Приветствую Вас Гость!
Воскресенье, 22.12.2024, 16:54
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог файлов

Главная » Файлы » Педагогический опыт » К уроку географии.

Изучаем Южную Америку
03.02.2012, 17:09
Тема урока. Внутренние воды Южной Америки.
Цель урока: 
- образовательная: сформировать представления об особенностях
внутренних вод материка Южная Америка, изучить крупнейшие речные системы и озёра материка и их особенности, определить зависимость речной сети от климата и рельефа;
- развивающая: развивать внимание, географическое мышление, умение анализировать, сравнивать, аргументированно излагать учебный материал, делать выводы; навыки работы с атласом и контурной картой;
- воспитательная: воспитание бережного и внимательного отношения к природным ресурсам Земли, любознательности, чувства ответственности, толерантности, взаимопонимания, работая по принципу доверия, относительно мягкого контроля.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: частично-поисковый, словесный, картографический, игровой.
Оборудование: физическая и климатическая карты Южной Америки, атласы, контурные карты, авторская презентация .
Ход урока.
І. Организация класса (1 мин)
- Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать после выходных, рада, что вы все живы и здоровы. Надеюсь, что вы хорошо отдохнули и запаслись любознательностью, наблюдательностью, внимательностью, терпением, настойчивостью, а главное – у вас есть большое желание получить новые знания, расширить свой кругозор и стать образованными людьми и я вам в этом очень хочу помочь. Ну, что «грызём гранит науки» вместе?
ІІ. Актуализация опорних знаний (10 мин)
1. Беседа (3 мин)
- Сегодня на уроке мы продолжим наше удивительное путешествие по материкам. Но прежде, чем мы в него отправимся, нам необходимо выяснить, как мы к нему готовы и проверить наши опорные знания. Итак,
- Природу какого материка мы с вами изучаем?
- А природу каких уже изучили?
- По какому типовому плану мы знакомимся с материками?
- Какие последние сведения о материке Южная Америка вы узнали?
- Сегодня эти знания вам очень пригодятся на уроке, поэтому давайте проверим их более детально.
2. Проверка домашнего задания(7 мин)
Географический диктант по теме "Климат”, (см. приложение №1)
Взаимопроверка.
Итог.
ІІІ. Изучение нового материала (30 мин) 1. Вступительное слово учителя (1 мин)
- Ребята, мы выяснили, насколько хорошо подготовлены для нашего дальнейшего путешествия по Южной Америке. Этот материк удивляет не только своим климатом, но и внутренними водными ресурсами. Воды суши этого материка удивительны и неповторимы, среди них много рекордсменов, с которыми мы сегодня на уроке и познакомимся.
Тема урока: «Внутренние воды Южной Америки» (на слайде – записываем в тетрадь)
2. Беседа (5 мин)
- Давайте вспомним, что мы относим к внутренним водам материка?
- Какие из них есть на материке Южная Америка?
- Пользуясь атласом, назовите крупные реки и озёра, покажите их на карте.
- Куда несут свои воды реки?
- А где находится скопление ледников?
- Назовите, где сосредоточены подземные воды?
- Давайте вспомним гидрологические термины.
3. Тест на установление соответствия (см. приложение №2) (5 мин)
4. Беседа (5 мин)
- Внутренние воды зависят от многих компонентов природы и, являясь частью природного комплекса, сами влияют на них.
- От каких компонентов природы, по-вашему, больше всего зависят внутренние воды?
- Как влияют на направление и характер течения рек особенности рельефа?
(В связи с рельефом реки могут быть порожистыми и иметь водопады. На равнинных низменностях течение рек более спокойное)
- Какое влияние оказывает климат на режим рек?
(Распределение осадков на материке во многом определяет густоту речной сети, полноводность и режим рек)
- Какое питание характерно для рек Южной Америки?
(Питание у большинства рек - дождевое. Лишь некоторые реки получают воду за счет таяния снега и льда в горах.)
- Южная Америка – самый водообильный материк на Земле. Здесь протекают крупнейшие не только для материка, но и для всей Земли реки: Амазонка, Парана, Ориноко, образующие огромные речные системы.
Все крупные реки Южной Америки несут свои воды в Атлантический океан. И лишь на западных склонах Анд начинаются реки, впадающие в Тихий океан. Территории внутреннего стока занимают на материке небольшую площадь (около 6%, что в 10 раз меньше, чем в Австралии).
5. Работа в группах (15 мин)
- Класс делится на 5 группы (по рядам), каждая из которых отправляется в плавание по указанной реке или озеру. За время путешествия вам необходимо составить характеристику речных систем и озёр по плану в таблице. Каждый ученик получает карточку с заданием (заполнить таблицы).
(см. приложение №3)
Примечание. Перед началом работы перед учащимися с помощью презентации визуализируются "Правила работы в группе”:
1. Когда один говорит, остальные слушают.
2. Каждый имеет право высказаться.
3. Комментарии, в том числе и не словесные, не допускаются.
- При выполнении задания вы можете использовать карты атласа и текст §30.
Отчет группы.
- Представьте, что вы – студенты географического факультета, слушаете лекцию по теме «Реки и озёра Южной Америки». Внимательно слушайте выступления товарищей. Сведения, полученные во время лекции, фиксируйте в таблице.
Организация: каждой группе предлагается выступить. Отчет о работе группы должен быть кратким и содержать информацию только по полученному заданию. Каждой группе дается не более 3 минут на выступление. Во время прослушивания остальные учащиеся наносят географические объекты (реки, их притоки и озёра) на контурные карты, а также заполняют таблицы (см. приложение №3)
6. Рассказ учителя о водопадах (фрагмент фильма, презентация)
ІV. Обобщение и закрепление материала (2 мин)
Подведение итогов.
Прочитать ещё раз цели урока.
Достигли ли вы заданных целей?
- К бассейну, какого океана относится все крупные реки Южной Америки и почему?
- С чем связано половодье на большинстве рек Южной Америки?
- Какой характер течения у большинства рек этого материка и по какой причине?
- Почему этот материк имеет самые многоводные реки Земли? Что этому способствует?
- *Реки Ориноко и Сан-Франсиску протекают в субэкваториальном климатическом поясе, но одна из них разливается в январе, а другая – в июле. Объясните причину таких различий.
- Какой водопад Южной Америки является самым высоким в мире? Его высота?
- Самое большое озеро этого материка?
- Какое озеро является самым большим в мире из высокогорных озер? Формулирование выводов:
- Вернемся вновь к нашей совместной работе и попробуем вместе сделать
выводы:
1.Ю.Америка – самый обводненный материк Земли.
2.Здесь протекают самые полноводные реки Земли.
3.Большинство крупных рек Ю.Америки относятся к бассейну Атлантического океана. 4.Питание рек преимущественно дождевое.
5.Анды – главный водораздел рек Ю.Америки.
6.В Ю.Америке мало крупных озер.
7.В Ю.Америке находятся знаменитые водопады.
8. В ю.Америке незначительное скопление ледников в Андах, уве
V. Домашнее задание (1 мин)
Прочитать § 30, отметить на контурной карте реки, озера и водопады; творческое задание – составить кроссворд или стихотворение на тему «Внутренние воды Южной Америки»
VІ. Рефлексия (1 мин)
Оцените свою работу на уроке («да», «нет»)
1.Доволен ли ты тем, как прошел урок? _________
2.Было ли тебе интересно на уроке? ______________
3.Сумел ли ты приобрести новые умения? ___________
4.Ты был активен на уроке? _____________
5.Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? ___________
6.Ты сумел показать и применить свои знания? ___________
Приложение №1
Географический диктант
Тема. Климат
1. Материк, с климатом которого Южная Америка имеет много общего.
2. Какой новый климатический пояс появляется в Южной Америке по сравнению с Африкой и Австралией?
3. Обширные сухие территории, отсутствующие, в Южной Америке, по сравнению с Африкой.
4. Формы рельефа в Южной Америке, где хорошо выражена высотная климатическая поясность.
5. Характер распределения осадков на материке.
6. Причины, создающие благоприятные условия для круглогодичной вегетации растений, возделывания тропических культур, сбора нескольких урожаев в год.
7. Пояс, где климат формируется под влиянием юго-восточных пассатов, которые приносят много влаги с Атлантического океана на наветренные склоны Бразильского плоскогорья, формируя жаркую и влажную погоду.
8. Течение, холодные глубинные воды которого оказывают влияние на климат побережья Тихого океана и западные склоны Анд, способствуя образованию туманов, из которых на побережье оседает морось – единственный источник влаги.
9. Пустыня в Южной Америке, где годами не выпадает ни капли дождя, считается одним из самых засушливых мест в мире.
10. Пояс, где климат летом формируется под влиянием тропических воздушных масс, создавая жаркую сухую погоду с редкими ливнями, а зимой западные ветры приносят с океана умеренный воздух и обильные осадки с преобладанием пасмурной, теплой, дождливой погоды.
11. Горы Южной Америки, где климат изменяется при подъеме от подножий к вершинам и при продвижении с севера на юг.
12. Особенности климата на центральных плоскогорьях Анд.
Ответы:
1. Неравномерное 12
2. Перуанское 11
3. Африка 10
4. Тропический пояс 9
5. Умеренный 8
6. Пустыни 7
7. Горы 6
8. Анды 5
9. Обилие тепла и влаги 4
10. Субтропический 3 3
11. Суровый и сухой 2
12. Атакама 1

Ключ для проверки
В-І 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.
3, 5, 6, 7, 1, 9, 4, 2, 12, 10, 8, 11.

В-ІІ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12.
10, 8, 7, 6, 12, 4, 9, 11, 1, 3, 5, 2.

Приложение №2
Тест.
Тема. Гидрологические термины.
Установить соотвествие.
1. Место, где начинается река . А
2. Место впадения реки в море, озеро или другую реку. Ж
3. Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно. К
4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов. И
5. Территория, с которой стекают в данную реку подземные воды и поверхностные.
6. Река со всеми притоками и притоками притоков. Б
7. Граница между бассейнами рек. Г
8. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом. В
9. Скопление воды в природном углублении на суше. Д
10. Падение воды с высокого уступа. Е
11. Каменистый или скалистый участок в русле реки с повышенной скоростью течения. М
12. Воды, находящиеся в толще горных пород. Н
13. Скопление многолетнего льда атмосферного происхождения. Л

А – исток
Б – речная система
В – река
Г – водораздел
Д – озеро
Е – водопад
Ж – устье
З – бассейн
И – дельта
К – русло
Л – ледник
М – пороги
Н – подземные воды

Приложение №3
Характеристика речных систем
План Амазонка Парана Ориноко
1. В какой части материка располагается
речная система? Центрально-восточной части Юго-восточной
части На севере материка
2. Исток, направление течения, устье, длина главной реки? В Андах. Течёт с запада на восток. Впадает в Атлантический океан. Длина реки – 6437 км. На Бразильском плоскогорье. Протекает с севера на юг. Впадает в Атлантический океан. Длина – 4400 км. На Гвианском плоскогорье. Направление течения с юга на север материка. Впадает в Атлантический океан. Длина – 2730 км.
3. Бассейну, какого океана принадлежит речная система? К бассейну Атлантического океана. К бассейну Атлантического океана. К бассейну Атлантического океана.
4. Главные притоки. Риу-Негру, Мадейра, Тапажос. Уругвай, Парагвай. Карони, Каура.
5.Зависимость от рельефа (характер течения, пороги, водопады) В истоке река имеет порожистое горное течение т.к. берёт свое начало в г. Андах. Протекая по Амазонской низменности течение, становится более спокойным. В истоке много порогов течение горное. Водопад Игуасу расположен на одном из притоков Параны. На Ла – Платской низменности характер течения более медленный. На одном из притоков Ориноко, стекающих с Гвианского плоскогорья находится самый высокий водопад мира Анхель – 1054м.
6. Зависимость от климата (источники питания, многоводность, колебания уровня воды в реке) Амазонка самая многоводная река мира. Подъём уровня воды в северных и южных притоках Амазонки бывает в разное время года и поэтому она полноводна весь год. При подъёме воды река затопляет обширные пространства. Источник питания в основном дождевой. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей реки разливаются и затопляют окружающие плоские пространства, превращая их в болота. В сухой период реки сильно мелеют. Источник питания дождевой.
7. Возможность хозяйственного использования Реки Южной Америки играют большую роль в жизни населения. На низменных равнинах они судоходны. На реках с бурным течением построены электростанции. В засушливых местах вода используется для орошения полей.

Характеристика крупных озёр Южной Америки
План 
Титикака Маракайбо
1. Что означает название? Скала возле места добычи руды Земля Мары
2. В какой части материка располагается
озеро? В Андах на высоте 3 812м На севере, на побережье Карибского моря
3. Происхождение озёрной котловины котловины? Тектоническое Тектоническое, озеро-лагуна
4. Глубина озера? 304 м 250 м
5. Особенности Температура воды на протяжении года +14, пресное, на озерных мелководьях растёт тростник тотора, образуя острова, впадает много рек, а вытекает одна, цвет воды изменяется трижды в день: утром –голубое, днём – стальное, вечером –тёмно-багряное, никогда не замерзает
Пресное, во время приливов солёность немного возрастает, берега низкие и заболоченные, уникальное по запасам нефти
6. Возможность хозяйственного использования Рыболовство, охота на водоплавающих птиц Рыболовство, охота на водоплавающих птиц, добыча нефти
Сообщение о водопадах
ИГУАСУ.
Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. Однако особенной известностью пользуется водопад Игуасу. Название его в переводе с языка индейцев гуарани означает «большая вода». Водопад находится в 28 км выше того места, где Игуасу впадает в Парану, на границе между Бразилией и Аргентиной, при чем большая часть принадлежит Аргентине.
Водопад впервые стал известен европейцам в середине XVI в., когда его открыл испанский конкистадор Альваро Нуньес Кабеса де Вака. Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе 275, его ширина – 4 км (самый широкий в мире). С воздуха система выглядит как иззубренная коса. Охватить взглядом с земли весь фронт водопада невозможно: мешают скалы и тропический лес. Чудовищную массу воды низвергает Игуасу. Расход воды — 12 766 т в секунду. Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: «Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть» (записки бразильской экспедиции)».
АНХЕЛЬ.
В бассейне Ориноко, на реке Чурун, притоке Карони, находится самый высокий на Земле водопад Анхель, названный так по имени его первооткрывателя американского летчика Джимми Энджела. Открыт он сравнительно недавно, в 1935 г. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных уголков Земли. Горный массив Ауян-Тепуи высотой до 3000 м круто обрывается отвесной скальной стеной. Подступы к стене перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Что же искал там Энджел? В 1930-х годах в Венесуэле вспыхнула алмазная лихорадка. Энджел купил спортивный самолет и полетел к массиву Ауян-Тепуи. Он первым из людей увидел ленту воды, ниспадающую с гор. Энджел не открыл алмазных месторождений (это сделали другие). Самолет его валяется в горах до сих пор как памятник
безумству — не столько храбрых, сколько алчных. Самого Энджела чудом спасли».
Игра «Светофор» , «Да – Нет»
- «Я утверждаю, что …» (зеленый – согласны, красный – нет).
+1.Распределение речной сети зависит от рельефа и климата.
+2.Ю.Америка – самый обводненный, т.е. богатый внутренними водами материк.
-3.Большинство рек Ю.Америки относится к бассейну Тихого океана.
+4.В Ю.Америке протекает самая полноводная река мира – Амазонка.
-5.Водопад Анхель был открыт английским путешественником Д.Ливингстоном.
-6.Водопад Игуасу – самый высокий водопад мира.
-7.Питание рек Ю.Америки – преимущественно снеговое.
+8.Озеро Титикака – самое большое высокогорное озеро мира.
-9.В Ю.Америке много крупных озер.
+10.Водопад Игуасу находится в системе реки Параны.
УТВЕРЖДЕНИЯ ОТВЕТЫ
1. На материке много крупных озёр. -
2. Маракайбо – самое крупное озеро на севере Южной Америки. +
3. Озеро Титикака – самое крупное тектоническое озеро на материке. +
4. Озеро Титикака – самое высокогорное озеро в мире. +
5. Берега озера слабо изрезаны. -
6. Озеро Титикака расположено в Андах. +
7. Вода в озере Титикака солёная. -
8. Максимальная глубина озера Титикака 304м. +
9. На берегах озера Маракайбо добывают нефть. +
10. Озеро Титикака расположено на границе Перу и Бразилии на высоте 3812м. +

Картографический практикум
- Имея теоретическую підготовку, выполним практическую работу№8 «Обозначение на контурной карте основних географических объекта материка».
- 63ْ з. д ْ6 пд. ш ... (водоспад Анхель)
- 72ْ з. д 10ْ пд. ш ... (озеро Маракайбо)
- 55ْ з. д 26ْ пд. ш ... (водоспад Ігуасу)
- 69ْ з. д 16ْ пд. ш ... (озеро Тітікака)

Категория: К уроку географии. | Добавил: Танечка
Просмотров: 7639 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]