Главная » Файлы » Педагогический опыт » Классному руководителю. |
09.07.2011, 10:11 | |
Классный руководитель имеет право: · регулярно получать, изучать и систематизировать информацию о физическом и психическом здоровье учащихся; · контролировать посещаемость и успеваемость каждого ученика; · координировать работу учителей-предметников своего класса, организуя консультации и «малые» педагогические советы; · выносить на рассмотрение администрации, методического совета, методического объединения классных руководителей или совета школы согласованные с классом мнения и предложения; · приглашать родителей (лиц, их заменяющих) учащихся в школу; · по согласованию с администрацией обращаться на предприятия, где работают родители школьников (лица, их заменяющие), организуя решение вопросов, связанных с обучением и воспитанием школьников; · вести опытно-экспериментальную работу по различным проблемам методической и воспитательной деятельности; · определить программы индивидуальной работы со школьниками; · вовлекать в воспитательную деятельность специалистов различных областей наук и искусства; · контактировать с организациями, занимающимися социальными проблемами семьи и детей; · участвовать в работе школьных управленческих структур: педагогического, административного и научно-методического совета; · создавать собственные воспитательные системы и программы, применять новые методы, формы и приемы воспитания, не нарушающие права ребенка; · отказываться от поручений, не входящих в круг его обязанностей; · на доплату за дополнительную работу, а также премии за добросовестное выполнение своих обязанностей и высокие показатели воспитательной работы; · защищать собственную честь и достоинство в любых органах управления в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе. Классный руководитель обязан: · организовывать учебно-воспитательный процесс в своем классе; · вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность школьного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами; · изучать условия жизни учащихся; · фиксировать психические и педагогические отклонения в развитии учащегося, оповещать об этом родителей (лиц, их заменяющих), администрацию школы и находить активные способы педагогической коррекции; · оказывать помощь школьнику в решении его проблем; · вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы, и классный журнал; · проверять дневники учащихся; · работать в контакте с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей; · содействовать правовой и социальной защите интересов и прав школьников; · оказывать помощь учащимся в выборе форм дополнительного образования; · постоянно повышать свой профессиональный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания. Классный руководитель на родительском собрании Классный руководитель — профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту — школьные психологи. Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы — психолого-педагогические (а какими еще они могут быть!). Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей. Почему возникает сопротивление? Какие роли реализует классный руководитель во время родительского собрания? Естественно, что ответ на этот вопрос зависит от целей собрания. С уверенностью можно говорить, что практически всегда перед собранием стоит информационная задача, а следовательно, педагог выступает в роли информатора. Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд. Учить и информировать — задачи совершенно разные, и предполагают они применение разных методов. Достаточно часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им было бы удобно ее воспринять, он начинает воздействовать с помощью информации. То есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей нравится. В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление слушателей. В психологической литературе, посвященной работе тренера — ведущего тренинговой группы, накоплен богатый и очень полезный материал, касающийся реализации ролей информатора и коммуникатора. Педагог в роли фасилитатора То же самое можно сказать еще об одной роли педагога — ведущего родительское собрание. Это роль фасилитатора. В самом примитивном толковании, фасилитатор — это человек, облегчающий общение двух и более людей, контролирующий ход встречи для того, чтобы участники смогли сконцентрироваться на обсуждении содержания и решении задач дискуссии. Педагог-фасилитатор на родительском собрании организует общение родителей и способствует тому, чтобы дискуссия была продуктивной и вела к решению поставленных вопросов. В качестве фасилитатора педагог не вносит в групповой процесс собственного содержания, а лишь обеспечивает развитие того содержания, которое задают сами участники. Еще недавно для педагога подобная роль, да еще в отношении родителей, была экзотической. Сейчас потребность в ней возникает все чаще, так как родители претендуют (и не без оснований) на то, чтобы активно влиять на образовательную среду той школы, в которой учатся, живут, развиваются их дети. Психолог может помочь педагогам освоить роли информатора и фасилитатора. Идеальный вариант — провести небольшой тренинг данных ролевых позиций для классных руководителей. Но если это невозможно, будет полезным передать в распоряжение классного руководителя ряд рекомендаций по ведению родительского собрания. Чтобы вас услышали Главная задача любого информатора — сделать так, чтобы его услышали. То есть в принципе послушали и услышали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направлено большинство используемых приемов. Начало разговора Главное требование — начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов. Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения. Правильно представьтесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей. Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей. Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте... Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...». Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги. Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми и т.п. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их. Изложение информации Мне кажется, следующая цитата из одного пособия для тренеров исчерпывающим образом характеризует наиболее эффективный подход к информированию: «Расскажите им (то есть слушателям) о том, о чем вы собираетесь рассказать. Рассказывайте им об этом. Расскажите им, о чем вы им рассказали». Прочитайте эту фразу несколько раз, вникните в нее и следуйте ей практически. Это существенно повысит эффективность вашей деятельности. Плюс несколько советов по самопрезентации в момент изложения информации. Как и где стоять во время своего монолога? Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть — в общем кругу или сбоку от собственного стола. Ни в коем случает не за столом! Это такое коварное место — учительский стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они — бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы. Если класс большой, придется стоять. Опять-таки — рядом со столом, время от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет управлять вниманием слушателей. Если вы говорите очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам стульев. При подведении итогов, давая слушателям нечто обдумать и осмыслить, отойдите к доске. Соотносите голос с размерами сообщения. Вообще, вам пригодятся многие навыки риторики, которые вы применяете на уроке: повторение последних слов, модулирование акцентов при помощи голоса и т.д. Следите за паузами: они должны быть. Помните, что вы имеете дело не с гиперактивными детишками, которых страшно на две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они умеют думать. А думается лучше всего в паузах. Следите за невербальной информацией, которую вы вольно и невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции — от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам. Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее. Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах. И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко. После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к ее обсуждению и принятию определенных решений. А это уже совсем другая история... Организация обсуждения проблемы в родительской группе требует от педагога иных навыков — фасилитации. Они внутренне приняты психологами, но пока с трудом приживаются в педагогической среде. Но за ними — будущее, и, кстати, не только в отношениях педагога с родителями, но и с самими учащимися. О педагоге как фасилитаторе в общении с родительской группой мы поговорим в следующий раз. | |
Просмотров: 21349 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.8/4 |
Всего комментариев: 0 | |