Приветствую Вас Гость!
Пятница, 29.03.2024, 02:25
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка

Теоретические основы педагогических технологий 3.

Кроме того, технология обучения выступает в двух формах:

·    программы действий, содержащей процедуры и операции;

·    деятельности, построенной в соответствии с этой программой.

При этом используются следующие принципы:

«Адаптации». Этот принцип требует приспособления процесса обучения к личности обучающегося, отвечающим познавательным особенностям конкретного обучающегося. Образовательный процесс должен адаптироваться к условиям места проживания обучаемого, его жизнедеятельности, финансовым и физиологическим свойствам его организма. Проще говоря, образовательные услуги «идут» к человеку, а не наоборот.

«Психологической обоснованности». Принцип, указывающий на связь педагогической технологии с психологией и определяющий психологические обоснования и практические.

«Научности», который требует опоры на последние достижения педагогической науки, на экспериментально проверенные дидактические нововведения, данные из смежных с дидактикой областей знания.

«Гибкости», который требует обеспечения возможности оперативного и непрерывного обновления содержания обучения, модернизации содержания учебных дисциплин и дидактических материалов к ним. Реализация этого принципа облегчается и является естественной при сетевой технологии обучения.

«Контролируемости». Обозначается в смысле наличия некоторого компонента в системе, обеспечивающего качественную оценку результатов реализации технологии обучения на всех ее этапах и оперативную корректировку хода образовательного процесса.

Таким образом, технология обучения предполагает формулировку целей через результаты обучения, выраженные в таких действиях учеников, которые можно реально опознать. Такие цели называются диагностичными (диагностируемыми, диагностическими), или операциональными.

Для того чтобы оказать помощь учителю в формулировании диагностичных целей обучения (и в конечном итоге - облегчить планирование учебного процесса и выработку процедур оценки), американские ученые под руководством Б.С. Блума разработали таксономии учебных целей в познавательной, эмоциональной и психомоторной сферах деятельности учащихся (таксономия целей обучения - систематизация целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала) (см. таблицу).

Таблица

   

Таксономия педагогических целей в познавательной сфере

 

Уровни учебных целей

Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня

1.    Знание

Этакатегория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.

- воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2.    Понимание

Показателем  понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.

объясняет факты, правила, принципы;

преобразует словесный материал в математические выражения;

предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3.    Применение

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.

применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;

использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4.    Анализ

Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.

вычленяет части целого;

выявляет взаимосвязи между ними;

определяет принципы организации целого;

видит ошибки и упущения в логике рассуждения;

проводит различие между фактами и следствиями;

оценивает значимость данных.

5.    Синтез

Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.

пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;

предлагает план проведения эксперимента или других действий;

составляет схемы задачи.

6.    Оценка

Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.

оценивает логику построения письменного текста;

оценивает соответствие выводов имеющимся данным;

оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

 

Почему в технологии обучения так много внимания уделяется четкому описанию целей обучения?

     Ответ на этот вопрос звучит следующим образом: если цель сформулирована диагностично (то есть ее достижение можно надежно опознать), то весь ход обучения может ориентироваться на ее признаки, как на эталон. При этом результат, достигнутый учащимися на каждом этапе обучения, сравнивается с эталонными признаками поставленной цели. То есть все время осуществляется непрерывный контроль степени продвижения учащихся к намеченным целям, который сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения.

     В соответствии с этим ход технологически организованного учебного процесса может выглядеть следующим образом:

1.   Общие цели и содержание обучения.

2.   Диагностичные цели обучения, выраженные через реальные действия учеников.

3.   Процесс обучения.

4.   Диагностика.

5.   В случае несовпадения результатов и диагностично сформулированных целей  вводится коррекция процедур обучения.

6.   Снова проводится диагностика.

        Ориентация на цель, диагностическая проверка текущих результатов, разбивка обучения на отдельные обучающие эпизоды - в итоге создается воспроизводимый обучающий цикл, состоящий из следующих моментов:

1)   планирование обучения на основе точного определения его желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся;

2)   предварительная оценка обученности учащихся;

3)   обучающая фаза - совокупность учебных процедур, сопровождающаяся коррекцией на основе оперативной обратной связи;

4)   оценка результатов.

     Описанная последовательность этапов (фаз) фактически представляет собой циклический алгоритм деятельности учителя, повторение которого (с соответствующими вариациями целей, конкретных процедур обучения и способов контроля) исчерпывает весь учебный процесс.

     Логика вопроизводимого обучающего цикла предполагает преимущественно репродуктивное обучение: предъявление ученикам образцов действий с учебным материалом и организация их отработки учащимися.

     Однако, как известно, результат обучения не исчерпывается совокупностью репродуктивно усвоенных знаний, умений и навыков, но предполагает формирование опыта поисковой (творческой) деятельности.

     Репродуктивную направленность воспроизводимого обучающего цикла восполняет схема английского дидакта А.Д. Ромишовски (22):

1)    сообщение новых знаний;

2)    формирование умений на репродуктивном уровне:

а) демонстрация деятельности в целом и по элементам;

б) отработка умения в упрощенных условиях (по операциям);

в) организация самостоятельной практики с непременной обратной связью и положительным эмоциональным подкреплением;

3)    переход к поисковой творческой деятельности:

а) организация проблемных ситуаций, решение нестандартных задач, имитационное моделирование реальности;

б) анализ учащимися своей деятельности и обсуждение.

     В отечественной педагогике есть некоторые ответы на нерешенные в рамках технологического подхода вопросы. Так, творческая деятельность учащихся может стать предметом эффективного руководства. В технологически же организованном учебном процессе акцент делается на воспроизводимых моментах обучения.

Признаки технологически организованного учебного процесса:

1.     Постановка диагностичных целей.

2.     Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся.

3.     Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников.

4.     Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения

5.     Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы.

6.     Полная управляемость процессом обучения.

7.     Гарантированность конечного результата.

Категория: Методическая копилка | Добавил: Geo (08.07.2011)
Просмотров: 1485 | Теги: теоретические основы педагогических | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]