Приветствую Вас Гость!
Вторник, 20.11.2018, 23:51
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки.

УРОК № 8.
Тема. География мировых природных ресурсов: минеральных, зе­мельных, лесных, водных, Мирового океана, рекреационных.
Цель:

сформировать у учащихся систему знаний о ресурсообеспеченности отдельных территорий Земли определенными вида­ми ресурсов;
систематизировать представления учащихся о ми­неральных, земельных, лесных, водных, рекреационных ресурсах в виде краткой характеристики каждого вида ре­сурсов;
развивать умения учащихся самостоятельно работать с картографическим и статистическим материалом.
Оборудование: физическая карта мира, карта полезных ископаемых.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II.  АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Что такое природные ресурсы?
2)  Какие виды природных ресурсов различают?
3)  Какие ресурсы относятся к исчерпаемым? Неисчерпаемым?
4)  От каких факторов зависит размещение природных ресурсов?
5)  Что такое ресурсообеспеченность? Антропосфера? Природополь­зование?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя.
Современное мировое хозяйство приобрело глобальные черты не только с точки зрения охвата всего человечества, но и с точки зре­ния использования природных ресурсов.
Так, если раньше вода и воз­дух воспринимались как условия существования человека и боль­шинства живых организмов, то сейчас они являются обязательными в производственных процессах наравне с сырьем и энергоносителя­ми.
Человечество чрезвычайно расширило рамки своего взаимодей­ствия с географической средой, поскольку различные территории, на которых проживают люди, обеспечены ресурсами далеко не оди­наково.
Об особенностях этой обеспеченности и пойдет речь на се­годняшнем уроке.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя.
Кратко охарактеризуем особенности каждой группы природных ресурсов.
1. Минеральные ресурсы — основа производства промышленной продукции.
Задание.
Назовите разновидности минеральных ресурсов. Приведите при­меры.
Рассказ учителя.
Итак, минеральные ресурсы можно разделить на топливные (уголь, нефть, природный газ, сланцы), рудные (железная, марган­цевая, оловянная, медная руды) и нерудные. Ежегодно из недр Земли извлекают 100 млрд. т различного минерального сырья и топлива — руды черных и цветных металлов, уголь, нефть, газ, горно-хими­ческое сырье, строительные материалы.
Рудные полезные ископаемые сохраняют в современном мире свое значение, поскольку они по-прежнему остаются основными конструкционными материалами, то есть материалами, из которых из­готавливают строительные конструкции и детали машин и меха­низмов.
Задание.
С помощью карт атласа ответьте на следующие вопросы.
1)  В каких странах сосредоточены большие запасы железной руды? (Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Либерия, Гвинея, Ал­жир и т. д.)
2)  Какой цветной металл является самым распространенным? (Алюминий.)
3)  В каких странах сосредоточены большие запасы руд алюми­ния — бокситов? (Австралия, Ямайка, Суринам, Гайана, Франция, Италия, Ин­дия, США, Россия.)
4)  Какие страны владеют крупнейшими месторождениями мед­ной руды? (Замбия, Заир, Чили, США, Канада, Австралия.)
Рассказ учителя.
Некоторые страны не имеют рудных ископаемых вовсе или недо­статочно ими обеспечены: Япония вынуждена экспортировать прак­тически все минеральные ресурсы, ФРГ — железную руду, Ита­лия — медную руду.
2. Топливные ресурсы.
До XX в. основным энергоносителем была древесина, однако затем ее вытеснил уголь, который в свою очередь уступил место нефти и газу.
Разведанные мировые запасы нефти опре­деляются в 136 млрд т, природного газа — 141 трлн. м3, при этом 77 % мировых запасов нефти и 41 % газа приходится на долю стран ОПЕК.
Задание.
Заполните под диктовку таблицу «Страны, обладающие круп­нейшими запасами топливных ресурсов (нефть и газ)» .

Данные о запасах полезных ископаемых в разных источниках могут отличаться, так как в одних случаях речь идет об общих запасах, в других — о разведанных или достоверных.

Рассказ учителя.
Использование энергетических ресурсов демонстрирует уровень развития страны или региона.
Так, потребление энергии развиты­ми государствами значительно превосходит аналогичные показате­ли менее развитых стран. Большинство развивающихся государств, за исключением стран-экспортеров, не имеют значительных запа­сов энергоносителей.
3. Земельные ресурсы, почвенный покров — основа живой при­роды. Сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые человеком для производства сельскохозяйственной продукции, за­нимают 4783 млн га — это всего 1/3 земельного фонда планеты.
Оставшиеся 2/3 суши заняты горами, пустынями, ледниками, бо­лотами и лесами. Сельскохозяйственными угодьями являются пашни (на них приходится 1350 млн. га, то есть 11 % площади суши), мно­голетние насаждения, луга и пастбища (занимают 3335 млн. га, то есть 24 % площади суши). Как и остальные виды природных ресурсов, земельные ресурсы планеты распределены неравномерно.
Задание.
С помощью физической карты мира назовите регионы планеты, где пользование земельными ресурсами невозможно по климати­ческим причинам. (Высокогорья Центральной Азии, Гренландия, север Канады и США (Аляска), север России, Центральная Австра­лия, Сахара.)
Рассказ учителя.
Одной из острейших проблем человечества является ежегодное сокращение площади сельскохозяйственных угодий в результате неправильного землепользования. Только эрозия и ее последствия (заболачивание, засоление, выщелачивание) выводят из пользова­ния 6—7 млн. га земли в год. Поэтому первоочередной задачей человечества является не только повышение плодородия земель, но и сохранение фонда сельскохозяйственных угодий в целом.
4.  Лесные ресурсы занимают около 4 млрд. га, то есть примерно 30 % площади суши Земли. Вопрос.
Какие функции выполняют леса? (Водоохранная, полезащитная, хозяйственная, рекреационная.)
Рассказ учителя.
За последние двести лет площадь лесов в мире сократилась в два раза. Площади лесов продолжают ежегодно сокращаться, причем ухудшается и качество оставшихся.
Из-за каких причин это проис­ходит?
В экономически развитых странах потеря лесов (до 30 млн. га в год) и ухудшение их качества вызвано в основном кислотными дождями. Обезлесение территории большинства стран «третьего мира» обусловлено прежде всего хищнической вырубкой под луга и пастбища 11—12 млн. га ежегодно.
Задание.
С помощью карт атласа назовите страны, обеспеченные лесными ресурсами.
Рассказ учителя.
Из предыдущих курсов вы знаете, что обозначение лесов как «лег­ких планеты» и «кладовой природы» — не просто красивые фразы, а отражение их реального значения в жизни Земли, в том числе и человечества. Поэтому отношение человека к лесным ресурсам должно измениться как можно быстрее: потери лесов могут приве­сти к необратимым изменениям условий существования жизни на планете.
5.  Водные ресурсы.
Вода — основа жизни на Земле, поскольку подавляющее большинство живых организмов не могут без нее суще­ствовать. Конечно, обитатели суши прежде всего нуждаются в прес­ной воде, человеку для удовлетворения физиологических потребнос­тей в среднем нужно 2,5 литра в день.
Дефицит пресной воды ощущают как развитые государства мира, так и многие развивающиеся страны, поскольку 60 % суши недостаточно обеспечены ресурсами пресной воды. Ничего удивительного в этом нет: согласно расчетам, каждый житель планеты вместе с обслуживающими его механизмами в год потребляет 900 т воДы, причем этот объем постоянно возрастает.
Кроме того, общий объем необходимой воды растет вместе с населением Зем­ли. Одним из выходов является сооружение опреснителей.
Современное потребление достигает 3500 км   в год, то есть на каждого жителя планеты приходится по 650 м3. Задание. Подумайте, какими причинами, кроме названных, обусловлен растущий дефицит воды.   
Рассказ учителя.
Итак, растущий дефицит воды связан:
—  с быстрым ростом численности населения Земли;
—  с увеличением расхода воды в сельском хозяйстве и промыш­ленности;
—  с возрастанием загрязнения гидросферы и снижением способ­ности водоемов к самоочищению.
6. Ресурсы Мирового океана.
Мировой океан занимает 71 % об­щей площади поверхности Земли.
Человечество издавна добывало в водах океана рыбу и морского зверя, водоросли и другие морепро­дукты.
Относительно недавно развитие техники позволило не толь­ко открыть в Мировом океане громадные запасы полезных ископа­емых, но и начать их добычу.
Геологи обнаружили в Мировом океане 180 нефтегазоносных бассейнов, крупнейшие из которых находят­ся в Северном море, Персидском, Венесуэльском (Маракайбо) и Мек­сиканском заливах. Геологические запасы нефти оцениваются в 136 млрд. т, природного газа — в 141 трлн. м.
Залежи каменного угля на морском дне разрабатываются у побережий Великобрита­нии, Японии, Канады, Чили и других стран; железной руды — у берегов Канады, Франции, Финляндии, Швеции.
Руды добывают­ся землесосными снарядами, иногда просто экскаваторами, причем при разработке извлекаются такие редкие металлы, как титан, цир­коний, торий и пр.
Задание.
Предложите классификацию ресурсов Мирового океана.
Рассказ учителя.
Мировой океан обладает такими ресурсами:
—  биологические;
—  минеральные;
—  энергетические.
Мировой океан, издавна являвшийся транспортной магистралью, сейчас стал самой большой «транспортной сетью» Земли.
Из-за этого на дне океана накапливаются отходы хозяйственной деятельности, нередко — смертельно опасные для всего живого.
Многие международные организации неоднократно отмечали огромную опасность заг­рязнения океанических вод, и уже предпринят ряд попыток если не прекратить, то хотя бы ограничить и контролировать захоронение отходов в Мировом океане.
7. Рекреационные ресурсы — совокупность разного рода комп­лексов (природных, исторических, религиозных, культурных и пр.), способствующих восстановлению и развитию физических и эмоцио­нальных сил человека, его трудоспособности.
Задание.
Приведите примеры различных рекреационных ресурсов.
Може­те ли вы назвать рекреационные центры планеты?
Рассказ учителя.
Рекреационные ресурсы — самые «бесценные», поскольку выде­лить критерий для их определения и оценивания практически не­возможно.
Так, часть побережья Черного моря, находящаяся в зоне грузино-абхазского военного конфликта, практически не посещает­ся отдыхающими, в то же время небольшая датская деревушка при­обрела в глазах туристов громадную привлекательность после со­оружения в ней памятника самой маленькой собаке, занесенной в Книгу рекордов Гиннеса.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Какие группы природных ресурсов выделяют?
2)  Какую роль в жизни человечества играют минеральные ресурсы?
3)  Почему охрана лесов и лесовосстановительные работы явля­ются задачами, требующими немедленного решения?
4)  Каковы последствия нерационального землепользования?
5)  В чем кроются причины возрастания дефицита пресной воды?
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
—  в состав мировых природных ресурсов входят: минеральные, земельные, водные, лесные, Мирового океана, рекреационные ресурсы;
—  все виды мировых природных ресурсов характеризуются не­равномерным распределением по земному шару;
—  все виды мировых природных ресурсов нуждаются в рацио­нальном использовании и охране. 
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1)  Учебник, § ......
2)  Выполнить практическую работу № 2 «Сравнительная оценка ресурсообеспеченности двух отдельных стран или регионов мира (по выбору)».

Категория: Уроки. | Добавил: Geo (12.10.2011)
Просмотров: 4640 | Теги: Мирового океана, География мировых природных ресурсо, водных, рекреационных, лесных, земельных | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]