Триединая цель урока - это заранее запрограммированный учителем результат,
который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока. Триединая цель урока - это сложная составная цель, вбирающая в себя, как мы
уже писали, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели
урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться
учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе
представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно
говорить. Триединая цель урока - основа целесообразной деятельности на уроке не
только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это
пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников
на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности
учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе
стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только
познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться
перед классом в ученическом варианте. ТЦУ есть тот
систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в
целостную систему. ТЦУ носит
слишком общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее
обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и
учебно-воспитательных моментов, если урок четко этапируется, или на цели
учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с
его членением на этапы. Иными словами, речь идет о построении "дерева
целей" урока, где ТЦУ будет "генеральной целью", а задачи учебно
- воспитательных моментов - рубежами ее достижения. Что же представляет собой состав ТЦУ? Как мы уже не
раз упоминали, цель урока триедина и складывается из трех аспектов. Рассмотрим
каждый из них: ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА 1)
организационный
момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью
учащихся к уроку; 2)
проверка
домашнего задания; 3)
проверка
знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; 4)
постановка
цели занятия перед учащимися; 5)
организация
восприятия и осмысления новой информации; 6)
первичная
проверка понимания; 7)
организация
усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в
ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу; 8)
творческое
применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения
проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; 9)
обобщение
изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; 10) контроль
за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися,
оценка знаний; 11) домашнее
задание к следующему уроку; 12) подведение
итогов урока. МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ОБУЧЕНИЯ Структура урока - это совокупность различных вариантов
взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и
обеспечивающая его целенаправленную действенность. Структура урока изучения нового
материала: - первичное
введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой
мыслительной активности учащихся; ·
указание
на то, что учащиеся должны запомнить;
- мотивация
запоминания и длительного сохранения в памяти;
- сообщение
или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами,
смысловая группировка и т.п.); ·
первичное
закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных
выводов;
- контроль
результатов первичного запоминания;
- регулярное
систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные
промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в
том числе и с дифференцированными заданиями;
- внутреннее
повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения
новых;
- частое
включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная
оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков: - сообщение
учащимся цели предстоящей работы;
- воспроизведение
учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения
предложенных заданий;
- выполнение
учащимися различных заданий, задач, упражнений;
- проверка
выполнения работ;
- обсуждение
допущенных ошибок и их коррекция;
- задание
на дом (если это необходимо).
Структура урока формирования умений и навыков: - постановка
цели урока;
- повторение
сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
- проведение
проверочных упражнений;
- ознакомление
с новыми умениями, показ образца формирования;
- упражнения
на их освоение;
- упражнения
на их закрепление;
- тренировочные
упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
- упражнения
на перенос в сходную ситуацию;
- упражнения
творческого характера;
- итог
урока;
- задание
на дом.
Структура урока повторения: - организация
начала урока;
- постановка
образовательных, воспитательных, развивающих задач;
- проверка
домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений,
основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и
мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно
подобрать соответствующее домашнее задание;
- подведение
итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
- задание
на дом.
Структура урока проверки знаний: - организация
начала урока.
- Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не
должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так
как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
- постановка
задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или
контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и
пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами
проверили работы;
- изложение
содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант,
сочинение или ответы на вопросы и т.п.).
- Задания по объему или степени
трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого
ученика.
- подведение
итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные
ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит
следующий урок);
- определение
типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и
совершенствования знаний и умений.
Структура урока применения знаний, умений и навыков: - организация
начала урока (психологический настрой учащихся);
- сообщение
темы урока и его задач;
- изучение
новых знаний, необходимых для формирования умений;
- формирование,
закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по
аналогии;
- упражнения
в применении знаний и умений в измененных условиях;
- творческое
применение знаний и умений;
- упражнение
по отработке навыков;
- домашнее
задание;
- итог
урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего урока: - организационный
момент;
- вступительное
слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или
тем, сообщает цель и план урока;
- выполнение
учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных
заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные
понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;
- проверка
выполнения работ, корректировка (при необходимости);
- формулирование
выводов по изученному материалу; ·
оценка
результатов урока;
- подведение
итогов;
- задание
на дом (не всегда).
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или
несколько дидактических целей): - организация
начала урока;
- проверка
домашнего задания, постановка цели урока;
- подготовка
учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и
практических и умственных умений;
- изучение
нового материала, в т.ч. и объяснение;
- закрепление
материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
- обобщение
и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и
сформированными;
- подведение
итогов и результатов урока;
- задание
на дом;
- подготовка
(предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не
всегда).
Структура уроков учителей-новаторов: Система преподавания Л.В. Маховой: - рассказ
обзорного типа по всей теме;
- урок
вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений
- урок
- практическая работа;
- урок
обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение
главных элементов учебного материала;
- заключительный
опрос по теоретическому материалу;
- решение
задач по теме с применением микрокалькуляторов.
Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой
темы: - уроки
теоретического разбора материала учителем;
- уроки
самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной
программе, планам, алгоритмам;
- уроки-семинары;
- уроки-практикумы;
- уроки
контроля и оценки.
Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным: - урок-лекция
по всей теме;
- уроки-решения
ключевых задач;
- урок-консультация;
- урок-зачет.
|