Уроки. [13] |
Практические работы. [2] |
Оценивание. [2] |
Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки. |
Тема.
Предмет социально-экономической географии мира. Историко-географические
регионы.
Цель: сформировать у учащихся систему знаний о предмете социально-экономической географии мира; сформулировать задачи курса; систематизировать представления учащихся о целях и принципах выделения историко-географических регионов мира. Оборудование: политическая карта мира, атласы. Тип урока: урок изучения нового материала. Ход урока I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1) Что является предметом современной физической географии? 2) Какие методы исследования использует современная географическая наука? 3) Как взаимодействуют природа и общество? Приведите примеры. III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Рассказ учителя. Современная география представляет собой сложную систему взаимосвязанных и взаимодействующих наук, которые, в зависимости от предмета изучения, входят в состав одной из двух крупных групп — физико-географическую или экономико-географическую. К последней группе относится наука, курс которой вы будете изучать на протяжении этого учебного года. Экономическая и социальная география мира — это наука, изучающая территориальную организацию общественного производства, условия и особенности его размещения в раз-личных странах и регионах. Сегодня мы обратимся к задачам этого курса и тем объектам, которые в нем изучаются. IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Рассказ учителя. Любая наука определяется прежде всего двумя понятиями — объектом и предметом исследования. Эти понятия не только важны, но и крайне сложны, поэтому вначале разберемся в их содержании. Объект науки — это родовое понятие, поэтому в его состав входят объект предельный (широкий), конкретные и специфические объекты. Многие науки имеют общий широкий объект изучения — Землю. Вопрос. Какие науки изучают Землю? Рассказ учителя. Все эти науки отличаются друг от друга конкретным объектом исследования. Так, конкретный объект геологии — внутреннее строение Земли, физической географии — географическая оболочка Земли и т. д. Объект экономической и социальной географии в самом широком современном понимании — это географическая среда, то есть освоенная и вовлеченная в жизнь человеческого общества часть географической оболочки Земли, где общество взаимодействует с природой. А конкретные объекты социальной и экономической географии мира — это хозяйство, его отрасли, развивающиеся в конкретных социально-экономических условиях географической среды, население и природные ресурсы. При этом хозяйство и его отраслевая структура являются объектом изучения и многих других наук, например экономических. Вопрос. Какие экономические науки изучают хозяйство и его отраслевую структуру? Рассказ учителя. То же самое относится и к другим объектам социальной и экономической географии. Так, население является объектом изучения демографии, этнографии и др. Природные условия и природные ресурсы изучает также физическая география. Поэтому большую роль играет предмет исследования. Предмет науки отличается от ее объекта теми четко ограниченными сторо-нами, которые в данное время изучаются определенной научной теорией с обязательным учетом угла зрения рассмотрения этого объекта. Так, все географические науки объединяет общий угол зрения — выявление территориальных и пространственно-временных связей между элементами конкретных объектов. Итак, даже при общем объекте науки различаются предметом исследования. Вы уже знаете, что объекты изучения данного курса — природа, люди, хозяйство — сложны, многообразны, неповторимы и пребывают в состоянии постоянного взаимодействия, то есть все время изменяются. Большинство событий и явлений нашего быстро меняющегося мира просто невозможно зафиксировать на страницах, например, школьного учебника. Поэтому вам помогут другие источники — средства массовой информации: газеты и журналы, радио и телевидение, электронные носители информации, интернет и пр. Они помогут вам приблизить далекое и узнать о нем подробно, поскольку в современном глобальном мире ничто не может существовать обособленно. Поскольку в современном мире существует более 200 государств, каждое из которых индивидуально и неповторимо, для удобства изучения по ряду объединяющих признаков (уровень экономического развития, особенности ЭГП и ПГП, природные условия и ресурсы) выделяют историко-географические регионы. Самыми крупными историко-географическими регионами являются материки. Задание. Перечислите крупнейшие историко-географические регионы мира. Рассказ учителя. Историко-географические регионы отличаются степенью внутреннего единства. Так, регион Западная Европа является наиболее целостным в политическом, культурном, экономическом, хозяйственном отношении регионом, тогда как в Африке ЮАР намного превосходит остальные страны региона по всем показателям развития. От чего зависит степень внутреннего единства регионов? Можно выделить несколько факторов: 1) история развития региона (освоение и заселение земель, пр.); 2) этнические процессы; 3) хозяйственные связи региона; 4) транспорт; 5) природные условия (рельеф, климат, почвы и т. д.). Важным признаком единства региона является наличие внутреннего рынка: его отсутствие свидетельствует о разобщенности входящих в состав региона стран. Многие историко-географические регионы отличаются сложной внутренней структурой, то есть в их пределах выделяют более мелкие единицы — субрегионы. Так, в пределах Азии выделяют следующие субрегионы: Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Юго-Западная Азия, Южная Азия, Северная Азия, Восточная Азия, каждый из которых отличается общностью определенного набора признаков. Подробнее с субрегионами мы познакомимся при изучении региональной географии. V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Беседа по вопросам. 1) Каков объект социальной и экономической географии мира? Предмет? 2) Какие источники знаний использует социальная и экономическая география? 3) На какие историко-географические регионы разделена территория планеты? 4) По каким признакам выделяются историко-географические регионы мира? VI. ИТОГ УРОКА Заключительное слово учителя: — курс социальной и экономической географии мира, посвященный особенностям мирового и регионального хозяйства планеты, ее населению и природным ресурсам, дает видение целостного современного мира; — на территории планеты выделяются следующие историко-географические регионы: Европа, Азия, Африка, Австралия, Океания, Англо-Америка, Латинская Америка; — историко-географические регионы мира выделяются по следующим признакам: история развития (освоение и заселение земель, пр.), этнические процессы, хозяйственные связи, транспорт; природные условия (рельеф, климат, почвы и т. д.). VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Учебник, §............. | |
Просмотров: 9324
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |