Приветствую Вас Гость!
Суббота, 24.02.2018, 14:20
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Экономическая география мира. » Уроки.

УРОК № 14.
Тема. Общая характеристика стран Западной Европы.
Цель:

сформировать у учащихся систему знаний о составе региона, особенностях его размещения, населения и общих чертах хо­зяйства;
углубить и закрепить практические навыки учащихся работать с комплексными картами атласа;
продолжить фор­мирование умений анализировать, систематизировать, обоб­щать изученный материал.
Оборудование: политическая карта мира, политическая карта За­падной Европы, атласы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
Будучи многоликим — он целостен — наш взаимосвязанный и взаимозависимый мир.
(В. Овчинников, «Своими глазами»)
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя с элементами беседы.
Изучая курс «География материков и океанов», вы составляли характеристики отдельных стран и уже имеете общее представле­ние о региональном делении мира. Кроме того, современные сред­ства массовой информации, друзья и знакомые, которые живут в дру­гих странах, сформировали у вас некоторые представления о странах мира и их особенностях.
Подумайте и ответьте на следующие воп­росы.
1)  Какое влияние на развитие территорий оказывает географи­ческое положение?
2)  Какие факторы влияют на размещение населения планеты?
3)  По каким признакам в современном мире можно выделить территориальные единицы?                                                                
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя.
Изучая общую экономико-географическую характеристику мира, вы убедились, что страны и государства значительно отличаются друг от друга историей, демографическими и экономическими по­казателями.
Приступая к изучению региональной географии, необ­ходимо вначале ответить на вопрос: на какие регионы и по какому принципу следует разделить современный мир для того, чтобы изу­чить его особенности?
Какой бы принцип разделения мира на регионы мы ни выбра­ли, это деление будет отражать образ нашего мышления и поэто­му носить условный характер.
Совсем недавно, например, практи­ковалось изучение мира по общественно-экономическим регионам, т. е. раздельное изучение социалистических и капиталистических государств.
В наше время наиболее удобно выделение историко-географических регионов мира, что дает возможность характери­зовать регионы с учетом их природных, исторических, культурных и  иных  особенностей.  
При  этом  следует  учесть,  что  историко-географические регионы отличаются постоянством, тогда как гра­ницы общественно-экономических регионов могут меняться до­вольно часто — в зависимости от изменений на политической карте мира.
Таким образом, вся суша планеты может быть представлена в виде крупных историко-географических ячеек, изучение кото­рых позволит получить более подробное представление о мире в целом.
 Первый регион, который мы будем изучать,— Западная Европа, много столетий подряд удерживал мировое лидерство. Здесь начи­нались экспедиции, совершившие Великие географические откры­тия, зародился капитализм и произошла первая промышленная революция.
В настоящее время регион продолжает играть значи­тельную роль в мировой политике и экономике, развитии науки и техники. Эти достижения помогают нам глубже воспринимать многоликость целостного мира, открывают поистине безграничные воз­можности для обмена ценностями.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя с использованием политической карты Запад­ной Европы и элементами беседы.
Изучение любого региона или государства требует определенной последовательности, которую отражает следующий план:
1. Экономико-географическое и политико-географическое поло­жение региона (государства).
Вопрос.
Что такое экономико-географическое положение объекта?
Поли­тико-географическое положение объекта?
Рассказ учителя.
ЭГП — это характеристика расположения определенной терри­тории и анализ тех факторов, которые оказывают влияние на раз­витие ее хозяйства.
ПГП — это положение региона (страны) относительно других регионов (стран) с точки зрения его общеполитических, экономи­ческих и военно-стратегических интересов.
Западноевропейский регион расположен на крайнем западе мате­рика Евразия и включает территории 25 государств.
Крупными раз­витыми странами региона являются Германия, Великобритания, Фран­ция и Италия; малыми промышленно развитыми — Австрия, Бельгия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Швеция, Финляндия, Дания, Люксембург, Исландия; среднеразвитыми — Испания, Португалия, Греция, Ирландия. Есть в регионе и «страны-карлики»: Андорра, Ватикан, Мальта, Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн, Гибралтар.
В регионе только две страны не обладают государственным суверени­тетом: Андорра находится под протекторатом Франции и Испании, а Гибралтар является владением Великобритании.
Много веков подряд этот регион играл роль центра мирового раз­вития. Узловое положение на главных морских путях мира — из Европы в Америку, Азию и Африку, способствовало расширению экономических связей большинства западноевропейских стран, ко­лониальным захватам, доставке разнообразного сырья для бурно развивающейся промышленности.
Тесным интеграционным связям внутри региона способствовало и компактное расположение его стран. Однако наличие рядом с регионом очага политической нестабиль­ности (более двух веков Балканы называют «пороховой бочкой Ев­ропы») отрицательно сказывалось на экономической и политиче­ской ситуации в Европе.
2. Природно-ресурсный потенциал.
Вопрос.
Что такое природные условия и природные ресурсы?
Какой тип климата преобладает в регионе?
Какие формы рельефа?
Какие почвы?
Рассказ учителя.
Страны региона располагают вполне благоприятными природны­ми условиями для хозяйственного развития: хорошим сочетанием равнинных и горных форм рельефа, преобладанием умеренного климата, разнообразными почвами. Однако запасы некоторых минеральных ресурсов почти исчерпаны в результате длительной эксплуатации.
С одной стороны, в отдельных странах имеются про­мышленные запасы нефти и природного газа (Франция, Нидерлан­ды), угля (Рурский бассейн Германии, Уэльский и Ньюкаслский в Великобритании), железной руды (Швеция, Лотарингский бассейн во Франции и др.), руд цветных металлов (Германия, Испания, Италия).
С другой стороны, многие эти месторождения близки к исто­щению, поэтому страны Западной Европы импортируют значитель­ные объемы топливных и рудных ресурсов. Сравнительно хорошо страны Западной Европы обеспечены пре­сной водой, однако ее запасы сильно загрязнены.
Задание.
Найдите на карте и назовите крупные водные артерии Западной Европы.
Рассказ учителя.
Невысокое плодородие почв региона компенсируется тщательно продуманной и сбалансированной мелиорацией.
Леса Западной Ев­ропы в основном выполняют рекреационную функцию, 40 % их запасов приходятся на Швецию и Финляндию.
Задание.
Сделайте вывод о том, насколько природно-ресурсный потенциал Западной Европы благоприятен для жизни населения и развития хозяйства.
Рассказ учителя с использованием карт атласа «Густота населен­ия», «Народи», «Урбанизация».
3. Население.
Население Западной Европы составляет около 6,8 % от общей численности населения мира.
При средней плотности населения 108 чел./км2 наиболее густо заселены Северная Франция, Рур (Гер­мания), Нидерланды. Средний уровень урбанизации Западной Ев­ропы — 76 %, а главной формой расселения являются городские агломерации, крупнейшие из которых — Лондонская (около 13 млн чел.) и Парижская (более 10 млн чел.).
Снижение рождае­мости при возрастании средней продолжительности жизни свойствен­но Западной Европе вот уже более ста лет.
Вопрос.
Какие типы воспроизводства населения различают?
Какой из этих типов свойствен Западной Европе?
Рассказ учителя.
Экономически активное население составляет 66 % от общего количества трудоспособных, поэтому уровень безработицы доволь­но высок и составляет 15—17 млн чел.
4.  Общая характеристика хозяйства.
В мировом производстве на долю стран Западной Европы прихо­дится 1/4 промышленной продукции и 1/5 — сельскохозяйственной.
Задание.
С помощью комплексной карты атласа и текста учебника (§ 25 [17]) определите отраслевой состав и географию основных отраслей промышленности и сельского хозяйства Западной Европы.
Рассказ учителя.
Итак, анализ статистического и картографического материала позволяет сделать следующие выводы:
—  отраслевая структура хозяйства стран Западной Европы ха­рактеризуется преобладанием доли промышленности и непроизвод­ственной сферы;
— в отраслевой структуре промышленности региона ведущую роль играют обрабатывающие отрасли, соотносящиеся с добывающими примерно как 9:1;
—  промышленность и сельское хозяйство региона ориентируют­ся на производства, сберегающие сырье, энергию, затраты труда и использующие новейшие научно-технические достижения;
—  в отраслевой структуре сельского хозяйства лидирует живот­новодство;
— в сельском хозяйстве четко прослеживается пригородная и зо­нальная специализация:
Северная Европа — крупнейший в мире район интенсивного мясо-молочного животноводства, где также выращивают лен, картофель, рожь, ячмень, сахарную свеклу;
Сред­няя Европа специализируется на выращивании зерновых (пшени­ца, кукуруза, ячмень и пр.), овощей и фруктов умеренного пояса в сочетании с мясо-молочным животноводством;
Южная (Среди­земноморская) Европа — район тропического сельского хозяйства, где выращивают также зерновые;
—  хозяйство стран Западной Европы высоко развито и характе­ризуется высокими показателями суммарного ВВП.
В чем же причины столь успешного развития западноевро­пейских стран?
На территории региона происходили сражения двух мировых войн, разрушавших хозяйство практически до ос­нования, однако высокий уровень жизни западноевропейского на­селения быстро восстанавливался.
Одной из главных причин являются интенсивные связи региона — как внешние, так и внут­ренние.
Западная Европа усилила внутреннее единство созданием Евро­пейского Союза и к концу тысячелетия, использовав свое влияние, возможности и ресурсы, вышла на мировую арену как единое це­лое — в торговле, экономике, политике, культурно-техническом обмене.
Подписанный в 1991 г. Маастрихтский договор положил нача­ло существованию крупнейшего в мире торгово-экономического блока, общий ВВП которого сопоставим с ВВП США, а научно-технический и финансовый потенциал уступает только США. Европейский союз концентрирует на внутреннем рынке 40 % тор­говли товарами и 30 % — услугами. Страны — члены ЕС в 1997 г. одобрили прием еще пяти стран — Венгрии, Кипра, Польши, Чехии и Словении, которые вошли в союз в 1999 г. 5.  Транспорт.
Западноевропейская транспортная сеть исключительно качествен­но выполняет требования интеграционных процессов в регионе, обес­печивая внутренние и внешние перевозки.
Наибольший объем пас­сажире- и грузоперевозок приходится на автомобильный транспорт, в то время как значение железнодорожного транспорта несколько уменьшается. Водный транспорт обеспечивает внешние и частично внутренние (основная артерия — река Рейн) перевозки.
Возрастает роль воздушного и трубопроводного транспорта.
Транспортная сис­тема Западной Европы постоянно совершенствуется и модернизи­руется в техническом отношении.
6. Внешнеэкономические отношения.
В структуре импорта западноевропейских стран преобладают сырье, энергоносители, полуфабрикаты. Экспортируют машины, промышленное оборудование, химикаты.
Около 2/3 внешних опе­раций приходится на взаимную торговлю стран региона, 1/5 — на развивающиеся страны, 1/10 — на США и Японию. Восстанавлива­ется объем торговых операций с бывшими социалистическими стра­нами, ранее составлявший 4—5 %.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа по вопросам.
1)  Как объяснить высокий уровень экономического развития стран Западной Европы при крайне невысокой обеспеченности региона собственными минеральными ресурсами?
2)  Каковы особенности возрастной структуры населения запад­ноевропейских стран?
3)  Является ли образование Европейского Союза положительным явлением? Отрицательным? Ответ обоснуйте.
4)  Какие проблемы промышленности и сельского хозяйства яв­ляются для региона наиболее актуальными?
5)  Какие страны Западной Европы обладают наиболее развитой индустрией туризма?
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
—  регион Западная Европа характеризуется исключительно вы­годным географическим положением и разнообразием природно-ресурсного потенциала, что способствует высокому уровню разви­тия хозяйства;
—  для населения западноевропейских стран характерно «старе­ние», обусловленное снижением естественного прироста; расселено население неравномерно, большая его часть проживает в городских агломерациях;
—  хозяйство стран региона высоко развито и характеризуется высокими показателями суммарного ВВП;
—  одна из главных особенностей региона — интенсивные интег­рационные процессы всех сфер жизни.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1)  Учебник.
2)  Нанести на контурную карту страны Западной Европы и их столицы, выделив страны — члены ЕС.
Категория: Уроки. | Добавил: Geo (12.10.2011)
Просмотров: 4362 | Теги: Общая характеристика стран Западной | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]