Приветствую Вас Гость!
Вторник, 05.11.2024, 21:24
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наши НОВОСТИ

Конкурс

Учитель географии

Учитель географии

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация

Форма входа

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Поиск

Рекомендую:

Гости сайта



free counters
Free counters

Наша кнопочка

Учитель географии

Каталог статей

Главная » Статьи » Дополнительный материал к урокам географии

Географический словарь.
НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО.
К - М (К Л М)

Перейти:
НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО.
К - М (К Л М);

КОЛОНИЯ,
  страна или территория, не имею­щая  политической самостоятельности, находя­щаяся под властью иностранного государства — метрополии. Более мягкая форма зависимости от метрополии — протекторат, устанавливаемая в результате неравноправного договора.   
КОНВЕРСИЯ,  см. Военная промышленность.
ЛЕГКАЯ   ПРОМЫШЛЕННОСТЬ,    совокупность отраслей промышленности, производящих в ос­новном   предметы   потребления.  Ведущая отрасль —  текстильная, главными регионами которой являются  Восточная  Азия, Южная Азия, страны СНГ, зарубежная Европа, США. По производству хлопчатобумажных тканей ли­дирует Китай, Индия, Россия, США, Япония. По  производству тканей из химических воло­кон  — США,  Индия, Япония, Республика Ко­рея, Тайвань. В последнее время выпуск тканей в развитых странах сокращается, а в развиваю­щихся текстильная промышленность пережива­ет подъем, ориентируясь прежде всего на деше­вую рабочую силу.   
ЛЕСНАЯ   И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ    ПРОМЫШ,    комплекс отраслей добываю­щей   и  обрабатывающей   промышленности, включает  лесозаготовительную, лесопильную, деревообрабатывающую  и лесохимическую от­расли. В пределах сев. лесного пояса заготавли­вается древесина хвойных пород, которая пере­рабатывается в древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады является отраслью международной специализации. Кана­да занимает первое место по экспорту лесной продукции. В пределах юж. пояса, где заготав ливается лиственная древесина, наибольшее значение имеют Бразилия, Тропическая Афри­ка, Юго-Вост. Азия. Отсюда древесина морским путем вывозится в Японию, Западную Европу.    
ЛЕСНЫЕ  РЕСУРСЫ, один из важнейших  ви­дов биологических ресурсов. Характеризуются размерами лесной площади (4 млрд га в мире) и запасами древесины на корню (350 млрд м3), ко­торые ежегодно увеличиваются на 5,5 млрд м3. Площадь  лесов мира  ежегодно уменьшается благодаря хозяйственной деятельности челове­ка (как минимум на 25 млн га), мировая заго­товка древесины в 2000 г. должна достигнуть 5 млрд м3, т. е. ежегодный прирост древесины будет полностью использован. Леса мира обра­зуют  2 лесных пояса. На Северный (Россия, США,  Канада, Финляндия, Швеция) приходит­ся Уз всех лесных массивов в мире и почти та­кая же часть всех запасов древесины. В Южном (Амазония, бассейн Конго и Юго-Вост. Азия), в настоящее время происходит катастрофически быстрое сведение тропических лесов (в 80-е гг. ежегодно вырубалось 11 млн га).    
МАШИНОСТРОЕНИЕ,    ведущая отрасль миро­вой промышленности,  занимает первое место среди всех отраслей по числу занятых и по стои­мости продукции. Примерно 9/10 всей машино­строительной продукции производят развитые страны, 1/10 —  развивающиеся. Однако в по­следнее время в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике, новых индустриальных странах Азии машиностроение достигло высокого уровня. Ос­новные  машиностроительные   регионы: Сев. Америка, зарубежная Европа, Вост. и Юго-Вост. Азия, СНГ.    
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ     КОМПЛЕКС  (МСК), совокупность отраслей промышленности, произ­водящих оборудование для всех подразделений народного хозяйства, а также многие предметы потребления. Задача  МСК   —  обеспечивать хозяйство все более совершенными машинами. В  его составе более 70 отраслей: приборострое­ние, химическое, электротехническое, энергети­ческое машиностроение, станкостроение и инст­рументальная  промышленность,  строительно-дорожное, тракторное машиностроение и авто­мобилестроение. Особенности, определяющие географию  МСК: наукоемкость (новейшие от­расли — робототехника, выпуск ЭВМ, радио- и телеаппаратуры ориентирован на научные цен­тры), трудоемкость (станкостроение, авиацион­ная и электронная промышленность — ориенти­рованы на наличие  квалифицированных  кад­ров), металлоемкость (предприятия тяжелого машиностроения ориентированы  на металлур­гические базы), специализация и кооперирова­ние (заводы, как правило, размещаются в соот­ветствии с размещением поставщиков комплек­тующих  деталей), ориентация на потребителя (специальное тяжелое оборудование, например зерновые комбайны или лесовозы, производят в районах их эксплуатации).
МЕЖДУНАРОДНЫЕ    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ   ОТНО­ШЕНИЯ,  включают разнообразное участие стран в обмене материальными и духовными  ценно­стями. Торговля — одна из форм М. э. о. Темпы роста внешнеторгового оборота значительно опе­режают темпы роста производств в целом, при­чем увеличивается доля готовых изделий. Гео­графия мировой торговли отличается крайней неравномерностью: первое место — 70% оборота приходится на развитые страны Запада, в том числе 45%  — на Зап. Европу (многие стравы Зал. Европы и США имеют пассивный торговый баланс, что связано с зависимостью их от импор­та топлива и сырья); второе — на развивающие­ся стравы; третье — на страны, ранее входив­шие  в Совет  Экономической Взаимопомощи (СЭВ): страны СНГ, Вост. Европы, Куба, Вьет­нам  и др. Кредитно-финансовые  отношения (еще одна форма М. э. о.) выражаются в предос­тавлении  займов и кредитов,  в экспорте и импорте капитала. Главные экспортеры капита­ла —  США,   Япония, Великобритания, ФРГ. В  последнее время новые центы мирового зна­чения сформировались  в Юго-Западной Азии, Сингапуре, Гонконге. Научно-технические свя­зи выражаются в международном  обмене науч­но-техническими знаниями и в осуществлении совместных научных  разработок и проектов в сфере исследования космоса (Интеркосмос), ох­раны окружающей   среды (Международный со­юз охраны природы) и др. К сфере М. э. о. отно­сятся также предоставление международных ус­луг: транспортных, строительных, услуг в об­ласти  страхования, рекламы,   инженерного проектирования,  обмена  производственным опытом, а также международный туризм. Глав­ным  туристским регионом всегда была Европа. Все большую роль начинают играть США, мно­гие развивающиеся страны.   
МЕЛИОРАЦИЯ,   комплекс мер по улучшению земель и повышению их плодородия. Может от­носиться только к с/х землям или к ландшафту в целом. Включает ирригацию (орошение, по­полнение почвенной влаги в условиях засушли­вого климата), осушение, снегозадержание, гип­сование и промывка засоленных почв, закрепле­ние оврагов и посадка лесополос.   
МЕТРОПОЛИЯ,   см. Колония.   
МИГРАЦИИ    НАСЕЛЕНИЯ,  переселение лю­дей из одного места в другое. Различают внеш­ние и внутренние М. н. Внешние М. н. возникли в глубокой древности, продолжались в эпоху Ве­ликих географических открытий, наибольшее развитие получили в эпоху капитализма. До се­редины XX в. главным очагом эмиграции (высе­ления) была Европа и в меньшей степени Азия. Очагами иммиграции  (вселения) были США, Канада, Латинская Америка, Австралия. После второй мировой войны география внешних М. н. заметно изменилась: уменьшились межконти­нентальные  и увеличились внутриконтинен-тальные миграции  и возникла  новая форма внешних М. н. — «утечка мозгов» (выезд высо­коквалифицированных  специалистов из менее развитых стран в более развитые). Внутренние (внутригосударственные) М. н. бывают несколь­ких видов, перемещение населения из сельской местности в  города, освоение новых земель, беженство (вынужденное  переселение людей) и т. д. М. н. бывают также сезонными (вызван­ными  необходимостью привлечения временной рабочей силы или туризмом), маятниковой (ре­гулярными  перемещениями между  населенны­ми пунктами).    
МИНЕРАЛЬНЫЕ   РЕСУРСЫ, природные веще­ства минерального происхождения, используе­мые для получения энергии, сырья и материа­лов. Относятся к категориигаевозобновимых.    
МИРОВАЯ   ТРАНСПОРТНАЯ  СИСТЕМА,  сово­купность путей сообщения, транспортных пред­приятий и транспортных средств. На транспорте (отрасль материального производства, занятая перемещением  грузов и пассажиров), занято в мире  более 100 млн человек. Общая  длина транспортной сети (без морских трасс) превы­шает  35 млн км. Ежегодно перевозится более 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров. В мировом пассажирообороте первое место при­надлежит автомобильному транспорту, в миро­вом грузообороте — морскому. Региональные транспортные системы  характерны для  Сев. Америки, Зарубежной Европы, стран СНГ, Юж. Азии, Юго-Зал. Азии, Латинской Америки, Ав­стралии.    
МИРОВОЕ  ХОЗЯЙСТВО, исторически сложив­шаяся  совокупность национальных  хозяйств стран мира, связанных между собой всемирны­ми экономическими отношениями. Географиче­ская модель М. х. постоянно меняется, и если до конца XIX в. преобладал один центр — Европа, то сейчас она стала полицентрической. Возникло географическое разделение труда — специализа­ция отдельных  стран на выпуске конкретной продукции и производстве услуг и последующий обмен ими. Современное М. х. характеризуется международной  экономической интеграцией — процессом развития устойчивых взаимосвязей отдельных групп стран на основе согласованной межгосударственной политики.  Наиболее из­вестные экономические группировки: Европей­ский Союз (ЕС), зона свободной торговли между США,  Канадой  и Мексикой, Латиноамерикан­ская ассоциация интеграции (ЛААИ), Ассоциа­ция государств Юго-Вост. Азии (АСЕАН). Суще­ствуют  и отраслевые экономические группи­ровки (организация 13 стран—экспортеров неф­ти — ОПЕК).    
МОНАРХИЯ,   форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху (королю, князю, султану, шаху, эмиру) и  передается по наследству. Монархия может быть абсолютной, когда власть монарха почти не ограничена  (Бруней, Бахрейн, Катар,  ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия и др.) или конституци­онной, когда верховная власть ограничена кон­ституцией. В современном мире наиболее распро­странены конституционные монархии (Бельгия, Великобритания, Испания,  Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.). Теократическая монар­хия, когда монарх — глава церкви (Ватикан).    
МОРСКОЙ   ТРАНСПОРТ,  вид водного транс­порта, производящий  перевозки по морям  и океанам. Характеризуется небольшими затрата­ми  труда, высокой грузоподъемностью, обслу­живает около 4/5 всей международной торговли. Общая   протяженность морских трасс  — не­сколько миллионов км. Общий тоннаж торгово­го флота достигает 420 млн т. Суда плавают под флагами 160 стран, но главную роль играют Ли берия, Панама, Япония, Великобритания, Нор­вегия, США, Россия, Греция. Наличие большо­го флота у Либерии, Панамы объясняется тем, что под их флагами плавают суда США, Япо­нии, Норвегии, ФРГ, Великобритании. Первое место в перевозках по морю занимают нефть и нефтепродукты. Растут перевозки судами-сухо­грузами железной руды, угля, зерна, леса и др. Общее число морских портов — свыше 2,7 тыс., а портов-гигантов — 30 (перегрузка составляет 50 млн т/год). Подразделяются на универсаль­ные и специализированные (нефтяные, рудные и др.) порты. По размерам морских перевозок первое место  принадлежит  Атлантическому, второе — Тихому, третье — Индийскому океа­ну. На географию М. т. большое влияние оказы­вают международные проливы и каналы (преж­де всего, Суэцкий и Панамский, а также Ла-Манш, Гибралтарский пролив, Кильский канал и др.). М. т. делится на каботажный (между пор­тами одной страны) и международный дальнего плавания. Особый вид М. т. — морские паромы, перевозящие железнодорожные  составы (через проливы  Керченский, Татарский, Скагеррак, Па-де-Кале, Кабот, а также в Каспийском, Бал­тийском, Черном и Тирренском морях). 


Перейти:
НАСЕЛЕНИЕ И ХОЗЯЙСТВО.
К - М (К Л М);
Категория: Дополнительный материал к урокам географии | Добавил: Geo (07.10.2012)
Просмотров: 1695 | Теги: географический словарь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]