Главная » Файлы » Педагогический опыт » К уроку географии. |
03.02.2012, 17:09 | |
Тема урока. Внутренние воды Южной Америки. Цель урока: - образовательная: сформировать представления об особенностях внутренних вод материка Южная Америка, изучить крупнейшие речные системы и озёра материка и их особенности, определить зависимость речной сети от климата и рельефа; - развивающая: развивать внимание, географическое мышление, умение анализировать, сравнивать, аргументированно излагать учебный материал, делать выводы; навыки работы с атласом и контурной картой; - воспитательная: воспитание бережного и внимательного отношения к природным ресурсам Земли, любознательности, чувства ответственности, толерантности, взаимопонимания, работая по принципу доверия, относительно мягкого контроля. Тип урока: комбинированный. Методы и приемы: частично-поисковый, словесный, картографический, игровой. Оборудование: физическая и климатическая карты Южной Америки, атласы, контурные карты, авторская презентация . Ход урока. І. Организация класса (1 мин) - Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать после выходных, рада, что вы все живы и здоровы. Надеюсь, что вы хорошо отдохнули и запаслись любознательностью, наблюдательностью, внимательностью, терпением, настойчивостью, а главное – у вас есть большое желание получить новые знания, расширить свой кругозор и стать образованными людьми и я вам в этом очень хочу помочь. Ну, что «грызём гранит науки» вместе? ІІ. Актуализация опорних знаний (10 мин) 1. Беседа (3 мин) - Сегодня на уроке мы продолжим наше удивительное путешествие по материкам. Но прежде, чем мы в него отправимся, нам необходимо выяснить, как мы к нему готовы и проверить наши опорные знания. Итак, - Природу какого материка мы с вами изучаем? - А природу каких уже изучили? - По какому типовому плану мы знакомимся с материками? - Какие последние сведения о материке Южная Америка вы узнали? - Сегодня эти знания вам очень пригодятся на уроке, поэтому давайте проверим их более детально. 2. Проверка домашнего задания(7 мин) Географический диктант по теме "Климат”, (см. приложение №1) Взаимопроверка. Итог. ІІІ. Изучение нового материала (30 мин) 1. Вступительное слово учителя (1 мин) - Ребята, мы выяснили, насколько хорошо подготовлены для нашего дальнейшего путешествия по Южной Америке. Этот материк удивляет не только своим климатом, но и внутренними водными ресурсами. Воды суши этого материка удивительны и неповторимы, среди них много рекордсменов, с которыми мы сегодня на уроке и познакомимся. Тема урока: «Внутренние воды Южной Америки» (на слайде – записываем в тетрадь) 2. Беседа (5 мин) - Давайте вспомним, что мы относим к внутренним водам материка? - Какие из них есть на материке Южная Америка? - Пользуясь атласом, назовите крупные реки и озёра, покажите их на карте. - Куда несут свои воды реки? - А где находится скопление ледников? - Назовите, где сосредоточены подземные воды? - Давайте вспомним гидрологические термины. 3. Тест на установление соответствия (см. приложение №2) (5 мин) 4. Беседа (5 мин) - Внутренние воды зависят от многих компонентов природы и, являясь частью природного комплекса, сами влияют на них. - От каких компонентов природы, по-вашему, больше всего зависят внутренние воды? - Как влияют на направление и характер течения рек особенности рельефа? (В связи с рельефом реки могут быть порожистыми и иметь водопады. На равнинных низменностях течение рек более спокойное) - Какое влияние оказывает климат на режим рек? (Распределение осадков на материке во многом определяет густоту речной сети, полноводность и режим рек) - Какое питание характерно для рек Южной Америки? (Питание у большинства рек - дождевое. Лишь некоторые реки получают воду за счет таяния снега и льда в горах.) - Южная Америка – самый водообильный материк на Земле. Здесь протекают крупнейшие не только для материка, но и для всей Земли реки: Амазонка, Парана, Ориноко, образующие огромные речные системы. Все крупные реки Южной Америки несут свои воды в Атлантический океан. И лишь на западных склонах Анд начинаются реки, впадающие в Тихий океан. Территории внутреннего стока занимают на материке небольшую площадь (около 6%, что в 10 раз меньше, чем в Австралии). 5. Работа в группах (15 мин) - Класс делится на 5 группы (по рядам), каждая из которых отправляется в плавание по указанной реке или озеру. За время путешествия вам необходимо составить характеристику речных систем и озёр по плану в таблице. Каждый ученик получает карточку с заданием (заполнить таблицы). (см. приложение №3) Примечание. Перед началом работы перед учащимися с помощью презентации визуализируются "Правила работы в группе”: 1. Когда один говорит, остальные слушают. 2. Каждый имеет право высказаться. 3. Комментарии, в том числе и не словесные, не допускаются. - При выполнении задания вы можете использовать карты атласа и текст §30. Отчет группы. - Представьте, что вы – студенты географического факультета, слушаете лекцию по теме «Реки и озёра Южной Америки». Внимательно слушайте выступления товарищей. Сведения, полученные во время лекции, фиксируйте в таблице. Организация: каждой группе предлагается выступить. Отчет о работе группы должен быть кратким и содержать информацию только по полученному заданию. Каждой группе дается не более 3 минут на выступление. Во время прослушивания остальные учащиеся наносят географические объекты (реки, их притоки и озёра) на контурные карты, а также заполняют таблицы (см. приложение №3) 6. Рассказ учителя о водопадах (фрагмент фильма, презентация) ІV. Обобщение и закрепление материала (2 мин) Подведение итогов. Прочитать ещё раз цели урока. Достигли ли вы заданных целей? - К бассейну, какого океана относится все крупные реки Южной Америки и почему? - С чем связано половодье на большинстве рек Южной Америки? - Какой характер течения у большинства рек этого материка и по какой причине? - Почему этот материк имеет самые многоводные реки Земли? Что этому способствует? - *Реки Ориноко и Сан-Франсиску протекают в субэкваториальном климатическом поясе, но одна из них разливается в январе, а другая – в июле. Объясните причину таких различий. - Какой водопад Южной Америки является самым высоким в мире? Его высота? - Самое большое озеро этого материка? - Какое озеро является самым большим в мире из высокогорных озер? Формулирование выводов: - Вернемся вновь к нашей совместной работе и попробуем вместе сделать выводы: 1.Ю.Америка – самый обводненный материк Земли. 2.Здесь протекают самые полноводные реки Земли. 3.Большинство крупных рек Ю.Америки относятся к бассейну Атлантического океана. 4.Питание рек преимущественно дождевое. 5.Анды – главный водораздел рек Ю.Америки. 6.В Ю.Америке мало крупных озер. 7.В Ю.Америке находятся знаменитые водопады. 8. В ю.Америке незначительное скопление ледников в Андах, уве V. Домашнее задание (1 мин) Прочитать § 30, отметить на контурной карте реки, озера и водопады; творческое задание – составить кроссворд или стихотворение на тему «Внутренние воды Южной Америки» VІ. Рефлексия (1 мин) Оцените свою работу на уроке («да», «нет») 1.Доволен ли ты тем, как прошел урок? _________ 2.Было ли тебе интересно на уроке? ______________ 3.Сумел ли ты приобрести новые умения? ___________ 4.Ты был активен на уроке? _____________ 5.Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? ___________ 6.Ты сумел показать и применить свои знания? ___________ Приложение №1 Географический диктант Тема. Климат 1. Материк, с климатом которого Южная Америка имеет много общего. 2. Какой новый климатический пояс появляется в Южной Америке по сравнению с Африкой и Австралией? 3. Обширные сухие территории, отсутствующие, в Южной Америке, по сравнению с Африкой. 4. Формы рельефа в Южной Америке, где хорошо выражена высотная климатическая поясность. 5. Характер распределения осадков на материке. 6. Причины, создающие благоприятные условия для круглогодичной вегетации растений, возделывания тропических культур, сбора нескольких урожаев в год. 7. Пояс, где климат формируется под влиянием юго-восточных пассатов, которые приносят много влаги с Атлантического океана на наветренные склоны Бразильского плоскогорья, формируя жаркую и влажную погоду. 8. Течение, холодные глубинные воды которого оказывают влияние на климат побережья Тихого океана и западные склоны Анд, способствуя образованию туманов, из которых на побережье оседает морось – единственный источник влаги. 9. Пустыня в Южной Америке, где годами не выпадает ни капли дождя, считается одним из самых засушливых мест в мире. 10. Пояс, где климат летом формируется под влиянием тропических воздушных масс, создавая жаркую сухую погоду с редкими ливнями, а зимой западные ветры приносят с океана умеренный воздух и обильные осадки с преобладанием пасмурной, теплой, дождливой погоды. 11. Горы Южной Америки, где климат изменяется при подъеме от подножий к вершинам и при продвижении с севера на юг. 12. Особенности климата на центральных плоскогорьях Анд. Ответы: 1. Неравномерное 12 2. Перуанское 11 3. Африка 10 4. Тропический пояс 9 5. Умеренный 8 6. Пустыни 7 7. Горы 6 8. Анды 5 9. Обилие тепла и влаги 4 10. Субтропический 3 3 11. Суровый и сухой 2 12. Атакама 1 Ключ для проверки В-І 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 3, 5, 6, 7, 1, 9, 4, 2, 12, 10, 8, 11. В-ІІ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 10, 8, 7, 6, 12, 4, 9, 11, 1, 3, 5, 2. Приложение №2 Тест. Тема. Гидрологические термины. Установить соотвествие. 1. Место, где начинается река . А 2. Место впадения реки в море, озеро или другую реку. Ж 3. Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно. К 4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов. И 5. Территория, с которой стекают в данную реку подземные воды и поверхностные. 6. Река со всеми притоками и притоками притоков. Б 7. Граница между бассейнами рек. Г 8. Поток воды, текущий в углублении, называемом руслом. В 9. Скопление воды в природном углублении на суше. Д 10. Падение воды с высокого уступа. Е 11. Каменистый или скалистый участок в русле реки с повышенной скоростью течения. М 12. Воды, находящиеся в толще горных пород. Н 13. Скопление многолетнего льда атмосферного происхождения. Л А – исток Б – речная система В – река Г – водораздел Д – озеро Е – водопад Ж – устье З – бассейн И – дельта К – русло Л – ледник М – пороги Н – подземные воды Приложение №3 Характеристика речных систем План Амазонка Парана Ориноко 1. В какой части материка располагается речная система? Центрально-восточной части Юго-восточной части На севере материка 2. Исток, направление течения, устье, длина главной реки? В Андах. Течёт с запада на восток. Впадает в Атлантический океан. Длина реки – 6437 км. На Бразильском плоскогорье. Протекает с севера на юг. Впадает в Атлантический океан. Длина – 4400 км. На Гвианском плоскогорье. Направление течения с юга на север материка. Впадает в Атлантический океан. Длина – 2730 км. 3. Бассейну, какого океана принадлежит речная система? К бассейну Атлантического океана. К бассейну Атлантического океана. К бассейну Атлантического океана. 4. Главные притоки. Риу-Негру, Мадейра, Тапажос. Уругвай, Парагвай. Карони, Каура. 5.Зависимость от рельефа (характер течения, пороги, водопады) В истоке река имеет порожистое горное течение т.к. берёт свое начало в г. Андах. Протекая по Амазонской низменности течение, становится более спокойным. В истоке много порогов течение горное. Водопад Игуасу расположен на одном из притоков Параны. На Ла – Платской низменности характер течения более медленный. На одном из притоков Ориноко, стекающих с Гвианского плоскогорья находится самый высокий водопад мира Анхель – 1054м. 6. Зависимость от климата (источники питания, многоводность, колебания уровня воды в реке) Амазонка самая многоводная река мира. Подъём уровня воды в северных и южных притоках Амазонки бывает в разное время года и поэтому она полноводна весь год. При подъёме воды река затопляет обширные пространства. Источник питания в основном дождевой. С приходом влажного экваториального воздуха и сезона дождей реки разливаются и затопляют окружающие плоские пространства, превращая их в болота. В сухой период реки сильно мелеют. Источник питания дождевой. 7. Возможность хозяйственного использования Реки Южной Америки играют большую роль в жизни населения. На низменных равнинах они судоходны. На реках с бурным течением построены электростанции. В засушливых местах вода используется для орошения полей. Характеристика крупных озёр Южной Америки План Титикака Маракайбо
1. Что означает название? Скала возле места добычи руды Земля Мары 2. В какой части материка располагается озеро? В Андах на высоте 3 812м На севере, на побережье Карибского моря 3. Происхождение озёрной котловины котловины? Тектоническое Тектоническое, озеро-лагуна 4. Глубина озера? 304 м 250 м 5. Особенности Температура воды на протяжении года +14, пресное, на озерных мелководьях растёт тростник тотора, образуя острова, впадает много рек, а вытекает одна, цвет воды изменяется трижды в день: утром –голубое, днём – стальное, вечером –тёмно-багряное, никогда не замерзает Пресное, во время приливов солёность немного возрастает, берега низкие и заболоченные, уникальное по запасам нефти 6. Возможность хозяйственного использования Рыболовство, охота на водоплавающих птиц Рыболовство, охота на водоплавающих птиц, добыча нефти Сообщение о водопадах ИГУАСУ. Со ступенчатых уступов Бразильского плоскогорья низвергаются многочисленные водопады. Однако особенной известностью пользуется водопад Игуасу. Название его в переводе с языка индейцев гуарани означает «большая вода». Водопад находится в 28 км выше того места, где Игуасу впадает в Парану, на границе между Бразилией и Аргентиной, при чем большая часть принадлежит Аргентине. Водопад впервые стал известен европейцам в середине XVI в., когда его открыл испанский конкистадор Альваро Нуньес Кабеса де Вака. Игуасу ниспадает двумя главными каскадами, но всего водопадов в системе 275, его ширина – 4 км (самый широкий в мире). С воздуха система выглядит как иззубренная коса. Охватить взглядом с земли весь фронт водопада невозможно: мешают скалы и тропический лес. Чудовищную массу воды низвергает Игуасу. Расход воды — 12 766 т в секунду. Очевидцы так отзываются о водопадах Игуасу: «Грандиозное зрелище небывалой красоты, поражающее всех, кому посчастливилось его увидеть» (записки бразильской экспедиции)». АНХЕЛЬ. В бассейне Ориноко, на реке Чурун, притоке Карони, находится самый высокий на Земле водопад Анхель, названный так по имени его первооткрывателя американского летчика Джимми Энджела. Открыт он сравнительно недавно, в 1935 г. Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных уголков Земли. Горный массив Ауян-Тепуи высотой до 3000 м круто обрывается отвесной скальной стеной. Подступы к стене перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными. Что же искал там Энджел? В 1930-х годах в Венесуэле вспыхнула алмазная лихорадка. Энджел купил спортивный самолет и полетел к массиву Ауян-Тепуи. Он первым из людей увидел ленту воды, ниспадающую с гор. Энджел не открыл алмазных месторождений (это сделали другие). Самолет его валяется в горах до сих пор как памятник безумству — не столько храбрых, сколько алчных. Самого Энджела чудом спасли». Игра «Светофор» , «Да – Нет» - «Я утверждаю, что …» (зеленый – согласны, красный – нет). +1.Распределение речной сети зависит от рельефа и климата. +2.Ю.Америка – самый обводненный, т.е. богатый внутренними водами материк. -3.Большинство рек Ю.Америки относится к бассейну Тихого океана. +4.В Ю.Америке протекает самая полноводная река мира – Амазонка. -5.Водопад Анхель был открыт английским путешественником Д.Ливингстоном. -6.Водопад Игуасу – самый высокий водопад мира. -7.Питание рек Ю.Америки – преимущественно снеговое. +8.Озеро Титикака – самое большое высокогорное озеро мира. -9.В Ю.Америке много крупных озер. +10.Водопад Игуасу находится в системе реки Параны. УТВЕРЖДЕНИЯ ОТВЕТЫ 1. На материке много крупных озёр. - 2. Маракайбо – самое крупное озеро на севере Южной Америки. + 3. Озеро Титикака – самое крупное тектоническое озеро на материке. + 4. Озеро Титикака – самое высокогорное озеро в мире. + 5. Берега озера слабо изрезаны. - 6. Озеро Титикака расположено в Андах. + 7. Вода в озере Титикака солёная. - 8. Максимальная глубина озера Титикака 304м. + 9. На берегах озера Маракайбо добывают нефть. + 10. Озеро Титикака расположено на границе Перу и Бразилии на высоте 3812м. + Картографический практикум - Имея теоретическую підготовку, выполним практическую работу№8 «Обозначение на контурной карте основних географических объекта материка». - 63ْ з. д ْ6 пд. ш ... (водоспад Анхель) - 72ْ з. д 10ْ пд. ш ... (озеро Маракайбо) - 55ْ з. д 26ْ пд. ш ... (водоспад Ігуасу) - 69ْ з. д 16ْ пд. ш ... (озеро Тітікака) | |
Просмотров: 7622 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |