Приветствую Вас Гость!
Четверг, 23.11.2017, 05:38
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Качество образования

Современный урок.
   Триединая цель урока - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
   Триединая цель урока - это сложная составная цель, вбирающая в себя, как мы уже писали, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. 
   В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить.
   Триединая цель урока - основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
   ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в целостную систему.
   ТЦУ носит слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы. 
   Иными словами, речь идет о построении "дерева целей" урока, где ТЦУ будет "генеральной целью", а задачи учебно - воспитательных моментов - рубежами ее достижения.
   Что же представляет собой состав ТЦУ? 
   Как мы уже не раз упоминали, цель урока триедина и складывается из трех аспектов. 
   Рассмотрим каждый из них:
   ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА
1)   организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку; 
2)   проверка домашнего задания; 
3)   проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; 
4)   постановка цели занятия перед учащимися; 
5)   организация восприятия и осмысления новой информации; 
6)   первичная проверка понимания; 
7)   организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу; 
8)   творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; 
9)   обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; 
10) контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; 
11) домашнее задание к следующему уроку; 
12) подведение итогов урока. 
   МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ
   Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
   Структура урока изучения нового материала:
  • первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; ·                    указание на то, что учащиеся должны запомнить; 
  • мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; 
  • сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); ·                    первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; 
  • контроль результатов первичного запоминания; 
  • регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; 
  • внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; 
  • частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения. 
    Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
  • сообщение учащимся цели предстоящей работы; 
  • воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; 
  • выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; 
  • проверка выполнения работ; 
  • обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; 
  • задание на дом (если это необходимо). 
    Структура урока формирования умений и навыков:
  • постановка цели урока; 
  • повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; 
  • проведение проверочных упражнений; 
  • ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; 
  • упражнения на их освоение; 
  • упражнения на их закрепление; 
  • тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции; 
  • упражнения на перенос в сходную ситуацию; 
  • упражнения творческого характера; 
  • итог урока; 
  • задание на дом. 
    Структура урока повторения:
  • организация начала урока; 
  • постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; 
  • проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; 
  • подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; 
  • задание на дом. 
    Структура урока проверки знаний:
  • организация начала урока. 
  • Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; 
  • постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; 
  • изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). 
  • Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика. 
  • подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); 
  • определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений. 
   Структура урока применения знаний, умений и навыков:
  • организация начала урока (психологический настрой учащихся); 
  • сообщение темы урока и его задач; 
  • изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; 
  • формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии; 
  • упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; 
  • творческое применение знаний и умений; 
  • упражнение по отработке навыков; 
  • домашнее задание; 
  • итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. 
    Структура повторительно-обобщающего урока:
  • организационный момент; 
  • вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; 
  • выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений; 
  • проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); 
  • формулирование выводов по изученному материалу; ·                    оценка результатов урока; 
  • подведение итогов; 
  • задание на дом (не всегда). 
   Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):
  • организация начала урока; 
  • проверка домашнего задания, постановка цели урока; 
  • подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; 
  • изучение нового материала, в т.ч. и объяснение; 
  • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; 
  • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; 
  • подведение итогов и результатов урока; 
  • задание на дом; 
  • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда). 
   Структура уроков учителей-новаторов:
Система преподавания Л.В. Маховой:
  1. рассказ обзорного типа по всей теме; 
  2. урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений 
  3. урок - практическая работа; 
  4. урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала; 
  5. заключительный опрос по теоретическому материалу; 
  6. решение задач по теме с применением микрокалькуляторов. 
   Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:
  1. уроки теоретического разбора материала учителем; 
  2. уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам; 
  3. уроки-семинары; 
  4. уроки-практикумы; 
  5. уроки контроля и оценки. 
   Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:
  1. урок-лекция по всей теме; 
  2. уроки-решения ключевых задач; 
  3. урок-консультация; 
  4. урок-зачет.

 
Категория: Качество образования | Добавил: Geo (06.10.2012)
Просмотров: 1974 | Теги: структура урока, современный урок | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]