Приветствую Вас Гость!
Суббота, 24.02.2018, 14:21
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки.

УРОК № 9.
Тема. Мировое хозяйство. Международное разделение труда и ин­теграция. Этапы формирования мирового хозяйства.
Цель:

сформировать у учащихся систему представлений о понятиях «мировое хозяйство»,  «международное разделение труда», «всемирная интеграция»;
систематизировать знания учащихся о закономерностях развития мирового хозяйства и его струк­туре;
способствовать развитию глобального мировосприятия учащихся.
Оборудование: атласы, географические карты.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Что изучает социально-экономическая география мира?
2)  Какие историко-географические регионы выделяются в мире?
3)  Какие причины обусловили формирование историко-географических регионов мира?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя.
Специализация труда является одновременно показателем раз­вития общества и профессионализма работника.
Вы знаете, что древнейшее разделение труда базировалось на половой принад­лежности: женщины занимались собирательством, мужчины — охотой. Следующим этапом стало отделение ремесленничества от земледелия, затем в средневековой Европе профессиональные ре­месленники начали объединяться в цехи и общины.
Сейчас специализация достигла такого уровня, что отдельный регион, на­пример, специализируется на рассаде томатов, которые будут высажены в открытую почву на другом краю континента, а пере­работаны и проданы — в другой части света.
Сегодня ни одна страна мира не может одинаково эффективно производить все, что необходимо для удовлетворения ее внутренних потребностей, да и необходимости в этом нет из-за нарастания процесса интегра­ции — связывания отдельных частей и систем в единое целое.
 Сегодня речь пойдет о формировании единого мирового хозяйства, включающего в себя национальные и региональные экономики.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя.
Мировое хозяйство — исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств, связанных между собой экономическими и политическими отношениями, в основе которых лежит междуна­родное разделение труда.
Как же складывалось мировое хозяйство?
Рассмотрим этапы это­го процесса.
Первым этапом, который рассматривается как усиление тен­денции к интеграции, считается образование империй древности.
Вторым этапом была эпоха Великих географических открытий, когда установились регулярные торгово-финансовые и производ­ственные связи между странами, регионами и континентами, до того многие века пребывавшими в изоляции, которая тормозила социально-экономический прогресс.
Центром процесса формирова­ния мирового хозяйства стала Европа, которая еще несколько веков удерживала абсолютное первенство — и на мануфактурной стадии развития капиталистических отношений (XV—XVIII вв.), и на стадии развития машинной индустрии (XVIII — рубеж XIX— XX вв.).
Третий этап формирования мирового хозяйства начался после окончания Второй мировой войны — во второй половине XX в., когда бывшие колонии получили независимость, начали развивать собственную экономику и тем самым включаться в ми­ровое хозяйство.
В настоящее время процесс формирования мирового хозяйства находится на четвертом этапе своего развития, что связано с пере­стройкой экономики стран бывшего социалистического лагеря.
Интеграция на этом этапе определяется в основном транснациональ­ными корпорациями, а также созданием крупных рыночных зон, объединяющих территории нескольких стран (ЕС, НАФТА — блок североамериканских стран, АСЕАН, МЕРКОСУР — Аргентина, Бра­зилия, Уругвай, Парагвай и др.).
Поскольку мировое хозяйство включает в себя разные по струк­туре и уровню социально-экономического развития национальные хозяйства, ему свойственны неоднородность и внутренние противо­речия.
В ходе их разрешения меняется сама структура мирового хозяйства: расширяются экономические связи, чему способствует транспорт, в эпоху НТР увеличивший скорости и грузоподъемность, а также основа мировых экономических отношений — мировой рынок.
Вопрос.
Как вы думаете, что является организующей основой мирового хозяйства?
Рассказ учителя.
Организующей основой мирового хозяйства является междуна­родное разделение труда (МРТ) — высшая форма разделения тру­да. МРТ выражается в специализации отдельных стран на произ­водстве определенных видов продукции, услуг и последующем обмене ими. МРТ представлено международной торговлей материальными товарами, а также торговлей услугами (международный туризм, финансовая и посредническая деятельность, транспортное обслужи­вание, обучение).
МРТ определяется многими факторами, главны­ми среди которых являются экономико-географическое положение страны, ее природно-ресурсный потенциал и уровень социально-эко­номического развития. Хозяйственный облик стран современного мира определяется их международной специализацией.
Например, Саудовская Аравия яв­ляется поставщиком на мировой рынок нефти, Канада — зерновых, Замбия — меди, Япония — машиностроительной продукции, робо­тотехники, радиоэлектроники, автомобилей, капитала.
Проблемный вопрос.
Какие страны менее зависят от колебаний цен на мировом рын­ке: те, которые поставляют 1—2 вида продукции, или те, которые поставляют больше видов продукции?
Ответ обоснуйте. Приведите примеры.
Рассказ учителя.
Серьезные изменения мирового хозяйства, которые оно претер­пело за последнее время, вызваны следующими причинами:
—  научно-техническая революция;
—  интенсивные интеграционные процессы;
—  сырьевой, энергетический и общеэкономический кризисы;
—  обострение глобальных проблем человечества.
Вопрос.
Что такое научно-технический прогресс?
Рассказ учителя.
Научно техническая революция (НТР) — это коренное качествен­ное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, непосредственную производительную силу.
НТР началась в середи­не XX в. под влиянием крупнейших научно-технических откры­тий, возросшего взаимодействия науки и техники и резко ускорила научно-технический прогресс, изменив все сферы жизни общества. Так, к последствиям НТР относятся «информационный взрыв», возросшие требования к уровню образования, квалификации, куль­туры, организованности и ответственности работников, появление новой степени МРТ — международной экономической интеграции.
Международная экономическая интеграция — это процесс разви­тия глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении общей согласованной политики.
Вопрос.
Какие международные экономические организации и союзы вы можете назвать?
Рассказ учителя.
Международные экономические связи по формам различаются следующим образом:
—  внешняя торговля;
—  вывоз капитала;
—  научно-техническое сотрудничество;
—  компенсационные сделки;
—  кредитно-финансовые отношения;
—  предоставление услуг (обслуживание иностранного транспор­та, международного туризма и пр.).
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1) Что такое мировое хозяйство? Международное разделение тру­да? Научно-техническая революция?
2)  Что является основой международного разделения труда?
3)  В каких формах осуществляются международные экономичес­кие связи?
4)  Как вы понимаете словосочетание «глобальный мир»?
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
—  формирование мирового хозяйства, начавшееся несколько тысяч лет назад, сейчас находится на четвертом этапе своего раз­вития;
—  международное разделение труда
— специализация хозяйства стран мира на производстве определенной продукции для последу­ющего обмена;
—  мировое хозяйство с конца XX в. претерпевает серьезные из­менения вследствие НТР, интеграции, общеэкономического кризи­са и глобальных проблем человечества.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, §............
Категория: Уроки. | Добавил: Geo (12.10.2011)
Просмотров: 4177 | Теги: Мировое хозяйство. Международное ра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]