Приветствую Вас Гость!
Четверг, 26.12.2024, 20:54
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки.

УРОК № 12.
Тема. Понятие о глобальных проблемах человечества: войны и мира, экологической, сырьевой и энергетической, голода, борьбы с преступностью, терроризмом, болезнями века.
Цель:

сформировать у учащихся понятие «глобальная проблема че­ловечества»;
систематизировать знания учащихся о глобаль­ных проблемах человечества;
способствовать развитию эко­логического мышления учащихся.
Оборудование: физическая карта мира, политическая карта мира, экономическая карта мира, атласы, схемы, таблицы.
Тип урока: нетрадиционный, урок-конференция.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Как человечество влияет на географическую среду?
2)  Всегда ли человеческая деятельность способствует выживанию человека как вида?
3)  Какая опасность (опасности) более всего угрожает человече­ству? Планете?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя.
В XX в. все отрасли общественной деятельности развивались небывалыми ранее темпами, именно поэтому и социальные пере­мены стали более глубокими.
Крушение колониальных империй, успех национально-освободительного движения, образование не­зависимых государств продемонстрировали органичную связь внутригосударственных и общемировых процессов, ускорили меж­дународное разделение труда, то есть формирование единого ми­рового хозяйства, единой мировой экономики — глобального мира.
Определяющее влияние на эти процессы оказала НТР, которая изменила производительные силы таким образом, что их влия­ние на окружающую природу приобрело катастрофические масш­табы.
Так появились глобальные, то есть общепланетарные про­блемы.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Состав участников конференции: семеро докладчиков (по числу глобальных проблем), остальные учащиеся — «корреспонденты», предлагающие после докладов вопросы для обсуждения.
Рассказ учителя.
Глобальные проблемы касаются всего человечества в целом и каж­дого человека в отдельности и требуют немедленного решения.
Вот далеко не полный список этих проблем:
—  проблема предотвращения новой мировой войны;
—  проблема обеспечения хозяйственной деятельности природны­ми ресурсами;
—  проблема загрязнения окружающей среды;
—  демографическая проблема;
—  проблема отсталости развивающихся стран.
1-й   докладчик.
Глобальных проблем, с которыми человечество столкнулось в XX в., очень много. Какая же из них требует первоочередного решения?
Это проблема предотвращения войны, потому что в ми­ре, накопившем такое количество ядерного оружия и разработав­шем ядерные технологии, локальный военный конфликт в любой момент может стать глобальным, всеобщим. Ограничить влияние ядерной катастрофы на окружающую среду невозможно, что до­казала авария на Чернобыльской АЭС, поэтому применение ядер­ного оружия просто уничтожит все живое на планете, и все ос­тальные проблемы потеряют смысл. Разрешение глобальной проблемы войны требует прекращения гонки вооружений и разо­ружения. Обратимся к цифрам.
В начале 1990-х гг. ежегодно в мире на военные нужды расходовался 1 трлн долларов — столько же стоил весь мировой рынок услуг, в три раза больше — полный оборот мировой внешней торговли.
Представьте, как изменили бы лицо нашей планеты эти средства, вложенные в решение других гло­бальных проблем.
Корреспондент.
Можно ли назвать страны мира, лидирующие по объемам воен­ных расходов?
1-й  докладчик.
Почти половина мировых военных затрат приходится на два го­сударства — США и Россию. Некоторые страны, в первую очередь участники долговременных военных конфликтов (зона Персидско­го залива, Северная Корея и другие), тратят на военные нужды более 10 % своего ВВП.
Пять государств современного мира являются «ядерными»: США, Россия, Франция, Великобритания, Китай. Их ядерные арсеналы представляют потенциальную опасность.
В конце XX в. внешнеполитическая конфронтация постепенно стала вытесняться стремлением к взаимопониманию и сотруд­ничеству. В 1988 г. США и СССР заключили договор о ликви­дации ракет среднего радиуса действия. В 1994 г. от статуса ядерной державы первой отказалась Украина, на тот момент об­ладавшая третьим по мощности  ядерным потенциалом в  мире. Вслед за Украиной от ядерного оружия отказались Казахстан и Беларусь.
Однако на планете, к сожалению, продолжают существовать так называемые «горячие точки» — районы военных конфликтов: Ближ­ний Восток, район Персидского залива, Индокитай, Латинская Америка, Африка (Эфиопия, Судан, Сомали, Мозамбик, Руанда), Кавказ, Балканы, Северная Ирландия.
Разрешение военной напряженности требует не только разору­жения, но и готовности конфликтующих сторон к ведению перего­воров и определенным взаимным уступкам.
2-й  докладчик.
Демографическая проблема — что это такое?
Обратимся к оп­ределению: демография — наука о закономерностях воспроизвод­ства населения в общественно-исторической обусловленности это­го процесса.
Демография, как любая наука, использует свои методы получения информации и оперирует такими разновидностями данных:
 —  анализ населения по возрасту, родственным отношениям, фи­зическим условиям, этническим группам, роду занятий и граждан­скому положению. Этот анализ позволяет определять размер и плот­ность отдельного слоя населения;
—  изменение количества населения в результате рождения и смер­ти, качества населения — в результате брака;
—  статистика перемещений населения и результатов этих пере­мещений в отношении к экономическим условиям жизни;
—  статистика преступлений, незаконных действий, самоубийств;
—  уровень образования населения;
—  экономическая и социальная статистика, в том числе в облас­ти страхования.
Если демография — настолько разносторонняя наука, какую именно глобальную проблему принято называть демографиче­ской?
Численность населения Земли постоянно возрастает и уже пре­высила 6 млрд чел., вызвав демографическую проблему перена­селения.
Началом этой проблемы стал демографический взрыв 1950—60-х гг. в странах Азии, Африки и Латинской Америки. По­давляющее большинство населения современного мира проживает в развивающихся странах, причем доля этих стран в мировом насе­лении постоянно растет.
Сама по себе увеличивающаяся численность населения мира не является положительным или отрицательным фактом.
Проблема заключается в том, что возрастание численности населения по тем­пам превышает экономическое и социальное развитие, то есть уве­личивается количество безработных, бедных, неграмотных, голода­ющих, ухудшается качество жизни.
В целом в мире наблюдается устойчивая тенденция снижения темпов естественного прироста населения, однако в отдельных стра­нах и регионах высокие темпы роста населения привели к осложне­нию демографической ситуации. Разрешить проблему возможно при помощи проведения соответствующей государственной демографи­ческой политики. Индия и Китай, например, проводят демографи­ческую политику сокращения рождаемости, повышая минималь­ный возраст вступления в брак, выдавая разрешение на рождение ребенка, вводя финансовые санкции.
Корреспондент.
Существует ли демографическая проблема в нашей стране?
2-й  докладчик.
Украина стоит перед проблемой «старения нации», однако в дан­ный момент можно отметить как положительную тенденцию опре­деленную стабилизацию: смертность перестала превышать рождае­мость.
Еще в 1997 г. естественный прирост был отрицательным (-7 человек на 1000 жителей), сейчас он равен 0.
3-й  докладчик.
Проблема обеспечения хозяйственной деятельности природными ресурсами — ровесница самой хозяйственной деятельности челове­ка.
Забота о запасах необходимых ресурсов не только на данный момент, но и на перспективу всегда была свойственна людям, одна­ко в настоящее время потребление ресурсов достигло огромных мас­штабов и не прекращает возрастать. Сможет ли человечество обеспечить себя необходимыми ресурса­ми в самом ближайшем будущем?
Этот вопрос остро стал в 1970-х гг., когда разразившийся нефтяной кризис прежде всего сказался на транспорте, а затем — и на мировой экономике в целом. Первым отреагировало автомобилестроение, предложив новые экономичные модели, изготовленные из меньшего количества дефицитных ма­териалов (прежде всего металлов) и потребляющие меньшее коли­чество топлива.
Остальные отрасли переняли практику ресурсо­сбережения и минимизации, открыв широкую дорогу внедрению микротехники. Проведенные расчеты доказали, что абсолютной нехватки мине­ральных ресурсов на данный момент не существует и не предвидит­ся в перспективе.
Однако есть относительная ограниченность сырь­евых ресурсов, которая обусловлена возможностями геологоразведки, ухудшением природно-географических условий добычи многих ви­дов минерального сырья, сложностями его доставки из мест разра­ботки, обычно удаленных от районов потребления, неравномерно­стью размещения запасов и т. д.
Корреспондент.
Как можно разрешить сырьевую проблему или хотя бы умень­шить ее остроту?
3-й   докладчик.
Пути разрешения сырьевой проблемы не только разработаны, но и достаточно активно используются развитыми странами.
Речь идет о внедрении новых ресурсосберегающих технологий и технологи­ческих процессов, рационального использования ресурсов в произ­водстве (например, питьевая вода не должна использоваться для промышленных нужд, а металлы — там, где их можно заменить пластмассами, и т. д.), использовании вторичного сырья.
4-й   докладчик.
Проблема отсталости развивающихся стран, на первый взгляд, не сильно затрагивает интересы государств с более высоким уров­нем социально-экономического развития.
Однако мы живем в эпо­ху глобального мира, где отделить себя от своих близких или дале­ких соседей просто невозможно.
Каким же образом отсталость некоторых стран сказывается на всем мире?
Существует несколько аспектов этой проблемы:
1.   Экологический: экономическая отсталость развивающихся стран препятствует развитию экологической деятельности, тем самым нарушая всемирный экологический баланс.
Так, хищни­ческое уничтожение экваториальных лесов Африки и Латинской Америки сокращает «зеленые легкие» планеты, производство чугуна в Китае приводит к загрязнению атмосферы, гидросферы и почв и т. д.
2.  Эпидемиологический: зачастую именно на территории разви­вающихся стран возникают очаги эпидемий, которые оттуда рас­пространяются на территории других стран, угрожая здоровью че­ловечества.
Низкий уровень развития медицины и социальной защиты в этих странах не только не препятствует распространению инфекционных заболеваний, но зачастую способствует мутациям болезнетворных микроорганизмов, повышающим их жизнестойкость и опасность.
3. Миграционный: низкий уровень жизни и напряженная военно-политическая обстановка в развивающихся странах становятся ос­новными причинами возрастания потока беженцев.
Граждане раз­вивающихся стран иногда практически вынуждены эмигрировать в другие страны, нарушая ограничения на въезд. Нелегальные им­мигранты (например, из Грузии, Армении, Мексики, Вьетнама и т. д.) провоцируют активизацию преступной деятельности — конт­рабандных перевозок людей.
4.  Правоохранительный: слабое развитие экономики не позво­ляет нормально работать правоохранительным органам разви­вающихся стран, в результате чего повышается уровень преступ­ности.
5.  Культурный: перенаселение, низкое качество жизни приво­дят к уничтожению исторических ценностей. В Индии, например, для уплаты внешнего долга были переплавлены в слитки тысячи уникальнейших произведений искусства.
Широко известна «пират­ская» специализация некоторых поселений в Азии: многие поколе­ния «расхитителей гробниц» продают исторические ценности, до­бытые варварским способом, иностранным туристам.
В итоге мы сталкиваемся с общей проблемой торможения, сдер­живания общемирового поступательного развития.
Корреспондент.
Как мировое сообщество может смягчить проблему отсталости развивающихся стран?
4-й   докладчик.
Различные международные организации и фонды оказывают по­сильную материальную и гуманитарную помощь: основывают со­вместные предприятия, инвестируют капитал, развивают индуст­рию туризма, обучают кадры.
5-й   докладчик.
Четверть века назад было отмечено резкое ухудшение качества окружающей среды — загрязнение воздуха, гидросферы и почв, рост шумовых нагрузок, засорение отходами человеческой жизне­деятельности обширных территорий, обеднение видового состава растительного и животного мира.
Так человечество впервые столк­нулось с экологической проблемой, принявшей планетарные масш­табы.
Современная экологическая ситуация характеризуется чрезвы­чайной напряженностью, поскольку сущность экологических проблем заключается в конфликте между растущей природопреобразовательной деятельностью человека и процессами, которые регу­лируют динамическое равновесие в биосфере. Безусловно, само использование техники в процессе «обмена веществом и энергией» между человеком и природой ведет к на­рушению баланса природных сил и ресурсов.
Однако угроза эко­логического кризиса обрела реальность вследствие того, что инду­стриальное развитие цивилизации долгое время продолжалось по принципу вседозволенности: вырубалось столько леса, сколько требовало производство; из-за моды на мех, кожу или кость пол­ностью уничтожались некоторые виды животных; для нужд мели­орации бездумно отбиралось количество воды, не восполнимое естественным путем, и т. д.
Глобальность экологической пробле­мы требует таких же глобальных, всеобщих действий.
Корреспондент.
Вы можете привести примеры таких действий?
5-й   докладчик.
Удачным примером может служить ряд международных догово­ров, охраняющих Мировой океан: запрет на захоронение в его во­дах радиоактивных отходов, мораторий на добычу исчезающих ви­дов китов, морских выдр — каланов и прочие соглашения.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Результатом какой глобальной проблемы (проблем) является международный терроризм?
2)  Как можно повысить средний уровень развития стран мира?
3)  Какую роль в решении глобальных проблем человечества иг­рают международные организации?
VI. ИТОГ УРОКА
Учитель отмечает удачные доклады и вопросы, анализирует воз­никшие в ходе «конференции» трудности, выставляет оценки.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1)  Учебник.
2)  Подготовиться к уроку тематического оценивания.
Категория: Уроки. | Добавил: Geo (12.10.2011)
Просмотров: 2885 | Теги: Понятие о глобальных проблемах чело | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]