская или монархиче­ская — наиболее эффективна?
3)  Какие цели могут преследовать государства, объединяясь в кон­федерацию? 
4) Каким государством легче управлять — унитарным или феде­ративным?
5)  Как осуществляется типология всего разнообразия стран мира?
6)  Какие принципы классификации стран мира представляются вам наиболее важными?
7)  Какая типология стран мира, по вашему мнению, является самой удобной? Самой полной?
8)  Как вы считаете, возможно ли создание единственной всеох­ватывающей типологии стран мира? Если да, то по какому призна­ку (признакам)?
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
—  по политико-территориальным признакам на Земле различа­ют суверенные государства, колонии и протектораты;
—  по форме государственного правления страны мира разделя­ются на республики (подавляющее большинство) и монархии;
—  в административно-территориальном отношении страна может быть унитарной, федеративной или конфедеративной;
—  наиболее общей и универсальной является типология стран, в которой выделяются три следующих типа государств: экономи­чески высокоразвитые, менее развитые (развивающиеся), постсо­циалистические и социалистические.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1)  Учебник, § ..........
2)  Нанести на контурную карту границы двух государств каждо­го из трех типов (по выбору).

Категория: Уроки. | Добавил: Geo (12.10.2011)
Просмотров: 4647 | Теги: Современная политическая карта мира, «колония». Классификация стран по ф, «страна» | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]