Приветствую Вас Гость!
Четверг, 21.06.2018, 06:15
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Качество образования

Анализ урока с применением информационно-коммуникационных технологий.

Психолого-педагогической теорией разработаны многочисленные схемы анализа урока, построенные на разных основаниях. Современный урок, в том числе с применением информационно-коммуникационных технологий, — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Для  выбора схемы анализа такого урока необходимо учитывать современные критерии качества образованности учащихся, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний, моделирования и конструирования условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания учащихся, как основу их личностной самоорганизации. Самое главное — урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но  и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.

При анализе урока нужно, прежде всего, решить, це­лесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке. Во многом это зависит от выбранной педагогом методики, поэтому необходимо, в первую очередь, оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Компьютер не­ должен применяться на уроке ради формы.

Работа и поведение учащихся на уроке также являются важными составляющими комплексного анализа урока с применением ИКТ. При оценке необходимо определить,  как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока,  как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

Особое внимание на уроке с применением компьютерной техники должно уделяться здоровьесберегающим технологиям. При анализе  необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических  требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.

Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока. Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.

Исходя из вышесказанного, можно предложить для  проведения анализа  и оценки  урока с применением информационно-коммуникационных технологий следующую схему.

Во-первых, анализируются методы деятельности учителя и ученика на всех этапах урока, на которых используются ИКТ.

Во-вторых, анализируется деятельность преподавателя по следующим критериям:

·        Методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету).

·        Методы использования средств ИКТ (выбранные методы использования средств ИКТ служат активизации познавательной деятельности учащихся, выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, ИКТ используются не как цель, а как еще один педагогический инструмент, способствующий достижению цели урока).

Организация учащихся при работе с использованием ИКТ (использование средств ИКТ повышает эффективность учебной деятельности учащихся, ИКТ используются как способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, как способ расширения зоны индивидуальной активности учащихся, И КГ дают возможность реализации личностно-ориентированнрго подхода в обучении).

Соблюдение санитарно — гигиенических требований (соблюдаются технические и эргономические требования к проведению урока с использованием компьютера).
Влияние использования ИКТ на результативность обучения (использование средств ИКТ способствует достижению всех целей урока,  эффективному закреплению материала,  оперативному контролю знаний учащихся и повышению качества обучения).

В-третьих, на основе, проведенного анализа, даются рекомендации и рецензия на урок:

·        выполнение плана урока;

·        достижение целей урока;

·        как   применение   ИКТ   способствует   повышению эффективности и качества обучения;

·        какие    изменения    целесообразно    внести    при повторном проведении урока на эту же тем;

·        общее заключение об уроке.

Необходимо отметить, что систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования информационных технологий в учебном процессе.

Литература:

1.      Кульневич С.В. Анализ современного урока. [Текст]: Практическое пособие для учителей, преподавателей и руководителей школ./ С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина – М.: Изд. «Учитель», 2006.

2.      Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html

http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html

ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Жукова Елена Леонидовна

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики  (ГОУ СПО «РКСИ»)

При подготовке к учебному занятию с применением ИТ нужно учитывать три составляющие общей готовности к данному процессу:

·        готовность педагога применять ИТ на учебном занятии;

·        готовность учащихся или студентов (наличие навыков работы с компьютерной и коммуникационной техникой);

·        готовность используемых технических средств и наличие необходимого программного обеспечения.

Готовность педагога к применению ИТ заключается в том, что он тщательно планирует этапы учебного занятия: подготовка, проведение и анализ. При подготовке составляет конспект учебного занятия, разрабатывает план урока или технологическую карту, создает необходимые электронные и презентационные материалы, методические указания и рекомендации по выполнению того или иного вида учебной деятельности.

В процессе проведения учебного занятия педагог анализирует свою работу и работу учащихся (студентов). Для анализа учебного занятия с применением ИТ можно обозначить следующие направления:

·        общая структура урока;

·        деятельность педагога и учащихся (студентов) и результаты деятельности;

·        трудности, связанные с проведением учебного занятия.

В общей структуре учебного занятия дополнительно следует отметить специфику, связанную с использованием компьютерных и коммуникационных средств, перераспределение времени по сравнению с обычным занятием, особенности связи нового материала с предыдущим,  способ оценки усвоения знаний. При оценке необходимо определить, насколько полно проверяются знания и навыки учащихся (студентов), как влияет индивидуальный темп работы отдельно каждого участника на общий темп работы группы, как реализуется самостоятельная деятельность, выявит интерес или его отсутствии к использованию ИТ, полноту реализации целей и задач учебного занятия, качество знаний, возникающие трудности.

Трудности, связанные с проведением учебного занятия, можно разделить на две группы: возникшие при подготовке к занятию и возникшие при проведении занятия. При подготовке преподаватель определяет проблемы, возникающие при подборе программного обеспечения, его изучение и отбором материала, способами применения на уроке. Для успешного проведения учебного занятия нужна предварительная работа, оценивающая готовность учащихся (студентов) к применению ИТ.

К выводам и рекомендациям педагога по проведению учебных занятий с применением ИТ можно отнести замечания по методике проведения и отбору материалов, изменения в плане уроков и их причины, замечания по работе с техническими устройствами, рекомендации по корректировке таких учебных занятий. Крайне важно оценить, уместно ли было использование компьютерной и коммуникационной техники именно на данном занятии, насколько органично ИТ сочетались с целями и задачами занятия и помогли в достижении цели.

Систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет разработать общую методику использования ИТ в учебном процессе.

 

 

Категория: Качество образования | Добавил: Geo (01.06.2011)
Просмотров: 6190 | Теги: анализ урока с применением ИКТ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]