Приветствую Вас Гость!
Среда, 11.12.2024, 05:45
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки.

УРОК № 1.
Тема. Предмет социально-экономической географии мира. Историко-географические регионы.
Цель:

сформировать у учащихся систему знаний о предмете со­циально-экономической географии мира;
сформулировать задачи курса;
систематизировать представления учащихся о целях и принципах выделения историко-географических регионов мира.
Оборудование: политическая карта мира, атласы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Что является предметом современной физической географии?
2)  Какие методы исследования использует современная геогра­фическая наука?
3) Как взаимодействуют природа и общество? Приведите примеры.
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя.
Современная география представляет собой сложную систему взаи­мосвязанных и взаимодействующих наук, которые, в зависимости от предмета изучения, входят в состав одной из двух крупных групп — физико-географическую или экономико-географическую.
К последней группе относится наука, курс которой вы будете изучать на протяже­нии этого учебного года. Экономическая и социальная география мира — это наука, изучающая территориальную организацию обще­ственного производства, условия и особенности его размещения в раз-личных странах и регионах.
Сегодня мы обратимся к задачам этого курса и тем объектам, которые в нем изучаются.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя.
Любая наука определяется прежде всего двумя понятиями — объек­том и предметом исследования. Эти понятия не только важны, но и крайне сложны, поэтому вначале разберемся в их содержании.
 Объект науки — это родовое понятие, поэтому в его состав вхо­дят объект предельный (широкий), конкретные и специфические объекты. Многие науки имеют общий широкий объект изучения — Землю.
Вопрос.
Какие науки изучают Землю?
Рассказ учителя.
Все эти науки отличаются друг от друга конкретным объектом исследования. Так, конкретный объект геологии — внутреннее стро­ение Земли, физической географии — географическая оболочка Зем­ли и т. д.
Объект экономической и социальной географии в самом широ­ком современном понимании — это географическая среда, то есть освоенная и вовлеченная в жизнь человеческого общества часть гео­графической оболочки Земли, где общество взаимодействует с при­родой. А конкретные объекты социальной и экономической гео­графии мира — это хозяйство, его отрасли, развивающиеся в конкретных социально-экономических условиях географической среды, население и природные ресурсы. При этом хозяйство и его отраслевая структура являются объек­том изучения и многих других наук, например экономических.
Вопрос.
Какие экономические науки изучают хозяйство и его отраслевую структуру?
Рассказ учителя.
То же самое относится и к другим объектам социальной и эконо­мической географии. Так, население является объектом изучения демографии, этнографии и др.
Природные условия и природные ресурсы изучает также физическая география. Поэтому большую роль играет предмет исследования.
Предмет науки отличается от ее объекта теми четко ограниченными сторо-нами, которые в данное время изучаются определенной научной теорией с обязательным учетом угла зрения рассмотрения этого объекта. Так, все географические науки объединяет общий угол зрения — выявление территориальных и пространственно-времен­ных связей между элементами конкретных объектов.
Итак, даже при общем объекте науки различаются предметом исследования.
Вы уже знаете, что объекты изучения данного курса — природа, люди, хозяйство — сложны, многообразны, неповторимы и пребы­вают в состоянии постоянного взаимодействия, то есть все время изменяются.
Большинство событий и явлений нашего быстро меняющегося мира просто невозможно зафиксировать на страницах, например, школьного учебника. Поэтому вам помогут другие источники — средства массовой информации: газеты и журналы, радио и телеви­дение, электронные носители информации, интернет и пр. Они по­могут вам приблизить далекое и узнать о нем подробно, поскольку в современном глобальном мире ничто не может существовать обо­собленно. Поскольку в современном мире существует более 200 государств, каждое из которых индивидуально и неповторимо, для удобства изучения по ряду объединяющих признаков (уровень экономиче­ского развития, особенности ЭГП и ПГП, природные условия и ре­сурсы) выделяют историко-географические регионы. Самыми круп­ными историко-географическими регионами являются материки. Задание.
Перечислите крупнейшие историко-географические регионы мира.
Рассказ учителя.
Историко-географические регионы отличаются степенью внутрен­него единства. Так, регион Западная Европа является наиболее це­лостным в политическом, культурном, экономическом, хозяйствен­ном отношении регионом, тогда как в Африке ЮАР намного превосходит остальные страны региона по всем показателям разви­тия.
От чего зависит степень внутреннего единства регионов?
Мож­но выделить несколько факторов:
1)  история развития региона (освоение и заселение земель, пр.);
2)  этнические процессы;
3)  хозяйственные связи региона;
4)  транспорт;
5)  природные условия (рельеф, климат, почвы и т. д.).
Важным признаком единства региона является наличие внут­реннего рынка: его отсутствие свидетельствует о разобщенности входящих в состав региона стран. Многие историко-географические регионы отличаются сложной внутренней структурой, то есть в их пределах выделяют более мел­кие единицы — субрегионы. Так, в пределах Азии выделяют следу­ющие субрегионы: Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Юго-Западная Азия, Южная Азия, Северная Азия, Восточная Азия, каждый из которых отличается общностью определенного набора признаков.
Подробнее с субрегионами мы познакомимся при изуче­нии региональной географии.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Каков объект социальной и экономической географии мира? Предмет?
2)  Какие источники знаний использует социальная и экономи­ческая география?
3)  На какие историко-географические регионы разделена терри­тория планеты?
4)  По каким признакам выделяются историко-географические регионы мира?
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
—  курс социальной и экономической географии мира, посвящен­ный особенностям мирового и регионального хозяйства планеты, ее населению и природным ресурсам, дает видение целостного совре­менного мира;
—  на территории планеты выделяются следующие историко-географические регионы: Европа, Азия, Африка, Австралия, Океа­ния, Англо-Америка, Латинская Америка;
—  историко-географические регионы мира выделяются по сле­дующим признакам: история развития (освоение и заселение зе­мель, пр.), этнические процессы, хозяйственные связи, транспорт; природные условия (рельеф, климат, почвы и т. д.).
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, §.............
Категория: Уроки. | Добавил: Geo (12.10.2011)
Просмотров: 9324 | Теги: Предмет социально-экономической гео, Историко-географические регионы | Рейтинг: 4.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]