Приветствую Вас Гость!
Четверг, 21.06.2018, 06:16
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Качество образования

Что такое "Акмеология"?

В начале третьего тысячелетия все более и более ярко проявляется стремление к

интеграции как на уровне государственном (Россия как часть мирового сообщества), так и

на уровне социальных институтов и каждого конкретного человека.

Перед общеобразовательной школой поставлена задача обучения и воспитания учащихся,

подготовки ребенка к успешной социализации, осознанному выбору профессии. При этом

не следует забывать о необходимости сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Проблема профессионального роста человека, его успешность являются центральной для

акмеологии, которая начала формироваться как самостоятельная научная дисциплина в

90-ые годы XX столетия.

Акмеологический подход в настоящее время является одним из прогрессивных и

перспективных для современной школы. "Сущность акмеологического подхода

заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления целостности

субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-

деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и

опосредованиях, для того чтобы содействовать его достижению высших уровней, на

которые может подняться каждый" (А.А. Деркач).

Акмеологический подход к содержанию образования, технологиям обучения и воспитания

учащихся, управлению школой позволяет перевести школу из режима функционирования

к развитию, при этом значительно повышается и качество образования, так как у всех

субъектов образования систематизирующими оказываются познавательные мотивы,

обучение становится внутренней потребностью, а творческое переосмысление

действительности становится ведущей.

Необходимость акмеологического подхода в учебно-воспитательном и управленческом

процессе общеобразовательной школы очевидна, поскольку общество ожидает от школы,

что ее выпускники будут коммуникабельными, креативными, самостоятельно мыслящими

личностями, стремящимися к успеху и умеющими самостоятельно строить

индивидуальную траекторию развития. Акмеологические приемы, акме-технологии

предлагают практическое решение вопроса личностного и профессионального успеха.

Актуальность темы "Акмеология как условие повышения качества образования"

обусловлена особым интересом в педагогике и методике к проблеме качества

образования. Поиск оптимальных, наиболее эффективных способов, влияющих на

качество образования, в последние годы только расширяется. Создаются новые

педагогические технологии, актуализируются уже известные, поскольку все более явной

оказывается невозможность традиционной образовательной системы соответствовать

новым социокультурным и экономическим условиям.

В рамках данной темы возможно рассмотрение проблемы педагогического

проектирования в контексте акмеологического подхода, формирование и развитие

проектной культуры учащихся, здоровье учащихся как ценность и условие повышения

качества образования в акмеологическом контексте, организации акмеологической школы

и наиболее интересных для учителей-предметников и перспективных акме-технологий.

Особого внимания заслуживает акмеологический подход к управлению качеством

образования, который в рамках данной работы не рассматривается.

Научный интерес к акмеологии не ослабевает. И акмеология как принципиально новая

наука, истоки которой находятся в педагогике и психологии, и проблема повышения

качества образования сейчас активно исследуются. Междисциплинарный характер

акмеологии позволяет искать новые возможности, в том числе создание и апробация

модели акмеологической школы.

Цель данного исследования - на конкретном примере опыта управления

общеобразовательной школой показать связь и взаимопроникновение понятий

"акмеология" и "качество образования".

Задачи данной работы - обобщить, систематизировать теоретические материалы по

данной теме, показать возможности их использования в практике общеобразовательной

школы и перспективы дальнейшего изучения других составляющих понятия "качество

образования", оценить работу общеобразовательной школы с позиций акмеологического

подхода и определить возможные перспективы совершенствования деятельности

образовательного учреждения.

Объектом данного исследования являются понятия "акмеология" и "качество

образования" в их взаимосвязи.

Предметом исследования является проблема рассмотрения акмеологического подхода как

условия повышения качества образования. Методические и технологические аспекты,

понятийный и методологический аппараты акмеологии позволяют рассматривать

возможность изучения и практического применения акмеологического подхода в

контексте проблемы "качество образования".

Материалом для данного исследования послужили теоретические работы таких ученых-

акмеологов, как А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова и др.,

практические материалы, апробированные в общеобразовательной школе.

Проблеме рассмотрения акмеологии как новой парадигме образования посвящены

исследования А.А. Деркача, Бодалева А.А.: "Предметом акмеологии в широком

понимании являются объективные и субъективные факторы, которые, взаимодействуя

друг с другом, содействуют или препятствуют прогрессивному развитию взрослого

человека, а также закономерности и механизмы, позволяющие взрослому человеку

достигать в своем развитии вершин, которые обозначаются термином ? акме? ".

Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных

дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека на ступени его

зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. "К

настоящему времени, помимо общей акмеологии, < ...> оформились такие ветви

акмеологии, как управленческая, педагогическая, военная, спортивная и др.".

Основополагающие аспекты педагогической акмеологии рассмотрены в работе В.Н.

Максимовой "Акмеология: новое качество образования": "Акмеология - это наука о

качестве человека и о качестве жизни. Акмеология образования, в свою очередь,

исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития

субъектов образовательного процесса: учителя и ученика. < ...> Акмеологический подход

к образованию становится особенно актуальным в связи с обострением проблемы

качества современной школы".

Ключевая идея развития современной общеобразовательной школы - качество

образования. "Качество школьного образования можно определить как совокупность его

свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей

по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности,

выраженности социальных, психических и физических свойств." (В.П. Панасюк)

Концептуальные основы акмеологической школы: научно-методический аспект

Методологическая база акмеологии дает возможность для создания акмеологической

школы. Акмеологическая школа - это такое учебное заведение, в котором созданы все

необходимые условия для становления и развития у всех субъектов образования

представления об успехе, высоких достижениях, необходимых для развития личности и

социума.

В акмеологической школе ребенок развивается как индивид, личность, учитываются его

индивидуальные особенности, формируются духовные и нравственные ценности,

развиваются творческие способности, умение социализироваться, строить отношения в

коллективе и социуме.

Концептуальные основы акмеологической школы могут быть реализованы, прежде всего,

в Программе развития образовательного учреждения, в годовом плане научно-

методической работы школы.

Акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования

Акмеологические технологии направлены на развитие внутреннего потенциала,

повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают

комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретают акмеологическую

основу.

Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта

на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны

развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального

становления.

Структура акмеологических технологий может быть представлена следующим образом:

·                    цель и задачи технологии;

·                    методологическая основа;

·                    принципы разработки;

·                    условия технологического процесса;

·                    анализ конкретной ситуации;

·                    характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;

·                    этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;

·                    способы прогнозирования результатов;

·                    внедрение.

"Основная задача акмеологических технологий - сформировать и закрепить в

самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и

самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать

личностное и профессиональное Я."

К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:

·                    игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),

·                    технологии психоконсультирования,

·                    тренинговые технологии,

·                    технологии развивающего обучения,

·                    технология личностно-ориентированного обучения,

·                    метод проектов.

Педагогическое проектирование в контексте акмеологического подхода и проблема

повышения качества образования. Управление проектировочными умениями

учителей.

Профессиональное становление и развитие педагога невозможно без сформированных

проектировочных умений. "В настоящее время профессионализм учителя определяется

его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического

процесса, иными словами, уровнем владения проектировочными умениями".

Учитель акмеологической школы должен быть исследователем, для которого чрезвычайно

важным являются аналитические способности, умение определять цели и задачи своей

деятельности, планировать методическую работу (с учетом характера научно-

методической деятельности школы, потребностей субъектов образования и реальных

возможностей образовательного учреждения), умение формулировать прогнозируемые

результаты и корректировать свою деятельность на основе данных педагогического

мониторинга. Проектировочные умения необходимы учителю-акмеологу для

выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных

вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического

мастерства и качества образования.

Первая и одна из наиболее важных составляющих проектировочной культуры учителя

является целеполагание. "Постановка человеком сколько-нибудь значимых жизненных

целей потенциально содержит в себе элемент творчества. Однако реализовать этот

потенциал могут далеко не все люди. С этой точки зрения их можно в определенной мере

условно разделить на три категории. Первые - это те, кто склонен пассивно ждать, что

значимые цели будут ему придуманы и навязаны кем-то извне. Противоположность

данной группе составляют те, кто предпочитает личностно значимые цели самостоятельно

находить и свободно выбирать. Естественно, что между этими полосами существует

весьма большая промежуточная группа, обладающая качествами и первой, и второй, но

преимущественно выбирающая цели из заданного извне стандартного перечня".

Действительно, способность к творчеству - это еще одна составляющая

профессиональной культуры учителя акмеологической школы.

Следующими по степени значимости следует назвать аналитические и рефлексивные

умения учителя, причем здесь имеются ввиду не только умения анализировать

проведенный или увиденный урок, умения учителя корректировать свою деятельность на

уроке в зависимости от ситуации, но и умение обобщать свой педагогический опыт,

определять наиболее перспективные и личностно значимые для методического

самосовершенствования темы. От эффективности методической работы (включая

психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса)

непосредственно зависит результативность педагогического труда, то есть качество

образования.

В связи с этим вполне уместно рассмотрение системы работы школьного методического

объединения и его руководителя по созданию условий для повышения качества

образования.

Сформированные у учителя проектировочные умения являются необходимыми условиями

для эффективного развития их и у учащихся, причем не только на старшей ступени, но и у

учащихся основной и частично начальной школы.

Здоровье учащихся как ценность и условие повышения качества образования в

акмеологическом контексте

Здоровье взрослого человека является той ценностью, основы которой формируются в

детские, подростковые и юношеские годы. Имеются все основания для рассмотрения

здоровья как одного из важных условий повышения качества образования. От здоровья

человека, умения его управлять своими эмоциями во многом зависит успешность в

профессиональной и личной сферах жизни. "Физическое и психическое развитие ребенка

должны быть признаны приоритетными, однако следует помнить, что родившемуся

физически здоровому человеческому существу от природы задано все, но эта заданность

лишь в возможности, а реальностью ее делает полноценное развитие в благоприятных

условиях".

Следует также отметить следующий бесспорный факт: "Ухудшение состояния здоровья

детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в

школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается

число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина детей

школьного возраста 7 - 9 лет и более 80 % старшеклассников имеют хронические

болезни".

В настоящее время в понятие "здоровье" включается нравственное и духовное

благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его

составляющих:

·        здоровье физическое,

·        здоровье психическое,

·        здоровье социальное,

·        здоровье нравственное.

Рассмотрение здоровья учащегося с позиций акмеологии вполне оправдано, поскольку

достижение вершин возможно при условии, что человек владеет навыками

саморегуляции, управления всеми составляющими здоровья. "В акмеологии понятие ?

акме? используется и в более узком значении, когда имеется в виду достигнутый

человеком по ходу его жизни наиболее высокий уровень в состоянии здоровья, когда его

поведение как личности оказывается отмечено наиболее ярким для него поступком,

имеющим положительное общественное значение, и когда деятельность его как субъекта

находит выражение в максимально возможном для него и получающем материальное или

духовное воплощение в конкретном результате его творчества".

Качественное школьное образование предполагает совокупность таких свойств объекта,

которые обусловливают его приспособленность к реализации социальных целей по

формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности,

выраженности социальных, психических и физических свойств.

Качественное образование обеспечивается всеми уровнями образовательной системы.

Особого внимания заслуживает деятельность учителя как одного из непосредственных

участников образовательно-воспитательного процесса и управленческий потенциал

образовательного учреждения.

У учителя есть возможность организовать свою профессиональную деятельность на

высоком уровне при условии постоянного самоанализа, повышение квалификации (через

самообразование, курсы повышения квалификации, Интернет, посещение уроков,

дистанционные формы обучения и т.д.) и психологического благополучия.

Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления,

педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере

профессиональной подготовки специалистов, создания и управления учебно-

воспитательным процессом в школе. При акмеологически подходе доминирует

проблематика развития творческих способностей, личностных качеств, способствующих

реализации индивидуальных качеств каждого ребенка.

Несмотря на недостаточную разработанность методологического и понятийного аппарата

акмеологии, акмеологические принципы, ставшие составной частью учебно-

воспитательного процесса и управления школой, позволяют предложить всем субъектам

образования новой модели взаимодействия и конечного результата деятельности

школьника - ученика.

Проблему качества образования, ставшей столь популярной в течение последних

нескольких лет, можно решить с использованием акме-технологий, с изучением теории и

апробацией акмеологических принципов.

Библиография

1.         Акмеология: учебник / Под ред. А.А. Деркача. М.: Издательство РАГС. 2006

2.         Андриенко Е.В. Социальная психология / Под ред. В.А. Сластенина. М.

2003

3.         Антропова Л.В. Акме-технологии в профессиональной подготовке учителя

адаптивной школы // Школьные технологии. 2003. № 6

4.         Антропова Л.В. Как использовать акмеологические технологии учителю

адаптивной школы // Воспитание школьников. 2004. № 3

5.         Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой

деятельности человека // Педагогика. 1995. № 3

6.         Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить,

проектировать, исследовать. Управленческий аспект. М.: 5 за знания. 2007

7.         Гришина И.В., Шевелев А.М. и др. Методические рекомендации по

разработке Программы развития образовательного учреждения. С-Пб.:

КАРО. 2006

8.         Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М. -

Воронеж. 2004

9.         Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. С-Пб. 2003

10.       Жукова Т.А. Дидактическая игра как значимый элемент подготовки

специалистов // Инновации в образовании. 2006. № 1

11.       Зашихин В.А. Инновационный проект развития акмеологической

полипрофильной школы // Профильная школа. 2005. № 6

12.       Зобнина Т.В. Акмеологическая система психологической подготовки

будущих учителей // Педагогика. 2006. № 6

13.       Климов Е.А. Психология профессионала. М. - Воронеж: НПО "МОДЭК".

1996

14.       Козырева О.А. В поиске акмеологических оснований развития

компетентности учителя // Начальная школа плюс до и после. 2006. № 2

15.       Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч. 2004. №

3, 6, 7, 8

16.       Маркова А.К. Психология профессионала. М.: Издательство РАГС. 1996

17.       Модель высокого качества Европейского фонда управления качеством. С-

Пб. 2002

18.       Мухина В.С. Психологический смысл исследовательской деятельности для

развития личности // Школьные технологии. 2006. № 2

19.       Натаров В.И. Рационализация состояния сознания как развитие

акмеологической адаптации // Вестник психосоциальной и коррекционно-

реабилитационной работы. 2001. № 4

20.       Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего. С-Пб.: КАРО. 2003

21.       Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. М.: Новая школа. 2001

Категория: Качество образования | Добавил: Geo (18.07.2011)
Просмотров: 7271 | Теги: Акмеология | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]