Качество образования [23] |
Методическая копилка [46] |
Наши праздники [9] |
Старшеклассникам [6] |
Дополнительный материал к урокам географии [22] |
Календарь географа [8] |
Мысли вслух и на бумаге. [5] |
Физическая география. [59] |
География Украины [86] |
География Крыма. [13] |
Экономика. [3] |
Экономическая география мира. [17] |
Материалы пользователей сайта
[29]
В данном разделе находятся методические разработки, которые добавляют на сайт коллеги - учителя. В разделе материалы по различным школьным дисциплинам.
|
В мире интересных фактов [30] |
Главная » Статьи » Качество образования |
Триединая цель урока -
это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть
достигнут учителем и учащимися в конце урока. Триединая цель урока -
это сложная составная цель, вбирающая в себя, как мы уже писали, три аспекта:
познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот
ключевой результат, к которому должны стремится учителя и ученики, и если она
определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее
достижения, то об эффективности урока трудно говорить.
Триединая цель урока -
основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников,
дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она
определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется
не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается
только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ
в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий
аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте. ТЦУ есть тот
систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в
целостную систему. ТЦУ носит слишком общий
характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо
декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов,
если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если
логическое построение урока не связано с его членением на этапы. Иными словами,
речь идет о построении "дерева целей" урока, где ТЦУ
будет "генеральной целью", а задачи учебно - воспитательных моментов
- рубежами ее достижения. Что
же представляет собой состав ТЦУ? Как мы уже не раз упоминали,
цель урока триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим
каждый из них: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект
ТЦУ РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект
ТЦУ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ. Это
основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих
требований:Учить
и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь
других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их
учат! Осуществлять выполнение главных требований к овладению
знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность,
гибкость, глубину, оперативность, прочность.Формировать
навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу
многократного повторения до автоматизма. Формировать
умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение
деятельности.Формировать
то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке."…целесообразно при
планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний,
умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке :
репродуктивного, конструктивного или творческого" РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ Это
наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти
всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу
затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель
стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая,
что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и
воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и, что оно
осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного
обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект
цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а
иногда и для уроков целой темы. Развивающий
аспект складывается из нескольких блоков. А. Развитие речи: обогащение и усложнение ее
словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые
аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность,
выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными
свойствами языка. РЕЧЕВОЕ
РАЗВИТИЕ –ПОКАЗАТЕЛЬ интеллектуального и общего развития ученика Б. Развитие мышления Очень часто в качестве
развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учит учащихся мыслить. Это, конечно,
прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда
остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она
слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.· Учить
анализировать, ·
учить выделять
главное, ·
учить сравнивать, ·
учить строить
аналогии, ·
обобщать и
систематизировать, ·
доказывать и
опровергать, ·
определять и
объяснять понятия, ·
ставить и
разрешать проблемы. Овладение этими методами и
означает умение мыслить В. Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии
глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости
различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи. Г. Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает:
овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными
действиями, развивать двигательную сноровку, соразмеримость движения и т.п. ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ По-настоящему, развивающее обучение не может не быть
воспитывающим. "Учить
и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются
одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот
эта соединяющая мысль и есть главное в уроке". Урок
обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности
учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания
учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной
деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития
нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других
качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного
отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. "Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе
которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом
отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик
сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому
воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но
эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну
воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как
становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его
формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее
задачам должно быть неугасающим и постоянным. С
какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?Прежде
всего- это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие
отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и
развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность,
товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность,
дисциплинированность, ответственность, честность, интегральным по отношению ко
всем остальным качествам является гуманность. Формирование
гуманных отношений на уроке - непреходящая задача учителя. Вторым
нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик,
является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких
качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство
собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность,
ответственность и честность. Третий объект - общество и коллектив. Отношение ученика к ним
проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие,
добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость
сопереживания их успехам - все это проявляет отношения школьников к коллективу,
к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная
работоспособность на уроке - в этом ученик проявляет себя как член общества.Важнейшей
нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время
развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд. Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами:
ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места,
дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно
влиянию учителя на уроке. И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность
постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в
добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в
озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном
развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему
учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с
Родиной и все время развивал ее у ребят. | |
Просмотров: 2797
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |