Уроки. [13] |
Практические работы. [2] |
Оценивание. [2] |
Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки. |
Тема.
Понятие о глобальных проблемах человечества: войны и мира, экологической,
сырьевой и энергетической, голода, борьбы с преступностью, терроризмом,
болезнями века. Цель: сформировать у учащихся понятие «глобальная проблема человечества»; систематизировать знания учащихся о глобальных проблемах человечества; способствовать развитию экологического мышления учащихся. Оборудование: физическая карта мира, политическая карта мира, экономическая карта мира, атласы, схемы, таблицы. Тип урока: нетрадиционный, урок-конференция. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1) Как человечество влияет на географическую среду? 2) Всегда ли человеческая деятельность способствует выживанию человека как вида? 3) Какая опасность (опасности) более всего угрожает человечеству? Планете? III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Рассказ учителя. В XX в. все отрасли общественной деятельности развивались небывалыми ранее темпами, именно поэтому и социальные перемены стали более глубокими. Крушение колониальных империй, успех национально-освободительного движения, образование независимых государств продемонстрировали органичную связь внутригосударственных и общемировых процессов, ускорили международное разделение труда, то есть формирование единого мирового хозяйства, единой мировой экономики — глобального мира. Определяющее влияние на эти процессы оказала НТР, которая изменила производительные силы таким образом, что их влияние на окружающую природу приобрело катастрофические масштабы. Так появились глобальные, то есть общепланетарные проблемы. IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Состав участников конференции: семеро докладчиков (по числу глобальных проблем), остальные учащиеся — «корреспонденты», предлагающие после докладов вопросы для обсуждения. Рассказ учителя. Глобальные проблемы касаются всего человечества в целом и каждого человека в отдельности и требуют немедленного решения. Вот далеко не полный список этих проблем: — проблема предотвращения новой мировой войны; — проблема обеспечения хозяйственной деятельности природными ресурсами; — проблема загрязнения окружающей среды; — демографическая проблема; — проблема отсталости развивающихся стран. 1-й докладчик. Глобальных проблем, с которыми человечество столкнулось в XX в., очень много. Какая же из них требует первоочередного решения? Это проблема предотвращения войны, потому что в мире, накопившем такое количество ядерного оружия и разработавшем ядерные технологии, локальный военный конфликт в любой момент может стать глобальным, всеобщим. Ограничить влияние ядерной катастрофы на окружающую среду невозможно, что доказала авария на Чернобыльской АЭС, поэтому применение ядерного оружия просто уничтожит все живое на планете, и все остальные проблемы потеряют смысл. Разрешение глобальной проблемы войны требует прекращения гонки вооружений и разоружения. Обратимся к цифрам. В начале 1990-х гг. ежегодно в мире на военные нужды расходовался 1 трлн долларов — столько же стоил весь мировой рынок услуг, в три раза больше — полный оборот мировой внешней торговли. Представьте, как изменили бы лицо нашей планеты эти средства, вложенные в решение других глобальных проблем. Корреспондент. Можно ли назвать страны мира, лидирующие по объемам военных расходов? 1-й докладчик. Почти половина мировых военных затрат приходится на два государства — США и Россию. Некоторые страны, в первую очередь участники долговременных военных конфликтов (зона Персидского залива, Северная Корея и другие), тратят на военные нужды более 10 % своего ВВП. Пять государств современного мира являются «ядерными»: США, Россия, Франция, Великобритания, Китай. Их ядерные арсеналы представляют потенциальную опасность. В конце XX в. внешнеполитическая конфронтация постепенно стала вытесняться стремлением к взаимопониманию и сотрудничеству. В 1988 г. США и СССР заключили договор о ликвидации ракет среднего радиуса действия. В 1994 г. от статуса ядерной державы первой отказалась Украина, на тот момент обладавшая третьим по мощности ядерным потенциалом в мире. Вслед за Украиной от ядерного оружия отказались Казахстан и Беларусь. Однако на планете, к сожалению, продолжают существовать так называемые «горячие точки» — районы военных конфликтов: Ближний Восток, район Персидского залива, Индокитай, Латинская Америка, Африка (Эфиопия, Судан, Сомали, Мозамбик, Руанда), Кавказ, Балканы, Северная Ирландия. Разрешение военной напряженности требует не только разоружения, но и готовности конфликтующих сторон к ведению переговоров и определенным взаимным уступкам. 2-й докладчик. Демографическая проблема — что это такое? Обратимся к определению: демография — наука о закономерностях воспроизводства населения в общественно-исторической обусловленности этого процесса. Демография, как любая наука, использует свои методы получения информации и оперирует такими разновидностями данных: — анализ населения по возрасту, родственным отношениям, физическим условиям, этническим группам, роду занятий и гражданскому положению. Этот анализ позволяет определять размер и плотность отдельного слоя населения; — изменение количества населения в результате рождения и смерти, качества населения — в результате брака; — статистика перемещений населения и результатов этих перемещений в отношении к экономическим условиям жизни; — статистика преступлений, незаконных действий, самоубийств; — уровень образования населения; — экономическая и социальная статистика, в том числе в области страхования. Если демография — настолько разносторонняя наука, какую именно глобальную проблему принято называть демографической? Численность населения Земли постоянно возрастает и уже превысила 6 млрд чел., вызвав демографическую проблему перенаселения. Началом этой проблемы стал демографический взрыв 1950—60-х гг. в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Подавляющее большинство населения современного мира проживает в развивающихся странах, причем доля этих стран в мировом населении постоянно растет. Сама по себе увеличивающаяся численность населения мира не является положительным или отрицательным фактом. Проблема заключается в том, что возрастание численности населения по темпам превышает экономическое и социальное развитие, то есть увеличивается количество безработных, бедных, неграмотных, голодающих, ухудшается качество жизни. В целом в мире наблюдается устойчивая тенденция снижения темпов естественного прироста населения, однако в отдельных странах и регионах высокие темпы роста населения привели к осложнению демографической ситуации. Разрешить проблему возможно при помощи проведения соответствующей государственной демографической политики. Индия и Китай, например, проводят демографическую политику сокращения рождаемости, повышая минимальный возраст вступления в брак, выдавая разрешение на рождение ребенка, вводя финансовые санкции. Корреспондент. Существует ли демографическая проблема в нашей стране? 2-й докладчик. Украина стоит перед проблемой «старения нации», однако в данный момент можно отметить как положительную тенденцию определенную стабилизацию: смертность перестала превышать рождаемость. Еще в 1997 г. естественный прирост был отрицательным (-7 человек на 1000 жителей), сейчас он равен 0. 3-й докладчик. Проблема обеспечения хозяйственной деятельности природными ресурсами — ровесница самой хозяйственной деятельности человека. Забота о запасах необходимых ресурсов не только на данный момент, но и на перспективу всегда была свойственна людям, однако в настоящее время потребление ресурсов достигло огромных масштабов и не прекращает возрастать. Сможет ли человечество обеспечить себя необходимыми ресурсами в самом ближайшем будущем? Этот вопрос остро стал в 1970-х гг., когда разразившийся нефтяной кризис прежде всего сказался на транспорте, а затем — и на мировой экономике в целом. Первым отреагировало автомобилестроение, предложив новые экономичные модели, изготовленные из меньшего количества дефицитных материалов (прежде всего металлов) и потребляющие меньшее количество топлива. Остальные отрасли переняли практику ресурсосбережения и минимизации, открыв широкую дорогу внедрению микротехники. Проведенные расчеты доказали, что абсолютной нехватки минеральных ресурсов на данный момент не существует и не предвидится в перспективе. Однако есть относительная ограниченность сырьевых ресурсов, которая обусловлена возможностями геологоразведки, ухудшением природно-географических условий добычи многих видов минерального сырья, сложностями его доставки из мест разработки, обычно удаленных от районов потребления, неравномерностью размещения запасов и т. д. Корреспондент. Как можно разрешить сырьевую проблему или хотя бы уменьшить ее остроту? 3-й докладчик. Пути разрешения сырьевой проблемы не только разработаны, но и достаточно активно используются развитыми странами. Речь идет о внедрении новых ресурсосберегающих технологий и технологических процессов, рационального использования ресурсов в производстве (например, питьевая вода не должна использоваться для промышленных нужд, а металлы — там, где их можно заменить пластмассами, и т. д.), использовании вторичного сырья. 4-й докладчик. Проблема отсталости развивающихся стран, на первый взгляд, не сильно затрагивает интересы государств с более высоким уровнем социально-экономического развития. Однако мы живем в эпоху глобального мира, где отделить себя от своих близких или далеких соседей просто невозможно. Каким же образом отсталость некоторых стран сказывается на всем мире? Существует несколько аспектов этой проблемы: 1. Экологический: экономическая отсталость развивающихся стран препятствует развитию экологической деятельности, тем самым нарушая всемирный экологический баланс. Так, хищническое уничтожение экваториальных лесов Африки и Латинской Америки сокращает «зеленые легкие» планеты, производство чугуна в Китае приводит к загрязнению атмосферы, гидросферы и почв и т. д. 2. Эпидемиологический: зачастую именно на территории развивающихся стран возникают очаги эпидемий, которые оттуда распространяются на территории других стран, угрожая здоровью человечества. Низкий уровень развития медицины и социальной защиты в этих странах не только не препятствует распространению инфекционных заболеваний, но зачастую способствует мутациям болезнетворных микроорганизмов, повышающим их жизнестойкость и опасность. 3. Миграционный: низкий уровень жизни и напряженная военно-политическая обстановка в развивающихся странах становятся основными причинами возрастания потока беженцев. Граждане развивающихся стран иногда практически вынуждены эмигрировать в другие страны, нарушая ограничения на въезд. Нелегальные иммигранты (например, из Грузии, Армении, Мексики, Вьетнама и т. д.) провоцируют активизацию преступной деятельности — контрабандных перевозок людей. 4. Правоохранительный: слабое развитие экономики не позволяет нормально работать правоохранительным органам развивающихся стран, в результате чего повышается уровень преступности. 5. Культурный: перенаселение, низкое качество жизни приводят к уничтожению исторических ценностей. В Индии, например, для уплаты внешнего долга были переплавлены в слитки тысячи уникальнейших произведений искусства. Широко известна «пиратская» специализация некоторых поселений в Азии: многие поколения «расхитителей гробниц» продают исторические ценности, добытые варварским способом, иностранным туристам. В итоге мы сталкиваемся с общей проблемой торможения, сдерживания общемирового поступательного развития. Корреспондент. Как мировое сообщество может смягчить проблему отсталости развивающихся стран? 4-й докладчик. Различные международные организации и фонды оказывают посильную материальную и гуманитарную помощь: основывают совместные предприятия, инвестируют капитал, развивают индустрию туризма, обучают кадры. 5-й докладчик. Четверть века назад было отмечено резкое ухудшение качества окружающей среды — загрязнение воздуха, гидросферы и почв, рост шумовых нагрузок, засорение отходами человеческой жизнедеятельности обширных территорий, обеднение видового состава растительного и животного мира. Так человечество впервые столкнулось с экологической проблемой, принявшей планетарные масштабы. Современная экологическая ситуация характеризуется чрезвычайной напряженностью, поскольку сущность экологических проблем заключается в конфликте между растущей природопреобразовательной деятельностью человека и процессами, которые регулируют динамическое равновесие в биосфере. Безусловно, само использование техники в процессе «обмена веществом и энергией» между человеком и природой ведет к нарушению баланса природных сил и ресурсов. Однако угроза экологического кризиса обрела реальность вследствие того, что индустриальное развитие цивилизации долгое время продолжалось по принципу вседозволенности: вырубалось столько леса, сколько требовало производство; из-за моды на мех, кожу или кость полностью уничтожались некоторые виды животных; для нужд мелиорации бездумно отбиралось количество воды, не восполнимое естественным путем, и т. д. Глобальность экологической проблемы требует таких же глобальных, всеобщих действий. Корреспондент. Вы можете привести примеры таких действий? 5-й докладчик. Удачным примером может служить ряд международных договоров, охраняющих Мировой океан: запрет на захоронение в его водах радиоактивных отходов, мораторий на добычу исчезающих видов китов, морских выдр — каланов и прочие соглашения. V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1) Результатом какой глобальной проблемы (проблем) является международный терроризм? 2) Как можно повысить средний уровень развития стран мира? 3) Какую роль в решении глобальных проблем человечества играют международные организации? VI. ИТОГ УРОКА Учитель отмечает удачные доклады и вопросы, анализирует возникшие в ходе «конференции» трудности, выставляет оценки. VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1) Учебник. 2) Подготовиться к уроку тематического оценивания. | |
Просмотров: 2885
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |