Приветствую Вас Гость!
Четверг, 25.04.2024, 08:12
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Методическая копилка

Метод проектной деятельности учащихся

ПРОЕКТИРОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ
ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

 В профильном обучении проектирование следует рассматривать как основной вид познавательной деятельности школьников. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

Умения, нарабатываемые школьником в процессе проектирования, в отличие от «накопительно-знаниевого» обучения, формируют осмысленное исполнение жизненно-важных умственных и практических действий. Иначе говоря, формируются ключевые компетенции учащегося: трудовые, коммуникативные, социальные. К таковым, например, относятся: (Перечень приводится в формулировке П.С. Лернера):

• выявление потребности в усовершенствовании предметного мира, в улучшении потребительских качеств вещей (и услуг);

• понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требований к представлению выполненной работы или ее частей;

• планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, то есть, без ограничения фантазии, школьники должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме — я хотел бы...;

• планирование действий, то есть распоряжение бюджетом времени, сил, средств. Составление последовательности действий с ориентировочными оценками затрат времени на этапы;

• выполнение обобщенного алгоритма проектирования;

• внесение коррективов в ранее принятые решения;

• конструктивное обсуждение результатов и проблем каждого этапа проектирования; формулирование конструктивных вопросов и запросов о помощи (советы, дополнительная информация, оснащение и т.п.);

• выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов чертежей, макетов;

• поиск и нахождение необходимой информации самостоятельно;

• составление схемы необходимых расчетов (конструктивных, технологических, экономических), представление их в вербальной форме;

• оценивание результата по достижению планируемого, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

• оценивание проектов, выполненных другими;

• понимание критериев оценивания проектов и защиты, процедуры публичной защиты проектов;

• конструирование представлений о профессиональной проектной деятельности, об индивидуальности проектировщика, проявляющейся в результате, готовом изделии;

• расшифровывание замысла, идей, решений проектировщика по «посланию» («знаку», «смыслу»), которым является готовое изделие, появившееся на рынке.

Таким образом, динамичное развитие в процессе практической допрофессиональной подготовки личностных качеств и ключевых компетенций становится ядром содержания профильного образования. А ядром педагогической технологии, позволяющей реализовать новое содержание, на сегодняшний день является метод проектов.

ВИДЫ ПРОЕКТОВ

При овладении учителем методом проектов необходимо прежде всего понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам. (Типология предложена Е.С.Полат)

Типологические признаки проекта:

§      Метод, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и др.

§      Продолжительность проекта

§      Число участников

§      Характер координации

§      Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)

Метод, доминирующий в проекте

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.    

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)

Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационные проекты - это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать ею частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Практика-ориентированные проекты -- это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта, либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

 Характер координации

Непосредственный, то есть с открытой координацией. Учитель (координатор) участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.

Со скрытой координацией (возможно главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности группу участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

Характер контактов

Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри
одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, интернет).

Международные проекты с участием представителей различных стран.
Такие проекты при всей их привлекательности не всегда возможны из-за того,
что для них требуются средства информационных технологий, что сегодня может себе позволить не каждая школа. Но в перспективе учителям надо ориентироваться на выполнение подобных проектов и быть готовыми к их реализации.
То есть, уровень квалификации учителя не должен препятствовать осуществлению такого рода деятельности.

Число участников.

По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.

Продолжительность проведения. Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках): среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).

Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и
трижды.

Вначале — как методическая разработка проекта, которую
руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым
вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы
может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

1)  Название проекта.

2)  Руководитель проекта.

3)  Консультант(ы) проекта.

4)  Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

5)  Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

6)  Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

7)  Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

8)  Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский,           творческий, практико-ориентированный, ролевой).

9)Заказчик проекта.

10)Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

11)Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

12)Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на   которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).

13)Необходимое оборудование.

14)Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума,  личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

15)Предполагаемые продукт(ы) проекта.

16)Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму,  продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

17)Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных

выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

o       четко организовать работу каждого участника проектной
группы;

o       стать удобным коллектором информации и. справочником
на протяжении работы над проектом;

o       объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

o       судить о личных достижениях и росте каждого участника
проекта на протяжении его выполнения;

o       сэкономить время для поиска информации при проведении
в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов*;

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета (Приложение 1);

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10)материалы к презентации (сценарий);

11)другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

Записи учащихся должны быть по возможности краткими,
в форме небольших набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

Цели и особенности проектного обучения

 Итак, какими же могут быть конкретные цели проектного обучения?

Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают
следующее:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого
участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным: а) через проживание  «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) — не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
б) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

2.    Поощрять осознание значимости коллективной работы для
получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на
развитие коммуникабельности. Как известно из практики, в любой сфере жизнедеятельности социально важным является умение не только
высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но
выслушать и понять другую, и, в случае несогласия, уметь конструктивно (т.е. с желанием использовать позитив, а не разрушить) критиковать
альтернативный подход для того, чтобы в итоге найти решение синтезирующее, удерживающее позитивы каждого предложения.

3. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы,
осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы).

Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у неё мотива к самоизменению,
личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции»
(«Я могу» — «Я хочу» — «Я нравлюсь» и т.д.), для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира (процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др.).

        В связи с этим представляется важным выделить характерные черты разных образовательных моделей, определить их особенности, которые могут быть учтены при проектировании. В настоящее время можно заметить, что как в теории, так и в практике образования определились отличительные особенности традиционного(т.е.сложившегося ранее и ныне преобладающего— именно и исключительно в таком смысле используется нами данное обозначение) подхода и проектного на сегодняшний день инновационного) так называемые «знаниевый», с одной стороны, и «способностный» — с другой. По сути дела, речь идёт и о разных философских подходах к образованию, о разных концепциях, парадигмах построения образовательного пространства, о постановке и разном технологическом обеспечении образовательных целей.  (Смотри таблицу)

Как видим, «школа памяти» строится на традиционных основах:
классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-
объяснительном методе преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и
прочих аналогичных характеристиках. Целевой установкой такой школы является формирование знаний, умений, навыков. Ведущим типом
деятельности, который осваивается учащимися в рамках школы, является воспроизводящий. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то её и называют часто «школой памяти».

«Школа развития» ориентируется на личность обучаемого*. Одним
из показателей развития личности выступает овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение,
классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы,
приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Например:

- критерием овладения мыслительными операциями может быть
деятельность учащегося по созданию и защите проекта;

— критерием развития эмоционально-образной сферы может быть
комфортность учащегося в образовательном пространстве, его увлечённость и интерес в работе над проектом;

— критерием развития деятельностной сферы может быть умение
осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации,
в ситуации интеграции знаний разных предметных областей.

скачать весь доклад

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Geo (27.01.2011)
Просмотров: 9332 | Теги: метод проектов | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]